Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Массовые репрессии: Сталин не виноват

27 декабря, 12:27

Савеловский районный суд Москвы отклонил иск бывшего следователя по особо важным делам Генпрокуратуры Игоря Степанова к директору ФСБ РФ Александру Бортникову, год назад в интервью «Российской газете» назвавшему массовые расстрелы во время Большого террора «перегибами на местах». Решение само по себе  историческое. Теперь высшие государственные чиновники Российской Федерации фактически получили право писать и переписывать историю по собственному разумению и совершенно безнаказанно. Если решение Савеловского суда будет подтверждено всеми инстанциями вплоть до Верховного суда, то отныне в российские школьные и вузовские учебники золотыми буквами будут вписаны слова Бортникова о том, что «в органах начались "чистки", которые еще больше усилились после убийства С. Кирова в декабре 1934 года. При малейших подозрениях в "неблагонадежности" квалифицированные сотрудники переводились на периферию, увольнялись или арестовывались. Их место занимали люди без опыта оперативной и следственной работы, но готовые ради карьеры на исполнение любых указаний. С этим отчасти и связаны "перегибы" в работе ОГПУ – НКВД на местах».

То есть, получается, что Сталин и Ежов не виноваты. Они все правильно делали, вот только неопытные исполнители на местах перебарщивали по части репрессий и портили репутацию НКВД в глазах общественности. Теперь будет предписано российским школьникам и студентам отвечать на экзаменах, а журналистам писать в передовицах российских газет к очередному юбилею советских органов государственной безопасности о том, что «хотя у многих данный период ассоциируется с массовой фабрикацией обвинений, архивные материалы свидетельствуют о наличии объективной стороны в значительной части уголовных дел, в том числе легших в основу известных открытых процессов… большое количество фигурантов тех дел – это представители партноменклатуры и руководства правоохранительных органов, погрязшие в коррупции, чинившие произвол и самосуд» (ну, как таких не расстрелять!). Также придется повторять вслед за Бортниковым, что «массовые политические репрессии закончились после принятия постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» от 17 ноября 1938 года. Назначенный на пост наркома внутренних дел Л. Берия восстановил ГУГБ НКВД и провел кадровые "чистки", изгнав карьеристов предыдущих призывов. Повысились требования к качеству следственной работы, что способствовало кратному сокращению приговоров к высшей мере наказания».

А куда же денутся, например, почти 25 тысяч польских офицеров и гражданских лиц, расстрелянных в Катыни и других местах в апреле – мае 1940 года? Куда денут десятки тысяч расстрелянных и сотни тысяч депортированных украинцев, белорусов, русских, молдаван, литовцев, латышей, эстонцев, евреев и представителей других национальностей, ставших жертвами пакта Молотов – Риббентроп и сталинской аннексии Западной Украины, Западной Белоруссии, Северной Буковины, Бессарабии, а также Литвы, Латвии и Эстонии, осуществленной в 1939-1940 годах? Понятно, что российским властям очень хочется обелить органы госбезопасности от репрессий 1937-1938 и последующих годов, а для этого приходится препарировать исторические факты.

Бывший следователь Степанов после судебного решения заявил: «Дальше все пойдет по накатанному – вторая инстанция и Страсбург». Вот только до Страсбурга дело Игоря Степанова против Александра Бортникова может не дойти, поскольку существует большая вероятность того, что в наступающем 2019 году Россия либо сама покинет Совет Европы, либо будет исключена из него из-за неуплаты членских взносов, и тем самым окажется вне юрисдикции Европейского суда по правам человека. О чем, кстати сказать, многие люди из окружения Путина давно мечтают.

Собственно, дальше логически напрашивается следующий шаг, когда уже будут отдавать под суд за обвинение центральной власти и лично Сталина в незаконных политических репрессиях. Сегодня такое звучит дико, но логика развития политического процесса в России и полная подчиненность судебной власти исполнительной власти может привести к подобному результату уже в недалеком будущем. Российская власть давно уже убедила себя и достаточно успешно убеждает в том же российских граждан, что истории России и сопредельных с ней стран есть ровно то, что напишут официальные российские историки, получающие команды из Кремля. Причем, если в этой тщательно выверенной и стерильной картине истории вдруг будут происходить какие-то драматические изменения, вызванные политической конъюнктурой, то верить надо будет именно последней версии исторических событий, а о существовании предыдущей версии, ранее считавшейся столь же официальной и выверенной, будет приказано напрочь забыть.

Сталин и сталинская эпоха нужны Путину и его команде для оправдания нынешней внешней политики, направленной на реставрацию Советской империи, в своих основных географических контурах созданной именно Сталиным. И весьма желательным было бы очистить светлый облик генералиссимуса от темных пятен в виде незаконных массовых политических репрессий. Самый простой путь для этого – списать массовый характер репрессий на «перегибы» на местах, которые мудрый Сталин, как только узнал о них, немедленно пресек с помощью своего верного слуги Лаврентия Берии.

В общем, применительно к истории XX века российская историческая наука постепенно перестает быть наукой и возвращается к советским канонам. В советское время в каждый политический период существовала только одна официальная картина истории, которая, однако, в дальнейшем менялась вместе с изменением линии единственной правящей партии, когда те или иные имена из истории исчезали или, наоборот, после долгого перерыва вновь в ней появлялись, а оценки тех или иных событий менялись на прямо противоположные. Сейчас официальная картина примерно соответствует позднему Хрущеву – да, были незаконные репрессии и культ личности Сталина, но, несмотря на ошибки, связанные с неправильной оценкой сроков возможного германского нападения, Сталин сыграл положительную роль в достижении победы в Великой Отечественной войне и укреплении социализма. Но очень скоро официальная версия может склониться к позднему Брежневу: репрессий не было, троцкистов и бухаринцев громили правильно, а Сталин, наряду с партией, - творец победы в войне. И народу это понравится, ибо великое мифологизированное прошлое для него служит некой моральной компенсацией за скудное настоящее.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать