Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Не сдаваться!

Единственный выход для Украины — как это ни тяжело, продолжать войну и соглашаться только на такое урегулирование, которое гарантирует вывод всех российских войск и вооружений с территории Донбасса
09 февраля, 19:13
ДЕБАЛЬЦЕВО. 9 ФЕВРАЛЯ 2015 г. / ФОТО РЕЙТЕР

Еще одна попытка достичь устойчивого прекращения огня на юго-востоке Украины, предпринятая канцлером ФРГ и президентом Франции, может кончиться либо неудачей, либо капитуляцией Киева. Блиц-визит Ангелы Меркель и Франсуа Олланда в Москву, как кажется, направлен на подготовку нового Мюнхенского сговора, и речь может идти о том, как Евросоюзу более пристойно капитулировать перед Владимиром Путиным, сохранив при этом лицо. Впрочем, есть еще надежда на то, что западные партнеры российского президента действительно столь наивны, что надеются изменить поведение российского президента и заставить его отвести свои войска и наемников из Донбасса. И в случае, если они убедятся, что слова и дела Путина имеют мало общего между собой, то, наконец, перейдут к ужесточению антироссийских санкций. Это — оптимистический для Украины сценарий. Но есть немало признаков того, что пока готовится капитуляция.

•  Олланд и Меркель уже предупредили, что нынешний раунд переговоров с целью достижения реального перемирия на Донбассе — последний, и в случае его провала неизбежно возобновление полномасштабной войны. Эти утверждения призваны запугать в первую очередь не российскую, а украинскую сторону, как и западную общественность. И также как способ давления на Украину можно рассматривать обнародование солидной вроде бы газетой «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» со ссылкой на анонимных представителей германских спецслужб данных, будто бы в войне на Донбассе уже погибло 50 тыс. человек. Цифра это абсолютно фейковая, что я сейчас покажу. А источником ее, действительно, являются спецслужбы. Вполне возможно, что германские, но не исключено, что и российские. Недаром прокремлевские СМИ начали так оперативно тиражировать эту информацию. Точнее, дезинформацию. Она призвана повлиять на украинское и западное общественное мнение в плане скорейшего прекращения унесшей так много жизней войны на Украине, причем любой ценой.

•  На российское общественное мнение эти данные все равно никак не повлияют. Подавляющее большинство российской общественности полностью зомбировано путинской пропагандой и любые жертвы привычно отнесет на счет «проклятых укропов-бандеровцев» и поддерживающих их американцев, которые сами во всем и виноваты. Для европейцев же и украинцев приведенные фальшивые данные должны послужить оправданием возможной скорой капитуляции Меркель и Олланд, а с ними и Порошенко, перед Путиным. Ведь человеческие жизни превыше всего. Между тем, цифра в 50 тыс. погибших в несколько раз превышает реальное число жертв конфликта в Донбассе. И вот почему. Цифра, названная Президентом Петром Порошенко в Мюнхене — 5638 погибших мирных жителей, включает не только сведения украинских властей, но и данные администраций оккупированных территорий, и представителей ОБСЕ. Ни одна из сторон конфликта не заинтересована в занижении числа жертв среди мирного населения, поскольку вину за это она все равно возлагает на противника. Точно так же не заинтересованы в занижении числа погибших гражданских лиц международные организации — ОБСЕ и ООН. Недоучет здесь, конечно, возможен, если о гибели отдельных граждан не было сделано заявлений, но он может составлять сотни, но никак не тысячи человек. Число убитых украинских военных, по официальным данным, составляет 1432 человека. По неофициальным данным, оно выше и вместе с погибшими из числа пропавших без вести, по мнению Юрия Бутусова, сейчас превышает 2 тыс. человек. По моей оценке, вместе с умершими от ран и погибшими в плену общее число погибших участников АТО может достигать трех тысяч человек, но вряд ли превышает эту величину. В пользу такой цифры в качестве предельной оценки говорят и имеющиеся данные о числе захоронений, и появляющиеся в соцсетях списки погибших. Если бы реальные потери украинской стороны были в несколько раз больше, это бы уже отразилось, как минимум, в соцсетях, учитывая отсутствие цензуры в Украине, в отличие от России.

•  Что же касается числа погибших среди российских военных и сепаратистов, то официальных данных на этот счет нет. Боюсь, что относительно российских солдат и офицеров таких данных нет в принципе. Ведь присутствие российской армии на Донбассе — самая большая государственная тайна Кремля. Поэтому вряд ли в российском Генштабе рискуют составлять сводные документы по потерям. Да и текущие донесения могут не хранить из соображений конспирации. У сепаратистов же централизованный учет потерь, судя по всему, отсутствует вообще. Остается использовать данные блоггера Олега Ярчука, о степени надежности которых я уже говорил. Потери российских войск на 8 февраля он определяет в 6443 убитых, 4334 раненых и 2960 пропавших без вести. Поскольку пропавшие без вести взяты из текущих донесений, большинство из них в действительности остались живы (просто с подразделением была потеряна связь), а установленные убитые из их числа включены в графу «убитые». За счет неучтенных убитых среди пропавших без вести общее число убитых может быть увеличено не более чем до 7 тыс. человек. При этом данная оценка — наибольшая из всех возможных и почти наверняка завышенная. Потери же сепаратистов (но только из числа российских граждан) Ярчук оценивает в 9695 убитых. Опять-таки, эта оценка — максимальная и, скорее всего, завышенная. Потери сепаратистов из числа украинских граждан — значительно меньше, из-за гораздо менее активного участия в боевых действиях, и вряд ли превышают 3 тысячи погибших.

Если мы суммируем максимальные оценки всех категорий убитых на Донбассе, то получается не более 29 тыс. человек (в реальности — на несколько тысяч меньше), но никак не 50 тысяч. Последняя цифра взята с потолка и призвана лишь поразить воображение неискушенной общественности.

•  Как можно понять, план Меркель и Олланда заключается в создании демилитаризованной зоны на Донбассе шириной в 70 км. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что если украинские войска уйдут из своей половины демилитаризованной зоны, то российские войска и сепаратисты из своей половины не только не уйдут, но и займут территории, оставленные украинскими силами, и продвинутся до границ Луганской и Донецкой областей. Ни на какое присутствие в демилитаризованной зоне иных миротворческих сил, кроме своих собственных, может быть, с символическим добавлением дружественных белорусских, армянских или казахстанских частей, Россия не согласится. Фактически это тоже будет означать контроль сепаратистов над всем Донбассом. В то же время, граница между оккупированным Донбассом и Украиной, равно как и российско-украинская граница, останутся вполне проницаемыми, что позволит России и сепаратистам и дальше дестабилизировать Украину, пока там не появится пророссийское марионеточное правительство. Не говоря уж о том, что реальный контроль над границей между Донбассом и Россией Украине никто передавать не будет.

•  Если Франция и Германия, а вслед за ними и Украина согласятся на российский вариант урегулирования, это и будет означать капитуляцию. А заодно у Евросоюза появится предлог для снятия санкций. Единственный выход для Украины — как это ни тяжело, продолжать войну и соглашаться только на такое урегулирование, которое гарантирует вывод всех российских войск и вооружений с территории Донбасса и возвращение всего региона под украинский контроль. Бороться, вероятно, придется не менее двух лет, до смены президентской администрации в США (хотя решение о поставке оружия в Украину, возможно, примет и Барак Обама). Кремль явно делает ставку на истощение Украины. С той интенсивностью, с которой война ведется сейчас, Украина без дополнительной военной поддержки с Запада, хотя бы вооружениями, продержится не более года.

•  В настоящее время у украинской армии есть лишь одно преимущество над противостоящими ей российскими войсками и сепаратистскими формированиями. Оно заключается в том, что с украинской стороны, в рядах как собственно вооруженных сил, так и добровольческих батальонов, по-прежнему сражается значительно больше мотивированных бойцов, чем с российской стороны. Однако мотивированные бойцы, которые наиболее активно участвуют в боевых действиях, имеют и наибольшие потери убитыми и ранеными. С другой стороны, отступление украинских войск на фронте боев и украинского правительства на дипломатическом фронте уменьшает приток мотивированных бойцов. В Москве надеются, что, благодаря действию этих факторов, максимум через год данное преимущество украинских войск исчезнет, и тогда украинцев можно будет задавить простым численным превосходством. Единственный выход для украинских войск — это попытаться одержать несколько тактических побед в ближайшее время, пока у них еще сохраняется преимущество в качестве личного состава.

•  Очевидная оперативная цель в борьбе за Дебальцевский плацдарм — это попытка разбить горловскую группировку противника ударом с запада, что в случае удачи вообще ликвидирует проблему потенциального «Дебальцевского котла». Если российские войска и их союзники-сепаратисты потерпят хотя бы одно-два частные поражения, они вынуждены будут снизить активность, что даст Украине выигрыш во времени. Держаться пассивной стратегии в угоду дипломатии — это путь и к военному, и к дипломатическому поражению. И не надо думать, будто наступающая армия всегда теряет людей больше, чем обороняющаяся. Наоборот, тот, кто имеет преимущество в качестве личного состава и командования, при наступлении несет меньшие потери, чем при обороне, и в наступлении теряет своих солдат в несколько раз меньше, чем противник. Так, германская армия при наступлении на Курск в июле 1943 года потеряла убитыми и пропавшими без вести на южном фасе Курской дуги в 15,9 раза меньше, а на северном фасе — в 13,6 раза меньше, чем Красная армия. А во время последнего германского наступления в районе озера Балатон в марте 1945 года безвозвратные потери Красной армии были в 14,5 раза больше, чем потери немцев. Будем надеяться, что Воробьев окажется лучшим полководцем, чем Муженко.

Борис СОКОЛОВ, историк, публицист, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать