Флаг имеет силу тогда, когда его несут.
Евгений Сверстюк, украинский литературный критик, эссеист, поэт, мыслитель, философ, политзаключенный советского режима

Миротворцы на Донбассе: варианты и последствия

Одно только эмбарго на покупку российской нефти способно вернуть РФ в Будапештский клуб гарантов
11 декабря, 2017 - 11:33

На днях специальный представитель Госдепартамента США по делам Украины Курт Волкер заявил, что Штаты поддерживают размещение миротворческой миссии на Донбассе, но без согласия России воплотить этот замысел будет невозможно. «Идея миротворцев в том, что они нужны для безопасности в регионе и для выполнения критических пунктов Минских соглашений», – добавил он.

Но что считать критическими пунктами Минских соглашений? Сможет ли Совбез ООН выпутаться из противоречий с Россией? Каковы мотивы Порошенко во всей этой истории, и что принесут миротворцы нашей стране?

В вопросе миротворцев, как, впрочем, и во всем процессе мирного урегулирования в Украине, все без исключения «высокие стороны» немного не договаривают в надежде, что украинские граждане немного недопонимают. Для нас же, всех вместе, это недопонимание может стоить утраты перспективы восстановления мира и построения достойной жизни в единой стране.

Если убрать словесную шелуху, то схематично картина мира выглядит следующим образом.

Цели Российской Федерации неизменны: вернуть Украину в сложноподчинённое положение и посредством реинтеграции ОРДЛО по кремлёвскому сценарию кардинально изменить в свою пользу не только баланс сил внутри страны, но и её внешнеполитические устремления. Инструментом достижения именно этих целей служат Минские соглашения. Миротворцы в этом сценарии необходимы только для подкрепления тезиса о внутреннем конфликте и для легитимизации выборов на оккупированных территориях.

Абсурдная идея «миротворческой миссии ООН по охране миссии ОБСЕ» вброшена для затравки. Дальше начнутся циничные торги с целью достижения «компромисса ради мира». Конечным результатом таких торгов может стать миротворческая миссия на всей территории ОРДЛО, введённая на условиях реализации порочной минской формулы «особый статус-амнистия-немедленные выборы» с одновременным снятием санкций с России. При этом в качестве фигового листка оставят символические санкции, введённые за аннексию Крыма. В случае реализации такого сценария вся Украина превращается в одну большую Малороссию.

Кристально циничные цели Петра Порошенко меньше всего противоречат кремлёвско-минским идеям. Программа максимум для Порошенко: скинуть на долгие годы проблему Донбасса на миссию ООН и при этом, спекулируя на теме восстановления мира и территориальной целостности страны, избраться на второй срок. Программа минимум: предвыборной весной 2019-го довести разговоры о введении миротворцев до апогея и на этом, в очередной раз обманув избирателей посулами скорого мира, избраться президентом.

Следующей по шкале «восток-запад» идёт Европа, позиция которой определяется ранее сделанными публичными ставками на минский процесс и большим желанием переложить ответственность за решение проблемы на ООН, с лёгкой поправкой на нарастающие в Европе антироссийские настроения.

Позиция США по вопросу миротворческой миссии также непредсказуема, как и вся современная внешняя политика нашего заокеанского партнёра. Уповать приходится только на понимание реальной ситуации и трезвость оценок самого Курта Волкера, а также на растущее за океаном осознание параноидальности амбиций путинской России и опасности, которую они несут.

И, наконец, Украина и украинцы. В чем наш национальный интерес? Точно не в том, чтобы Порошенко вновь стал Президентом Украины, а страна получила замороженный конфликт или вернулась в лапы Кремля!

Единственная приемлемая для нас миротворческая миссия ООН – пограничная, размещённая на донбасском участке государственной границы Украины с Россией на время переходного периода, необходимого для восстановления мирной жизни людей. Однако для такой миссии, охраняющей 415 километров границы, необходимо до 5 тысяч человек, а это огромные затраты даже в масштабах ООН. Но главное, что такой вариант по своему эффекту слегка похож на приём Украины в НАТО.

Другими словами, Россия, как постоянный член Совбеза ООН, никогда не одобрит мандат миротворцев, приемлемый для Украины и соответствующий её национальным интересам, а Украина просто не имеет права в угоду России отказаться от суверенитета над своими территориями и от будущего, ради которого гибли её граждане.

Выход из этого тупика находится в Будапеште. В клубе стран, гарантировавших Украине и её народу незыблемость границ и безопасность, ни у кого нет права вето. А вот исконное право формировать за этим столом повестку дня принадлежит нашей стране, избавившейся по запросу всего цивилизованного мира от третьего по величине ядерного арсенала. И не важно, захочет ли Россия садиться за этот стол переговоров, – альтернативой консенсусу может быть только принуждение к миру.

Справка для прагматичного Запада. ВВП Российской Федерации на 27% формируется за счёт экспорта нефти, которую можно заменить добываемой странами ОПЕК или другими экспортёрами. Одно только эмбарго на покупку российской нефти способно вернуть Россию в Будапештский клуб гарантов. При этом компенсация на переоборудование нефтеперерабатывающих заводов под другие сорта нефти обойдётся дешевле миротворческой миссии ООН и потерь от многолетних недостаточно эффективных санкций.

Андрей СЕНЧЕНКО, лидер Всеукраинского общественного движения «Сила права», специально для «Дня»

Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments