Непраздничные размышления
23 августа Апелляционный суд Киева отменил двухмесячное отстранение от должности заместителя министра здравоохранения Украины, руководителя аппарата министерства Романа Василишина, которого СБУ и Генпрокуратура поймали на взяточничестве, проведя соответствующую оперативную съемку и показав на пресс-конференции руководителей двух ведомств изъятые у чиновника средства. Этим же постановлением суд отказал в удовлетворении ходатайства следователя по особо важным делам Киевской прокуратуры о продлении на время следствия отстранения от должности Василишина.
Что ж, символическое действо, как раз перед Днем Независимости. Не сомневаюсь, что совершено оно в полном соответствии с действующим законодательством, по которому самый независимый и справедливый на свете украинский суд решает, достаточные ли доказательства совершенного той или иной персоной преступления предоставило ему следствие и не были ли при этом нарушены процессуальные нормы. Решает — и отказывает в отстранении от должности, как в этом случае, или выпускает на свободу, либо не берет под стражу того или иного коррупционера (вынесем за скобки политические дела — это отдельный разговор). Однако каким-то чудом взяточники и воры всех уровней — за исключением незначительного числа лиц, где главная опять-таки политическая компонента, — пользуются «нежным» отношением к себе со стороны судебной власти. Более того, не только они: по словам заместителя руководителя Национальной полиции Вадима Трояна, сказанным 21 августа в эфире канала «112», «после того, как мы дела передаем в суд, за разбои арестовывается каждый второй, за грабежи — каждый третий, а за кражи или угоны — максимум 15-20% получает сроки; других отпускают, и они могут дальше совершать свои преступления». На фоне этого «ласковое» отношение судов к коррупционерам выглядит чем-то закономерным. Потому что такие у нас законы и, главное, таких интерпретаторов этих законов — а судебная власть всегда и везде занимается интерпретацией общих норм по конкретным случаям, хотя в Украине этого официально и не признают, — в лицах «неподкупных» и «принципиальных» судей.
Поэтому Генпрокуратура может сколько угодно рапортовать — мол, с начала года в суд направлено 280 обвинительных актов о коррупционных правонарушениях касательно 331 лица, из них 270 правоохранителей, 2 судей и 27 государственных служащих, а кроме того, продолжается досудебное расследование по 98 уголовным процессам о преступлениях с признаками коррупции; задержаны двенадцать человек «при получении неправомерной выгоды» (это такой «ласковый» юридический термин) на общую сумму более 3,5 миллиона гривень. Рапорт должен быть о другом: сколько дел рассмотрено, какие и кому вынесены приговоры, кто и почему признан невиновным и отпущен на свободу, наконец, не какие состояния арестованы (Генпрокуратура гордо называет миллиард долларов и гривень, если считать наличные, банковские счета и средства фирм, подконтрольных коррупционерам), а сколько в конечном итоге окончательно изъято и передано в Госбюджет. Боюсь, здесь дела будут значительно хуже, — и одновременно все будет формально с соблюдением законов ...
Поэтому нельзя не признать справедливость утверждения, что в Украине есть два главных врага — внешний в лице Кремля и внутренний в лице коррупции. Кто первый высказал этот очевидный факт, неизвестно, — претендентов хватает, — но он требует дополнения: опорой Кремля в Украине является «пятая колонна», опорой коррупции (и всей преступности как таковой) — отечественная судебная система. Именно система в целом, а не отдельные судьи, которые могут пытаться быть действительно честными, — но их просто не будут допускать к рассмотрению тех дел, где необходимо будет выносить «правильные» решения с учетом личности подсудимых ...
А поэтому не удивительно, что по данным общенационального опроса, проведенного Фондом «Демократичні ініціативи» и Киевским международным институтом социологии, 60% украинцев хотят «сильной руки», из них половина считает такой «рукой» Сталина и за это уважает его. Что касается Сталина — это, конечно, полная чушь, потому что по уровню неэффективности экономики и управленческого бардака сталинская эпоха превышала и то, что было до нее, и то, что стало после нее, «сталинский порядок» — это созданный пропагандой мощный «миф ХХ века », реанимированный путинским телевидением и газетами в XXI веке. Однако миф чрезвычайно опасный, поскольку он создает основу для попытки получения политическими авантюристами, что де-факто все имеют связи или непосредственно с Кремлем и Лубянкой, или со знаковыми, почему-то неприкосновенными и денежными фигурами из окружения Януковича, которые в конечном итоге также замкнуты на Кремль и Лубянку. И абстрактная «сильная рука» — это тоже опасно. Ведь под эту категорию попадают и Гитлер, и Черчилль, и Муссолини, и де Голль ...
Итак, чтобы борьба с коррупцией не осталась на уровне лозунгов, следует решительно изменить судебную систему. Я не знаю, действительно ли виноват заместитель министра Василишин во всем том, что ему инкриминируют, но четко знаю две вещи: во-первых, чиновника высокого ранга, обвиняемого в коррупции, нельзя оставлять в должности на время расследования, во-вторых, ни районный, ни городской суд не могут рассматривать дела госслужащих такого уровня — это должен делать непосредственно Верховный суд. Ведь у нас районные суды — те самые, которые массово отпускают на волю уголовников — нередко отменяют или приостанавливают действие президентских указов или постановлений Верховной Рады. Скажут, что такие права предоставлены им законами? Так эти законы абсурдные и ничтожные в действительно правовом смысле (закон и право — это разные вещи, один из «малых» Нюрнбергских трибуналов судил тех немецких судей, которые слишком ревностно выполняли законы).
«Ну и что? — просит кто-то из читателей. — Нужны новые революционные трибуналы или «тройки» вроде сталинских?». Нет, не нужны, но дойдет и до такого, если высокопоставленные коррупционеры и откровенные уголовники слишком хорошо будут чувствовать себя в Украине. Сейчас нужны специальные суды, которым будут доверять и которым будут передаваться определенные функции и определенные дела. Мировая практика борьбы с преступностью дает множество примеров. Скажем, в середине 1930-х мафия в Нью-Йорке так укрепила свои позиции, что чувствовала себя безнаказанной, скупив практически всех чиновников города и штата, Но война с преступностью, объявленная президентом Рузвельтом, не могла обойти Нью-Йорк. В 1935 году Верховный суд штата Нью-Йорк, не доверяя самому себе, выдвинул требование губернатору, чтобы тот назначил судью ad hoc, которому были бы переданы особые полномочия в борьбе с преступностью. И такой судья был назначен: нашелся в штате Нью-Йорк неподкупный и принципиальный 35-летний Томас Э. Дьюи. Он создал специальный отдел из 20 человек, которые занялись сбором компромата на нью-йоркскую мафию. В числе работников этого отдела не было ни одного местного полицейского или судейского чиновника — им Дьюи не доверял. И результаты не заставили себя долго ждать: известный после уже отправленного в тюрьму Аль Капоне мафиози, называемый Лаки Лучиано, отправился в тюрьму на 50 лет. А вслед за ним — и менее значительные мафиози и коррупционеры. Что интересно: судью Дьюи уважали не только рядовые граждане, но и многие мафиози, которых он преследовал, так как ценили его честность и знали, что ни в интересах их конкурентов он не будет действовать, ни лишнего им не «припишет».
Поэтому инструменты борьбы с узаконенной коррупцией и другими преступлениями существуют, только нужна политическая воля, чтобы изменить эти законы и создать структуры, которым будут доверять украинцы и которые будут способны реально бороться против главного «внутреннего врага». В противном же случае дождемся «троек» и «ревтрибуналов», и еще неизвестно, в чьих интересах они будут действовать ...