А самое большое наказание - это быть под властью худшего человека, чем ты, когда ты сам не согласился руководить.
Платон, древнегреческий философ, епиграматист, поэт, один из родоначальников европейской философии

Казаны с кашей от врагов наших

27 декабря, 2013 - 14:31
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Мир — это не баланс между  разными силами и не равновесие  добра и зла на чаше весов истории. Мир —  христианская обязанность  людей... Такие слова произнес Папа Франциск-I на рождественской проповеди, в то время, когда шайка насильников «неизвестного» происхождения избивала до полусмерти Таню Черновил, нашу коллегу, хрупкую женщину, спешащую после работы к своему ребенку. Казалось бы, далеки от реальной жизни религиозные  идеалы. Советы и мудрость  святых отцов часто уступают аргументам физического воздействия, которые применяют, увы, неистово крестящиеся прихожане. Вчера они ставят свечки в церквях, а сегодня разрушают храмы людских душ. Ужасный диссонанс слов и поступков. Но, именно такие события и действия помогают сегодня понять смысл происходящего в стране.

Блогерская и медийная среда давно гудит растревоженным ульем о Майдане, его победах и неудачах. И хотя украинское название площади, зазвучавшее на всех языках мира без перевода,  не оформилось в  завершившийся факт истории, его уже оценивают, анализируют и встраивают в систему ивентов года. Дескать, хорошо по массовости, но плохо по результатам. Нечего в палатках сидеть, пора идти в Хонку Верховного главнокомандующего,  или по  домам. Ура, Майдан победил! Караул, Майдан проиграл!  Подождите, друзья, писать рецензии в начале пьесы.  Все только начинается. Существование Майдана в мирном и стабильно протестном состоянии разрушает режим больше, чем «наступление» по всем фронтам.

Палаточный городок, раскинувшийся на центральной площади крупного европейского города и живущий, как скаутский лагерь на лоне природы — явление неординарное для видавшего виды континента.  Там давно отвыкли от уличных столкновений. Погромы в городах, по каким бы причинам они не возникали, одинаково  страшат власть и  население. В 1947 году 70% немецкой общественности  считало  Гитлера выдающимся политиком современности. В 1951-ом  таким его называли только 5% взрослых немцев. Это к тому, что кровавые лидеры давно вышли из моды и более шести десятилетий европейцы предпочитают ненасильственный мир всякому другому. Организовав «священный поход»  против, воров, взяточников и других преступников, не удастся получить моральную поддержку европейцев. Они привыкли решать политические проблемы правовым способом. А мы при полном отсутствии права,  вынуждены отвечать на насилие только словами. Тяжелая, как крест Спасителя миссия подставлять щеки для ударов. Но иного сегодня не дано. Иначе сбудется кремлевская  мечта —  вывести на дорогу войны мирную Украину. Тогда  все пропагандистские страшилки, придуманные в недрах российского «Украинского выбора», станут реальностью, и мы получим вместо парализованной власти дееспособную диктатору, усиленную кумовским ресурсом.

Наш мирный протест —  эффективная психическая атака против силовиков, боевиков, и чужаков с кастетами и дубинами в руках. Они не выдерживают толерантности, как осы дихлофос, и бросаются на раздражитель или в разные стороны. И будь они даже огромным слоном, заноза  Майдана, рано или поздно свалит их с ног.

Во-первых,  главная площадь столицы, удаленная от власти,  важнейший аргумент политики, вроде знамени победы над Рейхстагом, показывает, кому принадлежит город.  Как бы не воротили от него нос, как бы не закрывали глаза и уши, факт существования территории свободы, на которую стремится попасть чуть ли не каждый гражданин Украины,  сигнал дипломатам и лидерам соседних стран. Осторожно! Здесь происходят крупные перемены.

Во-вторых, Майдан забирает у власти самое дорогое — деньги. Им накладно держать в Киеве армию милиционеров, оплачивать «альтернативные» мероприятия, переводить чиновников на режим работы фрилансеров. Не зря они экономят на своих же сторонниках. Видно, власть  не способна выполнять представительские функции и затрудняется в осуществлении организационных.

В-третьих, Майдан, соскоблил остатки  белой краски с воронов  и сдул голубиные перья на коршунах. Благодаря  горящим кострам и казанам с кашей на местах былых парадных шествий, мы увидели подлинное лицо системы, выстроенной Виктором Януковичем и его предшественниками. Лживое, хмурое, агрессивное и мало подверженное чувствам сострадания и любви. Неожиданность не в упавшем покрывале, а в реакции на мирные акции. Мы им  креатив самодельных плакатов — они нам дубинами серийного производства по почкам. Такой общеполитический обмен. Недавно прочел в ленте сообщений, как «герой  антимайдана» из Севастополя рассказывал о своих впечатлениях пребывания в Мариинском парке. Говорил, было страшно оказаться окруженным кольцом киевлян с обрезами под куртками. Очень понятная реакция человека «уважающего язык силы». Ему необходима  физическая угроза, поскольку без нее он теряет мотив собственного героизма и смысл происходящего.

Наконец, в-четвертых, Майдан расколол партийное единство правящей олигархии. В монолитных рядах, распорядителей имущества и бюджета страны, появились несогласные с курсом, перебежчики, противники, а главное — разные идейные платформы. Обнаружились готовые  полностью сдать страну «братскому режиму», и желающие продать ее частями, предпочитающие европейский выбор безоговорочно, и колеблющиеся между западом и востоком.

Четыре блюда, приготовленные в казанах Майдана, над дымящимися кострами, напоминающими в эти дни очаги пастухов, которым  суждено увидеть первыми свет Вифлеемской звезды.  И хотя не все из нас склонны с помощью  религиозных  метафор отвечать на современные вызовы, все же, доверимся чувствам и опыту. Во всей долгой и кровавой летописи нашей страны, лучшие страницы посвящены  не силе оружия, военному искусству и  благородным порывам мести. Мы побеждали  доброй волей и силой духа. Они не заметены песками прошлого, а раскрылись сейчас в новом виде и сейчас поражают весь мир. Российские, польские, немецкие, испанские очерки о Майдане - это восхищение новым явлением европейской жизни: самым длительным в истории континента мирным протестом. У нас же, под шпицрутенами «беркутовцев», ощущения иные.

«Іди — щоб серце висвітлить

з ночей

у майовому полі на безмежжі.

І не барись — ти завше

вічний дервіш

з сомнамбулічним

спалахом очей.

Тож проривайся — в поле,

до води,

до гір, до зір, до молодого сміху.

Тож проривайся —

крізь людську

зловтіху,пересуди, і осуди,

й суди.»

Это стихи Василия Стуса, Героя Украины, никогда не державшего в руках оружия.

Рубрика: 
Газета: 
Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments