Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Владивосток: Чудеса продолжаются

20 сентября, 14:00

Трагикомедия с губернаторскими выборами в российском Приморье далека от своего завершения. Но теперь, по крайней мере, понятно, кто ее начал. Напомню ход второго тура голосования. Врио губернатора Андрей Тарасенков, представлявший «Единую Россию», в первом туре не добрал до победы 3,5%. Во втором же туре противостоявший ему кандидат от КПРФ Андрей Ищенко при подсчете голосов  довольно быстро вырвался вперед и лидировал почти до самого конца. Когда разрыв между кандидатами достиг почти 7%, и было подсчитано 95% бюллетеней, начались настоящие чудеса в решете. В тот момент, когда было обработано 99,12% всех голосов, оказалось, что данные о 4% проголосовавших просто невозможно ввести в систему «ГАЗ – выборы». А на целом ряде участков, где в общей сложности было подано 24 тыс. голосов, появились пожарные, и стали убеждать присутствующих на участках наблюдателей и членов комиссий, что случился пожар, и им всем надо срочно покинуть помещения. Наблюдатели от КПРФ называли это действо учениями, но в Приморском МЧС на голубом глазу уверяли всех, что приехали исключительно по вызовам о возгорании. В результате урны с бюллетенями оказались на какое-то время в безраздельном владении председателей комиссий, представляющих понятно какую партию, и чинов МЧС. И когда недостающие до 99% бюллетени с задержкой на несколько часов были наконец введены в систему «ГАЗ – выборы», начались чудеса со статистикой.

После подсчета 95% бюллетеней Ищенко выигрывал у Тарасенкова с 51,6% голосов против 45,8%. Но оказалось, что при вводе еще 4% голосов избирателей, число голосов, подданных за кандидата от КПРФ, не только не увеличилось, но непонятным образом сократилось на 5 голосов, а число голосов, поданных за единоросса, возросло на 13 595 голосов. При этом на участках, где победил Тарасенков, наблюдалась рекордно высокая явка. И в результате у него появилось преимущество – 49,02% голосов против 48,56%. А после подсчета 100% бюллетеней разрыв еще больше увеличился: при явке в 35,43% (на 5,2% выше, чем в первом туре) Тарасенков набрал 49,55%, а Ищенко – 48,06%. Разрыв между кандидатами составил 7650 голосов. Можно не сомневаться, что все эти голоса вместе со многими другими были вброшены в пользу действующего губернатора после начала мнимых пожаров и ночи статистических чудес.

Что же происходило дальше? Строго говоря, для Кремля оба кандидата вполне приемлемы. Тарасенков – бывший офицер-подводник, затем работал топ-менеджером в государственной рыбной отрасли, а в 2010 году получил учёную степень доктора психологических наук за диссертацию, в которой, по заключению экспертизы сетевого сообщества «Диссернет», 280 из 340 страниц являются плагиатом. Путина данное обстоятельство вполне устраивает – со списанной диссертацией в настоящую оппозицию вряд ли перейдет, тем более, что наверняка есть грешки и покрупнее. И пенсионную реформу Андрей Владимирович успел публично поддержать, что во многом лишило его шансов на победу в первом туре. Биография Ищенко во многом похожа. Он – тоже бывший моряк, только гражданский, и бизнесмен, только, в отличие от действующего губернатора, занимается он на Дальнем Востоке не рыбной отраслью, а строительством. И бизнес для него явно важнее, чем членство в КПРФ. Тем более, что зюгановская партия вполне послушна власти и исправно выполняет ее поручения. Соответствующим образом и повели себя коммунисты после скандального исхода второго тура.

Зюганов пригрозил судебными исками и жалобами в Центризбирком. Ищенко объявил голодовку протеста и пригрозил бессрочной публичной забастовкой избирателей во Владивостоке, т. е. дальневосточным майданом. Впрочем, уже через несколько часов кандидат в губернаторы свою голодовку прекратил, а о майдане и вовсе не вспоминал. Зюганов и Ищенко избрали в отношениях с Кремлем чисто демонстративную тактику. Лишь обозначая народный протест, они как бы говорят Путину: «Владимир Владимирович, дорогой, видишь, мы против тебя не бунтуем, но ты учти: потенциал для протестов, особенно в связи с пенсионной реформой и коррупцией, очень велик. Мы во Владивостоке протест сдерживаем, в целом контролируем, и умеем делать это на Дальнем Востоке лучше других. Так что ты подумай: может, стоит позволить нашему кандидату победить».

И Геннадий Андреевич, и Андрей Сергеевич прекрасно понимают: устрой они во Владивостоке майдан, Путин из принципа, дабы не давать людям повод думать, что протестными акциями можно чего-либо добиться, прикажет Элле Памфиловой утвердить итоги выборов, даже если ранее не собирался это делать. А так как глава Центризбиркома, явно проконсультировавшись в Кремле, результаты второго тура отменила и назначила новое голосование через три месяца, уже в декабре, теперь можно не сомневаться, что цирк на выборах был устроен не по команде из администрации президента, а исключительно силами местных чиновников, опасавшихся, что их сменят люди Ищенко. А это значит, как минимум, лишиться насиженных хлебных мест. А по максимуму – пойти под суд по коррупционным делам. Это если президент даст отмашку новой губернской власти провести показательную зачистку насквозь мафиозного Приморья по образцу дагестанской. Возможно, чиновники ложным образом истолковали встречу Путина с Тарасенковым накануне второго тура, когда Владимир Владимирович успокоил заметно нервничавшего Андрея Владимировича: не волнуйтесь, мол, все будет в порядке. Тот и решил, что из двух Андреев именно он президенту и родной партии более ценен. А его соратники решили, что теперь все дозволено. И ошиблись роковым для себя образом.

Путин, вероятно, действительно рассчитывал на победу Тарасенкова. Но не учел степень его непопулярности. А теперь, возможно, президент готов работать и с Ищенко. Во всяком случае, отменяла итоги выборов Памфилова вполне театрально, с хорошо поставленными слезами на глазах. Мол, я так верила Приморскому избиркому, и в первом туре все было просто замечательно, и бОльшую часть второго тура – тоже, а тут такой афронт. Прямо в душу плюнули, оскорбили в лучших чувствах. Но при этом Элла Александровна не забыла зафиксировать нарушения и со стороны штаба Ищенко. Чтобы в случае необходимости можно было бы снять с выборов нынешнего кандидата от КПРФ.

Теперь у Кремля есть время для размышления, как и у двух нынешних кандидатов в губернаторы, которые уже успели сделать несколько взаимоисключающих заявлений о том, будут ли они участвовать в новых выборах. Очевидно, еще не получили четких инструкций со Старой площади. Сейчас Путин, вполне возможно, заменит Тарасенкова на посту временного губернатора, если найдет сильного кандидата с хорошими шансами на победу. Если же не найдет, вполне возможно, согласится на кандидатуру Ищенко, возможно, потребовав его формального выхода из КПРФ. А может, наоборот, оставит его коммунистом, чтобы продемонстрировать, что в России – настоящая демократия, и даже оппозиционер может победить на губернаторских выборах. Для Приморья это не впервые. Вспомним, что мэром Владивостока избирался ярый оппозиционер Виктор Черепков. Но в любом случае окончательный итог губернаторских выборов будут подводить в Москве.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать