Или думай сам — или тот, кому приходится думать за тебя, отнимет твою силу, переделает все твои вкусы и привычки, по-своему вышколит и выхолостит тебя.
Фрэнсис Фицджеральд, американский писатель, крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе

Казак Мамай в камуфляже

9 июня, 2017 - 11:14

Казак Мамай - уникальное явление в мировой культуре, неканонический святой, изображение которого висело в украинской хате рядом с иконами. Святой, любит женщин, пьет водку и курит трубку, и в то же время воин, не трогает чужого и не отдаст своего. У него есть конь, проводник между мирами, и сабля. Он сидит, словно Будда, под разлогим деревом, символизирующий дерево рода. У него есть кобза, что свидетельствует о его высоком статусе глашатая народа. Он - самодостаточный, он соответствует античному принципу «все свое ношу с собой». Он - мобильный, не привязан к быту. Я убеждена, что этот архетип берет свое начало еще от скифов, а не занесен с Востока, как утверждают некоторые ученые. Ведь что мы знаем о скифах? Их верховным богом был Папай, бог неба и грома, имя, означающее отец, защитник. И именно на землях скифов над Днепром появляется казак Мамай, отстраненный, одинокий, бдительный. Покровитель, защитник, наблюдатель.

«В каждую хату по Мамаю! - таков шуточный лозунг ежегодного Мамай-феста, что происходит уже в десятый раз в г. Каменском на берегах Борисфена. Десятки и сотни новых интерпретаций этого народного образа в залах городского музея, директором которого является историк Наталья Буланова. Научная конференция, выступления кобзарей, писателей, демонстрация фильмов. Никакого заигрывания с публикой, как это бывает часто. Это место общения украиноцентричных художников и интеллектуалов, и туда не попадают случайные люди. И это все происходит в русифицированном постиндустриальном городе, откуда родом генсек Брежнев. Мамай-фест проводили даже в страшном 2014 году, когда местные власти готовились к расколу и захвату Украины и перевели все церкви в московский патриархат. Кто знает, может, дух Мамая витал над Приднепровьем и не допустил трагедии.

Я не рекламирую это мероприятие, а делюсь своими открытиями. Во-первых, русифицированное  население, состоящее из малороссов и потомков привезенных россиян, здесь, безусловно, преобладает. Украинского языка не слышно ни в Каменском, ни в Никополе. Здесь любят Брежнева, потому что он добился для родного города больших льгот. Здесь верят, что мы воюем не с Россией, а просто олигархи дерутся. И мечтают о дешевых продуктах и красных директорах. Ситуация крайне опасная.

Во-вторых, потомки казаков, честь которых олицетворяет колдун и нонконформист Иван Сирко, по селам имеют организации «Просвита», которая появилась в этих краях в 1917 году. В-третьих, местные патриоты не боятся «зловещих» Дмитрия Яроша и Ирины Фарион, от которых воротят нос патриоты галицкие, оглядываясь на Европу. Патриотически настроенные каменчане прекрасно понимают, что без украинизации и демонтажа советской системы мы не построим независимого государства и тратить время на перевоспитание сепаратистов и совков не собираются. Поэтому пытаются привлечь к культурно-историческим проектам детей и молодежи. Они находятся в кислотной среде московского православия, как и патриоты Запорожья или Херсона, но не ждут, пока кто-то что-то за них сделает. Словно тот Мамай посреди степи, эти люди всегда готовы защищать Украину в Украине. В украинском обществе всегда были нужны рыцари-заступники, пусть мифические, пусть давно умершие, а не циники, плаксы или те, кто продается рано или поздно, как продавалась казацкая старшина, а теперь политики и журналисты. Больше, чем подачки от власти, больше, чем членство в НАТО. К сожалению, постколониальная творческая и интеллектуальная элита этого никогда не понимала. Конечно, у нас есть благородные и преданные украинцы, но они словно прутики, которые еще надо складывать, как веник, вместе. Надеюсь, кроме сабли, кто-нибудь когда-нибудь добавит к атрибутам нового казака Мамая и этот скромный предмет быта, как добавили каску воина АТО и автомат. Потому что восток и юг Украины в языковом и культурном смысле напоминают российскую провинцию и не обращать на это внимания - преступление и повторение в будущем трагедии Донбасса и Крыма.

Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments