Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Великий шелковый обман

16 мая, 11:03

Отправляясь на этот раз в Китай, Владимир Путин рассчитывал укрепить геополитическую ось Москва – Пекин, существующую, правда, только в воображении российского президента и близких к нему политологов, и оживить российско-китайскую торговлю. Российский лидер давно уже мечтает дружить с Китаем против Америки. Но сбыточны ли эти мечты? Слишком уж различается объем китайской торговли с Россией и США. С американцами китайцы торгуют более чем на 500 млрд. долларов в год, а с россиянами – менее чем на 70 млрд. В 2015 году российско-китайская торговля просела на 30 процентов из-за обвального падения цен на нефть и другие сырьевые товары, которые являются главной статьей российского экспорта в Поднебесную. Правда, в прошлом году объем российско-китайской торговли вырос, но лишь на два с небольшим процента. Ее наращиванию препятствует несопоставимый экономический потенциал двух стран, а также отсутствие трубопроводов, которые бы связали российские нефтяные и газовые месторождения с китайским рынком. По номинальному объему Валового внутреннего продукта Китай превосходил Россию в 2016 году примерно в 8,8 раза. К тому же российское правительство тревожит медленная, но верная колонизация китайцами тех территорий российского Дальнего Востока, которые до середины XIX века были китайскими. С российской же колонизацией этих территорий в последние четверть века все никак не получается. И слова председателя КНР Си Цзиньпина о том, что Россия и Китай являются фундаментом мировой стабильности, – это не более, чем протокольная вежливость.

Путин заявил в Пекине, что «Россия - это страна открытая для сотрудничества со всеми странами, и Китай демонстрирует сегодня такую же открытость всему миру». Насчет Китая – спорить не приходится, по крайней мере, в плане экономики. А вот Россия до сих пор не оставила имперских привычек говорить со своими соседями, особенно из числа постсоветских государств, языком экономических санкций. Она также стремится отгородиться с помощью протекционистских мер, даже с нарушением правил ВТО, от тех товаров, которые могут успешно конкурировать на внутреннем рынке с продукцией российской промышленности. А она, в отличие от китайской, отнюдь не находится среди мировых лидеров. Поэтому и слова Путина о поддержке и активном российском участии в китайском проекте «Один пояс и один путь» - всего лишь проявление дипломатической вежливости. КНР предлагает соединить пространство Евразии с пространством Евросоюза, создав гигантский транспортный коридор по маршруту древнего «Великого шелкового пути». В случае его полномасштабной реализации, как мечтают в Пекине, создастся единое экономическое пространство, охватывающее страны, где проживает 63% населения планеты и производится ВВП на 21 триллион долларов.

Правда, для своей реализации «Один пояс и один путь» тоже потребует триллионы долларов. Кредиты обещает предоставить Китай. Однако в случае, если рост европейской и китайской экономики будет и дальше замедляться, как это происходит сейчас, весь проект грозит превратиться в гигантскую финансовую пирамиду, от обрушения которой пострадают прежде всего Китай и государства Евразии. Но и в случае его успешной реализации (на что, честно говоря, надежд мало), проект «Один пояс и один путь» принесет дивиденды только Китаю, но никак не России. Просто потому, что России нечего возить в Европу, равно как и в Евразию, сверх того, что она уже возит. Особенно с учетом действующих против нее экономических санкций Евросоюза, наложенных из-за Крыма и Донбасса. И конца им не видно.

Пока что единственный реализуемый проект в рамках нового «Великого шелкового пути» - это Китайско-пакистанский экономический коридор стоимостью в 46 млрд долларов. И он как раз должен пройти через занятую Пакистаном часть Кашмира, которую Индия считает своей территорией. По этой причине Дели отказался от участия в проекте «Один пояс и один путь». Участие же России в данном проекте грозит, среди прочего, ухудшить ее отношения с Индией, давним российским партнером и противником Китая. В случае же успешного завершения амбициозного проекта Россия рискует превратиться в сырьевой придаток Поднебесной. Правда, шансы на успех нового «Шелкового пути», повторяю, очень малы. Думаю, Путин и его окружение это тоже понимают, поэтому не спешат вкладываться в «Один пояс и один путь». Для российского президента участие в саммите, посвященном этому проекту, прежде всего – это хороший повод попиариться и продемонстрировать своему народу и всему миру, что Россия не изолирована, что ее ценят и уважают другие государства. Правда, ценят лишь коммунистический Китай и страны Центральной Азии, где понятия о демократии и правах человека не сильно отличаются от взглядов самого Владимира Владимировича на эти ключевые проблемы.

А заодно Путин не удержался и оттого, чтобы в Пекине лишний раз лягнуть Украину. Отвечая на вопрос о российском отказе участвовать в «Евровидении» в Киеве, он утверждал: «То, что наши структуры, вовлеченные в процесс, отказались принимать участие, думаю, что поступили правильно, потому что, на мой взгляд, сегодняшние киевские власти не в состоянии проводить мероприятие подобного рода». И не увидел трагедии в том, что российские телеканалы, естественно, по команде из Кремля, дружно отказались от трансляции «Евровидения», - ведь «те, кто хотел посмотреть, всегда могли сделать это в интернете».

Хотя, конечно же, с самого начала было понятно, что российские представители не поедут на конкурс в Киев – логово главного противника России на постсоветском пространстве. И вот, когда я услышал, как Путин в Пекине говорит о киевском «Евровидении», я понял, что его волнует не «Один пояс и один путь», не китайские трейлеры, которые по бескрайним евразийским просторам рванут в Западную Европу. По-настоящему его волнует только Украина. Слишком большую ставку сделал он на разрушение и подчинение этой страны, но с каждым месяцем продолжающегося конфликта на Донбассе оказывается все дальше от цели. Путин мечтал войти в историю новым покорителем Крыма и усмирителем Украины. А рискует оказаться тем правителем, который окончательно похоронит российское влияние на постсоветском пространстве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать