Давайте не только языком поговорим, провозглашая написанное, но, с размышлениями учитавшись, позаботимся делом исполнить это
Кирилл Туровский, церковный деятель, философ, писатель, проповедник и столпник, оратор Киевской Руси

Во Львове в "Тюрьме на Лонцкого" демонстрируют молитвенник УГКЦ первой половины XX века

15 апреля, 2018 - 16:05
Фото Виктории САДОВОЙ

Сборник молитв, который происходит из села Добростаны Яворовского района Львовской области, пополнил фонды Национального музея-мемориала в Страстной четверг – его из своей фотоколлекции «Тюрьме на Лонцкого» подарил львовянин Игорь Садовый.

«Собственно, способ воспроизведения и история бытования и представляют ценность этого артефакта как экспоната для музея памяти жертв тоталитарных режимов, - говорит хранитель фондов Национального музея-мемориала «Тюрьма на Лонцкого» Ирина Езерская. - Ведь этот 236-страничный молитвенник небольшого формата является черно-белой фотокопии греко-католического молитвенника межвоенного периода первой половины XX века».

Оправленная в черную обложку с голубым кантом фотокопия молитвослова, отпечатанного на церковнославянском языке в современной украинской транслитерации, появилась во времена, когда греко-католическая церковь после псевдособора 1946 была под запретом советской власти, а откровенная демонстрация принадлежности к подпольной церкви и соблюдение традиций УГКЦ преследовались. Однако верующие, которые не предали веру отцов, посещали богослужения и приобщались к таинствам тайком.

«Тот период в истории УГКЦ называют еще катакомбным, и длился он до 1989 года, когда Церковь вышла из подполья, - рассказывает ученый. - Рисковали не только подпольные священники, но и миряне, которые принимали участие в богослужениях. Поэтому даже освящение пасхальных корзин происходило в основном ночью».

Что касается церковной литературы, то ее тоже изготавливали и распространяли тайно. Для тиражирования домашних образов и молитвенников часто выбирали фотоспособ, поскольку фотобумага и реактивы были доступны в продаже и их не учитывала власть, как, например, шрифты пишущих машинок и литографские камни.

«Итак, новый экспонат Национального музея-мемориала «Тюрьма на Лонцкого» является символом непокорности, силы веры и умения находить пути выстоять и сохранить свои традиции и идентичность в темные времена», - считает Ирина Езерская.

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов

Источник: День
Новости партнеров
Loading...