Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Закарпатский вопрос»

Почему поссорились «Йоббик» со «Свободой»?
01 ноября, 13:41

В апреле 2010 года в Венгрии состоялись парламентские выборы, на которых третье место с результатом 16,7% досталось венгерским националистам — партии «Йоббик» («За лучшую Венгрию»). На следующий день по этому поводу на официальном сайте ВО «Свобода» была опубликована новость с заглавием «Свобода» приветствует победу правых Венгрии на выборах». «Партия «Йоббик» является партнером Всеукраинского объединения «Свобода» по участию в Альянсе европейских национальных движений, созданном европейскими правыми в конце 2009 года, — говорилось в сообщении. — Венгерские националисты впервые попадают в парламент страны. Председатель Всеукраинского объединения «Свобода» Олег Тягнибок поздравил главу партии венгерских националистов пана Габора Вону с первой существенной победой, засвидетельствовавшей реальные приоритеты венгерских избирателей, которые предпочли позицию защиты национальной идентичности венгерской нации в современных условиях космополитизации Европы».

ОТ ДРУЖБЫ ДО ВРАЖДЫ

Однако в конце марта и в начале апреля этого года в отношениях «Свободы» и «Йоббик» произошел первый серьезный конфликт. Тогда депутат Европарламента Бейло Ковач, представляющий партию венгерских националистов, в открытом письме Олегу Тягнибоку обвинил «свободовцев» в том, что они, по словам Ковача, проводят в Ужгороде и Берегово насильственные акции против венгерского общества с лозунгами: «Венгры — свиньи», «Венгры, прочь из Закарпатья!», «Смерть мадьярам!», сообщает сайт mukachevo.net. В ответ на это представители «Свободы» обвинили венгерского депутата Европарламента в клевете и провели акцию протеста в Берегово против политики «Йоббик» с лозунгами: «Бейло Ковач — провокатор!», «Нет венгерскому империализму!», «Прочь венгерский шовинизм!», «Нет двойному гражданству!» — отмечается на портале zakarpattya.svoboda.org.ua.

И вот недавно мы стали свидетелями второго громкого скандала между украинскими и венгерскими ультраправыми. 20 октября стало известно, что в Берегово «Йоббик» организовала политический форум, в ходе которого Бейло Ковач заявил, что Украина может рассчитывать на венгерскую поддержку в подписании Ассоциации с ЕС только по выполнению двух условий: беспрекословного соблюдения Закона «О принципах языковой политики», а также немедленного создания Притисянского округа на территории Закарпатской области с включением населенных пунктов, где преобладает венгерскоязычное население.

Не менее решительной была реакция на заявление Ковача со стороны «Свободы» в лице народного депутата Анатолия Витива (svoboda.org.ua): «...То, что на прошлой неделе в Берегово в помещении Закарпатского венгерского театра состоялся политический форум венгерской радикальной партии «Йоббик», лишний раз свидетельствует, что эта политическая сила рассматривает Закарпатье как часть Венгрии и не намерена отказываться от своей агрессивной концепции в международных отношениях... Однако угрозы «Йоббика» не остановят Украину на пути к Европе, потому что украинцы — коренная европейская нация, в отличие от венгров, предки которых пришли в Европу из-под Урала... В Украине стоит запретить подрывную деятельность венгерской партии «Йоббик», которая направлена против территориальной целостности и суверенитета нашего государства».

ПО ТУ СТОРОНУ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕТЕНЗИЙ

Итак, последнее информационное столкновение между украинскими и венгерскими националистами, прежде всего, стоит рассматривать в контексте предыдущего конфликта в апреле этого года. И, судя по всему, на октябрьских событиях история противостояния между «Свободой» и «Йоббик» не закончится. Но какой бы характер в дальнейшем не носила эта борьба, уже сейчас в ней можно разглядеть интересные политико-психологические моменты, скрывающиеся за внешними идеологическими расхождениями.

Во-первых, давайте обратим внимание на то, что форум венгерских ультраправых в Берегово не вызывал никаких существенных реакций со стороны как официального Будапешта, так и украинской власти. Такую молчаливую солидарность можно воспринимать как типичную в тех случаях, когда нет желания давать публичные оценки и комментировать что-то несерьезное и не представляющее особой опасности. Но в «Свободе» считают иначе. Впрочем, нельзя исключать и тот вариант, что украинские националисты искусственно подогревают страсти вокруг деятельности «Йоббик» в Закарпатье, чтобы в образе защитников территориальной целостности Украины выступать героями удобных для них информповодов. К тому же, «Батьківщина» и «УДАР» в данной ситуации не создают реальной информационной конкуренции «свободовцам», которые сегодня, наверное, весьма обеспокоены тенденциозным падением партийного рейтинга и поиском возможностей для «разворота тренда» электоральных симпатий.

Во-вторых, несмотря на то, что команда Олега Тягнибока в Закарпатье получает намного меньше голосов, нежели в других западных областях, для украинской ультраправой партии, очевидно, важно отстаивать то малое, что она имеет (на парламентских выборах 2012 года «Свобода» набрала в Закарпатской области 8,35%). Как показывает практика в современном мире, Европе — в частности, рост популярности националистических политсил прекращается, как правило, на том уровне, который не позволяет этим партиям покинуть лагерь сил «второго темпа» и подняться выше. В таких условиях одной из главных задач становится удержание существующего уровня, и потому узконаправленная борьба за локальную поддержку избирателей обретает стратегическое значение. Более подходящим примером здесь может быть даже не «Свобода», а «Йоббик». Весной следующего года в Венгрии состоятся парламентские выборы, но в них, скорее всего, будут принимать участие и те закарпатские жители, которые, кроме украинского гражданства, имеют еще и венгерское. То есть последние действия «Йоббик» в Закарпатье можно понимать, в частности, как борьбу за потенциальных избирателей.

В-третьих, отдельный интерес вызывает та плоскость конфликта между «Свободой» и «Йоббик», которая связана с противостоянием двух специфических «национализмов». Вообще, в нынешней Европе не принято, чтобы ультраправые из разных стран конфликтовали между собой. На одной из последних передач «Шустер-live» мы даже видели, как «свободовцы» находили понимание с представителем российского националистического движения Александром Беловым. Но дело в том, что Белов осуждал проявления «имперского комплекса» в кремлевской политике, а венгерские ультраправые из «Йоббик» как раз относительно Закарпатья в определенной форме демонстрируют этот комплекс. В итоге, если говорить о свойствах, на первый план выходит не «националистичность» венгерских ультраправых, а их «имперскость» (которая далеко не во всех случаях гармонирует с «националистичностью»). В условиях же выступления против «имперского» отношения политиков соседнего государства к Украине у представителей «Свободы» включаются более привычные для них политические эмоции.

Видимо, недаром у «свободовца» Витива получился некий политико-психологический «перенос»: обвиняя венгерских националистов в агрессивной политике в Закарпатье, он не забыл вспомнить и о «факторе Урала».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать