Мы все еще спасаем дистрофию тел, а прогрессирующая дистрофия душ - нам безразлична
Василий Стус, украинский поэт, переводчик, прозаик, литературовед, правозащитник, представитель культурного движения шестидесятников, Герой Украины

Культура для многих - первая потребность, которую не нужно удовлетворять

4 марта, 2021 - 21:21

Мы все годы говорим и пишем о политике, о несправедливой «игре» чиновников, сплошной коррупции и пренебрежении Закона.

Зато все эти последствия вытекают из простого, но утраченного нами понятия «культуры».

Как бы ни парадоксально это звучало, но понятие «культуры» лежит прежде всего в политической плоскости, ведь различные диктаторы, безотносительно ко времени своего существования, выдавали самый меткий план по уничтожению целостности и единства любого народа: уничтожить культуру - значит уничтожить народ, - о это говорил Гитлер, Сталин и другие «вожди».

К примеру, когда гитлеровская Германия завоевывала страны Европы, то в первую очередь, военачальники вывозили все произведения искусства, достижения завоеванного народа в Германию.

Это привело к тому, что Франция, Великобритания и Польша до сих пор не могут найти свое наследие - часть была разрушена при транспортировке, а другая - спрятана в неизвестных тайниках. О чем подробнее рассказывает современный итальянский режиссер Паоло Соррентино.

Советская Россия не была такой изысканной в методах и уничтожала народы голодом, бедностью, каторгами и Сибирью.

СОРЕВНОВАНИЯ СТАЛИНА И ГИТЛЕРА В МЕТОДАХ УНИЧТОЖЕНИЯ КУЛЬТУР

Однако, даже в создании или уничтожении искусства эти два режима пытались соревноваться.

Сталинский Советский Союз был не только ярым врагом Германии, но и источником вдохновения для Гитлера в том, как строить тоталитарную систему.

Есть информация о том, что и в культурной сфере шел активный обмен. Деятелям культуры с обеих сторон и в голову не приходило говорить, что культура вне политики, ведь каждое культурное достижение должно было прославлять режим.

Особенно полезным для нацистов был опыт создания советской пропаганды.

Йозеф Геббельс восхищался произведениями советского кинорежиссера Сергея Эйзенштейна.

Однако, пока сверхдержавы соревновались в создании единообразного обезличенного и стереотипного искусства - соседи страдали от их политики и представления искусства.

ТАКИЕ МЕТОДЫ СТАЛИ СОКРУШИТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ

Люди были лишены всякой индивидуальности, поэтому стали простыми символами, выражающими возможные всеобщие истины. Если посмотреть на архитектуру, искусство, или живопись советской Украины, создается впечатление что лица, формы и цвета нанесены исключительно в пропагандистских целях. Все это является стилизованным отображением моральных ценностей самой власти: сила, мощь и унифицированная «красота».

Попытка создать пролетарскую культуру в России привела к возникновению литературной организации «Пролеткульт», опиравшейся на два коренных принципа: во-первых, пролетарскую культуру можно создать, отбросив традиции и образцы прошлого; во-вторых, в создании этой культуры должны участвовать народные массы.

Отождествленный с культурой российского города, «Пролеткульт» не имел большого влияния среди украинцев.

Однако его идеи сделали свое дело в процессе возникновения в Украине так называемых массовых литературных организаций.

В 1922 г. В Харькове под руководством Сергея Пилипенко появилась первая массовая литературная организация - «Плуг».

Заявив, что для масс надо создавать такую литературу, которую они хотят, эта организация учредила сеть писательских кружков, которая вскоре насчитывала 200 писателей и тысячи начинающих. Один из деятелей организации так выразил отношение к искусству: «Задача нашего времени в области искусства заключается в том, чтобы приземлить искусство, снять его с пьедестала на землю, сделать его нужным и понятным для всех». Через год Василий Эллан-Блакитный организовал литературную группу «Гарт», которая также стремилась работать для создания пролетарской культуры в Украине. В группу входили Константин Гордиенко, Александр Довженко, Олесь Досвитный, Михаил Йохансен и другие.

Несмотря на это, часть украинской интеллигенции пыталась бороться за высокое искусство и его роль. Именно в этой борьбе возникает такое понятие как «расстрелянное возрождение».

Даже Троцкий признавал, что «нигде репрессии, чистки, унижения и вообще всякого рода бюрократическое хулиганство не набрали таких ужасающих размеров, как в Украине, в борьбе с мощными скрытыми стремлениями украинских масс к большей свободе и независимости».

Удар по культурной и социальной жизни украинцев особенно ощущался в среде двух поколений украинской интеллигенции - тех, кто активно действовал до революции, и тех, кто вышел на передний план в 20-е годы. Именно эти поколения должны были сыграть определяющую роль в процессе строительства нации, и именно они были истреблены сталинщиной.

ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗРУШЕНИЕ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Конечно, такие целенаправленные и жестокие методы не могли не оставить шрамов и синяков на теле нашего искусства, наследия и даже бытовой культуре.

За несколько десятилетий советская культура смогла превратить нас из народа, который не закрывал входную дверь на ночь и всегда оставлял еду на столе для гостей, на тех, кто не здоровается даже со своими соседями.

Такое безразличие и неумение коммуникации - это не следствие глобализации или интернета, нет. Это тот план, который реализовывался теми, кто ненавидел наши «открытые двери».

Важнейшей миссией украинского народа и власти является осознание того, что пепел уничтоженных поколений может стать фундаментом для возрождения лишь после нашей исправленной «работы над ошибками».

Евгения СЛИВКО, политический советник

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ