Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Записки вольнослушателя

25 июля, 16:50

Институт Фридриха Эберта известен в мире как главный научный центр Социал-демократической партии Германии. В июле этого года там прошел форум, посвященный устойчивым экономическим реформам для Украины. Понятно, что его организаторы, неплохо зная ситуацию в Украине, хотели бы нам помочь. Они привлекают для участия в таких форумах, которые проходят довольно часто, ведущих немецких ученых и аналитиков. При этом ставится цель глубже разобраться в том, что происходит в нашей стране. Естественно, нужна еще и информация, как говорится, из первых уст. Так что в форуме, о котором идет речь, Украина была представлена авторитетной делегацией. В нее входили народный депутат Алексей Тарута, директор Института экономики и прогнозирования НАНУ академик Валерий Геец, директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский, президент международной консалтинговой компании "Грант Торнтон Украина" посол Александр Чалый, заместитель председателя Федерации работодателей Украины Дмитрий Олийнык, директор госпредприятия «Укрпромвнешэкспертиза» Владимир Власюк.

Меня туда пригласили в последний момент, и поэтому не включили в программу. Признаться, я был рад этому, потому что мог чувствовать себя посвободней и знал, что как вольнослушатель никому ничем не обязан.

С немецкой стороны в форуме принимали участие директора экономических институтов, политики, в том числе несколько депутатов Бундестага и среди них очень известный политик, экс-министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк, которого считают одним из претендентов на пост канцлера. Дискуссия разбита на несколько тематических блоков, но главное, что по каждому из них у докладчика, излагавшего мнение украинской стороны, были оппоненты из Германии, а также и свои. Модератор из института Эберта жестко управлял дискуссией, заставляя четко выдерживать регламент. В результате выкристаллизовалось какое-то коллективное мнение украинско-немецкой экспертной среды довольно высокого уровня.

Правда, у меня есть некоторые претензии к официально прозвучавшей украинской позиции. Упрощенно и вкратце ее можно было бы описать так: мы провели много эффективных реформ, и если бы на них наложить еще и многомиллиардные суммы в евро, то это был бы современный план Маршалла - спасение для Украины и всего мира. Другими словами, в словесном тумане вырисовывалось украинское экономическое чудо. 

К сожалению, в него не очень-то поверили. Первые же вопросы относились, конечно, к миру на Донбассе, к отношениям с Россией, в том числе и Европы с РФ. И если руководство нашей страны постоянно говорит, что Донбасс тоже нужно реформировать, то немецких оппонентов интересовало, является ли мир на Донбассе для нас еще и условием проведения реформ в стране? Они советовали: а не проводить ли вам реформы еще до окончания войны? И спрашивали: насколько события на Донбассе мешают реформам, например, в Киеве? Нам было что ответить: мол, отвлекаются деньги, материальные и человеческие ресурсы. Но, по большому счету, война же не мешает проводить антикоррупционную реформу? Или будем ждать мира, а коррупционеры пусть пока занимаются своими делишками?

А еще от нас очень сильно хотят разграничения бизнеса и политики. Да, мы тоже много говорим и даже критикуем олигархов. Но, на европейский взгляд, вся наша политика завязана именно на олигархат, на крупные бизнес-структуры, а политики у нас не свободны, неискренни и не способны проводить реформы, которые от них ждет страна и которые они могли бы воплощать в жизнь, если бы не были связаны с олигархами. Отсюда требование: разграничьте бизнес и политику.

Шла речь и о наших правительствах. Из-за политкорректности прямой критики при этом не было. Но было много вопросов. Пожалуй, главное, что интересовало, есть ли у нас в стране политическая стабильность, способно ли действующее правительство проводить реформы, причем также и в долгосрочной перспективе? Интересовал реальный срок, когда страна будет готова принять действенную западную помощь, инвестиции и эффективно их использовать? Спрашивали также: а если действующее правительство не выполнит своих обещаний и перед Европой и перед собственным народом, что вы тогда будете делать? Опять будете создавать коалицию в нынешнем парламенте или пойдете на новые выборы?

Суть этих вопросов: в Европе сомневаются, что наше новое правительство пришло надолго и сможет честно проводить реформы. И есть ли в стране план Б на тот случай, если планы правительства провалятся? Может ли Верховная Рада образовать и выдержать еще одно правительство или лучшим решением были бы выборы парламента?

Наши ответы были вялыми и не всегда однозначными. Оправдывались: у нас есть правительство, есть коалиция… Хотели показаться оптимистами, но звучало все это несколько по-другому. В самом конце дали слово и мне. Решил не кривить душой и сказал, что думал: мы смели одних олигархов, а на их место пришли еще более изощренные. По моему мнению, им денег нельзя давать ни в коем случае. Во всяком случае, пока не увидите реальных реформ, денег им не давайте, попросил я. Подводя итоги дискуссии, господин Штайнбрюк отметил: вы просите деньги и сами же предлагаете их пока не давать.

Часто звучал вопрос о наших будущих отношениях с Россией: видите ли на каком-то хотя бы далеком горизонте компромисс с соседом? Будем ли добиваться возвращения Крыма и ухода РФ с Донбасса? Когда это может случиться? Без выстраивания каких-то взаимоотношений Украины с Россией, понятных, новых и зафиксированных, у наших европейских партнеров нет понимания, как следует себя вести в отношении Украины. А у нас в этом смысле если и не хаос, то полная «непонятка». Согласно патриотической позиции: никакой торговли с агрессором. А на самом деле она идет во всю, и углем, и электроэнергией, и даже предприятие Президента платит агрессору налоги…

Каковы итоги этого форума? К сожалению, здесь я услышал и даже записал в блокноте крупными буквами: плана Маршалла для Украины не будет. Нам сказали: денег никто вам просто так не даст. А что нужно сделать, чтобы все-таки дали? Цифры-то назывались: и 100, и 200, и даже 400 миллиардов евро. Но делали оговорку: деньги не пойдут правительству. Они должны прийти в бизнес, в экономику в виде инвестиций или кредитов для бизнеса. И первыми должны бы попасть в банковский сектор. Но наши «хозяева» уверены, что многочисленные украинские банки, 60 или 70, которые были закрыты Валерией Гонтаревой, сначала были разграблены. И это нельзя считать реформой – никакая это не реформа. Более того, нас упрекнули, что этот грабеж продолжается. В Германии также бывают случаи, что банки закрывались. Но там все активы подсчитываются, продаются по прозрачной схеме и деньги вкладчикам возвращаются. А у нас вернули тем, у кого на счету до 200 тысяч, а всех остальных просто «кинули». Украинский бизнес «наказали» таким образом на 300-400 миллиардов гривень – никому ничего не отдали. Поэтому нам предлагают провести нормальную реформу финансово-банковской системы.

Особое внимание уделяли борьбе с коррупцией. Можете сколько угодно рассказывать, но пока мы сами не увидим, что она (коррупция) стабильно сокращается, ничего не будет. И еще говорили о налоговой системе, о приватизации. В качестве примера еще тогда, до провала продажи Одесского припортового завода, предсказывали: никто не придет в вашу страну с теми инвестициями, которых вы ждете. И Припортовой завод - самый прибыльный объект в Украине - этот прогноз подтвердил: ни одной заявки. Ничего не решено, по мнению немецких экспертов, и в сфере нашей энергетики - ни тарифы, ни поставки угля и газа, ни диверсификация источников топлива, ни вопросы приватизации этой отрасли. Не принят даже закон о регуляторе энергетики. Не осталась без внимания и наша судебная система, «независимая» прокуратура.

Не решен также важнейший вопрос, как они считают, о распределении полномочий в правительстве, под которым понимаются все ветви нашей власти. В Европе констатируют, что в Украине происходит не децентрализация власти, а наоборот – централизация, концентрация власти в руках узкой группы лиц, включая прокуратуру и органы правосудия – как ни прокурор или судья, так свой. Нам рекомендуют работать над изменением Конституции, которая сегодня не сбалансирована и не дает обществу нормально развиваться. В ней, в частности, следовало бы усилить роль муниципалитетов… Когда все это будет выполнено, сказали нам, вы можете считать, что у вас есть для Украины свой план Маршалла. Но это не будут деньги, которые кто-то там соберет и принесет на блюдечке. Вы сами должны заманить к себе эти деньги, а мы тогда будем готовы открыть им дорогу. К сожалению, наши собеседники не видят в Украине людей, способных такой план осуществить…

Сергей Ермилов, экс-министр энергетики Украины, директор ООО «Институт проблем, экологии и энергосбережения»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать