Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Татарстану свободу не дают. Даже симоволическую

14 июля, 13:44

О том, что в Российской Федерации федеративного практически ничего нет давно известно. Авторитарная вертикаль власти, унаследованная от СССР, есть продолжение той Российской империи, которая строилась московскими властями со времен принадлежности к Золотой Орде.

Неважно как империя называлась и какие псевдонимы носила, важен тот факт, что на огромных пространствах от Калининграда до Владивостока человек никогда не был хозяином, не имел защищенной законом и судом собственности и всегда находился в услужении у государства.

Это в Европе короли и кайзеры были первыми среди равных при всех издержках абсолютистских монархий. И даже во Франции и при абсолютной, по европейским понятиям, монархии был относительно независимый судебный орган — парижский парламент, который мог бросить вызов королевской власти.

Ничего подобного в Московском княжестве и потом в Российской империи не было. Монголо-татарское нашествие определило вектор развития северо-восточной Руси по пути азиатской деспотии, и даже слабое приближение к Европе, попытки реформ всегда разбивались о нежелание правящего класса менять эту основу своей власти.

Характерно, что все проведенные модернизации, что при Петре I, что при Сталине всегда носили консервативный характер, проводились насильственными методами исключительно сверху и в результате порождали еще большую деспотию. Петровские реформы привели к усилению крепостничества. Европа к тому времени уже практически избавилась от этого наследия Средних веков, а в России оно осталось и еще более утвердилось. Что же говорить о сталинской индустриализации, с ее рабским трудом миллионов заключенных, а тех, кто жил не лагерях тоже нельзя было назвать свободными. Миллионы крестьян оставались практически крепостными, так как паспорта для них ввели только в брежневскую эпоху.

Ирония истории заключается в том, что татары принесли на Русь в XIII веке азиатскую деспотию и именно Татарстан в феврале 1994 года первым подписал договор о разграничении полномочий между федеральным центром и регионом. При этом Казань не подписывала Федеративный договор о разграничении полномочий и республика не участвовала в референдуме по проекту российской конституции.

Подобные договоры были подписаны Кабардино-Балкарией, Башкирией, Северной Осетией, Якутией, Бурятией и Удмуртией. Договор с Татарстаном был продлен в 2007 году сроком на 10 лет и вот приближается окончание срока его действия.

Парламент и правительство Татарстана просит Москву, по крайней мере, продлить его действие.

Проблема в том, что у московского Кремля нет никакого желания заключать новый договор с Кремлем казанским и даже продлевать действие существующего.

По договору органы власти Татарстана получили право собирать собственные налоги, решать вопросы республиканского гражданства, создать свой Национальный банк, решать вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, которые, согласно документу, являлись «исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана». С 2007 года республике предоставлено право выдавать паспорта с вкладышем «на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан». При этом в п. 1 ст. 2 документа говорится, что в соответствии с конституцией России и конституцией республики «Татарстан (государство) — субъект Российской Федерации — обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения» и полномочий России «по предметам совместного ведения».

Понятно, что такая самостоятельность довольно развитого региона-донора была как кость в горле у московских власть имущих. Руководитель Татарстана единственный среди глав субъектов называется президентом, что формально как-то уравнивает его с президентом всероссийским, при всей условности такого сравнения. С точки зрения московского авторитаризма подобный символизм недопустим.

Есть еще одна опасность для московского централизма. Пример Татарстана может оказаться заразительным. Пока нефтяные и газовые доходы лились полноводной рекой, особых проблем не возникало. По мере того, как с деньгами становилось все хуже, количество регионов-доноров постоянно уменьшается, у них стараются забрать все больше. Естественно, что богатым это не нравится и зубовный скрежет местных элит прорывается все чаще. Хотя лозунг «Хватит кормить Москву!» появился не в Татарстане, в Казани сторонников у него хватает.

Вот почему Москва начала подготовку к тому, чтобы не продлевать, в крайнем случае, выхолостить содержание возможного нового договора. Последнее, судя по всему, становится все менее вероятным. Федерализм, даже показной московскому Кремлю не нужен, там его считают вредным наследием лихих 1990-х гг.

Для начала из федеральной столицы был нанесен чувствительный финансовый удар. Центральный банк России 3 марта отозвал лицензию у Татфондбанка — одного из крупнейших банков страны, аффилированного к тому же с правительством Татарстана, связанного с ним Интехбанка, а также у «Анкор банк сбережений». Во всех трех банках население держало чуть менее 100 млрд руб (46 млрд грн). Из-за проблем вокруг перечисленных банков с кризисом доверия столкнулся ряд других игроков на местном банковском рынке.

Как отмечают эксперты, проблемы банка в значительной мере связаны с вмешательством Банка России и ослаблением возможностей Казани. Этот же удар рикошетом отозвался и на влиянии президента республики Рустама Манниханова, который имеет значительно меньшие лоббистские возможности в Москве, чем его предшественник Минтимер Шаймиев.

Проблема в том, что отношения Москвы и Казани имеют гораздо большее значение, чем просто центра и региона. Тюркский мир России переживает по терминологии Льва Гумилева пассионарный подъем. На Востоке, частью которого ментально является Татарстан и соседняя Башкирия, а дальше на севере Якутия, внешний символы уважения играют огромную роль. Тюркский мир России в ожидании действий Москвы в отношении договора с Казанью. Подаст Белокаменная позитивный сигнал или централизм возьмет верх. Все больше похоже на то, что произойдет именно второе.

В московском Кремле, похоже, решили окончательно покончить с остатками федерализма, если вообще этот политический и юридический термин применим к современной России. Там почему-то считают, что оскорбленные тюркские народы бесконечно будут терпеть этническое и экономическое угнетение, откровенный грабеж центра, выкачивающего из регионов последние соки в угоду великодержавной внешней политики.

Других способов упрочнения положения, кроме закручивания гаек в российской столице не придумали, нет для этого ни исторических прецедентов, ни желания. Авантюры в Украине и Сирии, аннексия Крыма требуют все больше денег, а взять их у регионов все сложнее. Вот и подавляется все, что потенциально может что-то сказать или сделать.

Как бы не получился исторический круг. С татарского нашествия началось создание Российской империи. С Татарстана вполне возможно начнется ее разрушение.   

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать