Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В обстановке разброда и шатания

05 августа, 19:02

Американские санкции снова поставили перед российским руководством два извечных вопроса: что делать? и кто виноват?. На второй уже ответил самый высокопоставленный блогер России — премьер-министр Дмитрий Медведев в Facebook.  Там же он постарался ответить и на первый вопрос, но как-то не очень убедительно.

«Во-первых, надежде на улучшение наших отношений с новой американской администрацией — конец. Во-вторых, России объявлена полноценная торговая война. В-третьих, администрация Трампа продемонстрировала полное бессилие, самым унизительным образом передав исполнительные полномочия Конгрессу. Это меняет расклад сил в политических кругах США».

Медведев демонстрирует полное непонимание системы разделения властей, а также сдержек и противовесов, которые являются краеугольными камнями американской государственной и политической системы.

В этой связи вспоминается анекдот. Сидят Лев и Бык, разговаривают. Звонит телефон и Лев отвечает: да, дорогая, обязательно, дорогая, скоро буду, дорогая. Бык удивляется: ты же царь зверей и так унижаешься. Вот я приду домой, хрясь по столу и все тихо. Лев отвечает: понимаешь, у тебя жена Корова, а у меня — Львица.

Это в России парламент превратился в принтер по изданию законов, пришедших из администрации президента. Никакого разделения властей там нет и никогда не было, поэтому в Москве искренне не понимают кто в Вашингтоне хозяин в их понимании.

Никаких полномочий Трамп конгрессу не передавал, а законодатели действовали исключительно в рамках, определенных конституцией еще со времен отцов-основателей Джефферсона и Мэдисона.

Так что с определением виноватых в принятии санкций все в полном порядке. Они назначены: бессильный в своих действиях Трамп и злобный конгресс, пребывающий в антироссийской истерии.

Гораздо сложнее с ответом на первый вопрос: что делать? Вот здесь найти его оказывается очень сложно.

Медведев считает, что объявлена торговая война. Однако, «Мы спокойно продолжим работу по развитию экономики и социальной сферы, будем заниматься замещением импорта, решать важнейшие государственные задачи, рассчитывая прежде всего на себя. Мы научились это делать за последние годы… В чем-то это даже пошло нам на пользу, хотя санкции – в целом – бессмысленны. Мы справимся».

Вот как в этом есть большие сомнения. И крымская история с турбинами Siemens тому подтверждение. Похоже, что Россия вынуждена отказаться от первоначального плана строительства электростанций с ними и вынуждена перейти на менее мощные с отечественным оборудованием. Все разговоры, что умеем делать не хуже, как-то уже не слышны. Оказывается, не умеют и скоро не научатся.

Возникает стойкое ощущение, что никакой внятной политики в отношении даже не санкций, а с Вашингтоном вообще в Москве просто нет. Как в тактическом, так и в стратегическом измерении.

Была надежда, что останется сотрудничество по Сирии между российскими и американскими военными. Однако и тут проблема. Сирийская оппозиция ушла из района Ат-Танф и теперь этот участок пустыни остался за правительственной армией. Американцы переходят к другой тактике и просто сбрасывают балласт в виде территорий, которые теперь нет смысла защищать.  Центр тяжести американской политики в Сирии перешел на север и будет направлен на поддержку курдов. Тем самым ушел последний пункт возможного сотрудничества российских и американских военных.

Точно также и с реакцией на санкции между башнями Кремля нет единства. МИД пообещал «не оставлять без ответа» новые американские санкции. В то же время пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сделал заявление противоположного характера. «Какие ответные меры? Ничего нового нет, уже были приняты ответные меры». Кстати, примерно таким же образом высказался и Путин в интервью телеведущему Владимиру Соловьеву.

Вообще рассуждения в Москве по поводу противостояния Трампа и истеблишмента выглядят просто смешными и даже в чем-то наивными. Американский президент неотъемлемая часть все той же элиты, если хотите ее какой-то части. У них могут быть разные представления по тем или иным вопросам, но стратегически они всегда вместе.

Истерика, обуявшая чиновную Москву, связана с несколькими обстоятельствами.

Во-первых. Ничего нет больнее, чем расставание в такой драматичной форме с внешнеполитическими иллюзиями типа «нашего Трампа». Пили шампанское, пьянели от восторга и вот такое болезненное протрезвление с огромной головной болью в прямом и переносном смысле.

Во-вторых. Российская власть стала жертвой собственной агрессивной и не очень умной пропаганды. Отсюда элементарные ошибки в прогнозах, преувеличенное представление о влиянии бизнеса на принятие внешнеполитических решений и уже отмеченное полное непонимание механизмов работы американской государственной и политической системы.

В-третьих. Законодательно оформлен на длительную перспективу механизм воздействия на большую часть политической и экономической российской элиты, имеющей существенные интересы нам Западе. Она все больше становится перед фактом, что необходимо менять внешнеполитический курс и соответственно лидера страны. Альтернативная перспектива крайне неутешительная в первую очередь, для нее.

В-четвертых. Растерянность в Москве не в последнюю очередь объясняется отсутствием возможности даже не адекватного, а хоть какого-то ответа США. Ни экономических, ни финансовых возможностей для этого нет, и не будет в обозримой перспективе.

В-пятых. Как продолжение предыдущего. Можно, конечно, петь и восторгаться своими танками, которые «блестя огнем, сверкая блеском стали» поставляются в Сирию и другие страны, но перспектива втянуться в гонку вооружений с США заставляет что-то сосать под ложечкой. К тому же Трамп увеличил бюджет Пентагона даже на большую сумму, чем планировал конгресс. Что-либо противопоставить этому хилый по сравнению с американским, российский военно-промышленный комплекс не может. Более того, Россия вынуждена, по крайней мере, не увеличивать свой военный бюджет, а скорее его сокращать. Остается только пугать своих граждан радиоактивным пеплом.

На предстоящей встрече Лаврова с Тиллерсоном в Маниле Москва попытается узнать как ей выйти, не потеряв остатки лица, из создавшегося положения. Будет сделана попытка пойти на уступки, желательно небольшие, в Сирии в обмен на Украину и Приднестровье.

Судя по активности Кишинева и Бухареста Вашингтон идти на уступки не намерен. От Москвы будут требовать полного ухода из Украины и с левого берега Днестра. Сразу на это в Кремле не пойдут. Попытаются отыграться на нашем Донбассе, на прокладке Северного потока-2 и попытках внести раскол между Европой и Америкой.

И опять придет разочарование от невыполнимости воздушных замков, писанных вилами по воде.   

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать