Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тандем

Корона «Дня» министру образования и науки Лилии Гриневич – за воплощение «общественной» реформы
02 января, 14:27
Фото Руслана КАНЮКИ, "День"

С осени 2018 года украинские школы перейдут на 12-летнюю систему обучения. Так предусматривает принятый осенью этого года закон «Об образовании». Изменится не только длительность пребывания в школе, но и «начинка» образовательного процесса. Учителя начальной школы сейчас проходят курсы по переподготовке, изучают новые методики подачи материала младшим школьникам, профильное министерство готовит новые учебники, программы и стандарты образования. Работа кипит, и двигателем этих изменений стала министр образования и науки Лилия Гриневич, которая последовательно, уверенно и терпеливо работала над текстом реформаторского закона еще со времен, когда возглавляла профильный парламентский комитет.

Появление закона стимулировало другие процессы, в частности, одобрение правительством программы «Новая украинская школа» и запуск на ее основе образовательного эксперимента в 200 школах страны. Там первоклассники учатся абсолютно иначе, не просто зазубривая материал, а приобретая опыт общения, мышления и умения приспосабливаться к окружающему миру.

Поэтому Лилия Гриневич получает Корону «Дня» за воплощение «общественной» реформы. Важно, что эта реформа разрабатывалась не сугубо в министерских стенах: помощниками чиновников стали общественные организации, которые много лет отслеживают развитие среднего образования в Украине. Большинство участников этих инициатив – родители школьников, которые на собственном опыте почувствовали недостатки старых программ и стандартов, критиковали некачественные учебники с ошибками, устаревшие подходы некоторых педагогов к подаче материала и воспитания учеников. Желание что-то изменить переродилось в конкретные планы, действия и результаты. Например, новые программы для начальной школы перед внедрением обсуждались на онлайновой платформе EdEra. Это идея именно неправительственных организаций, к обсуждению приобщались не только педагоги, но и родители. Кое-кто из активистов даже стал советником министра образования и науки.

«Реформа образования является одной из ключевых среди тех, которые внедряются в настоящее время, – убеждена Ирина Когут, эксперт аналитического центра CEDOS. – Закон о среднем образовании – это шаг к его полной перестройке. Изменения достаточно серьезные. Роль неправительственных организаций и педагогов очень весома, над разработкой закона работала большая рабочая группа. К процессу подготовки обучения педагогов и первой волны менторов, которые будут учить в регионах учителей первых классов, приобщились неправительственные организации, они этот процесс возглавили. Это и родительские организации, и те, кто занимается образованием учителей. Они вышли на новый уровень работы и фактически вместе с правительством воплощают эту реформу. Сейчас это трудно оценить в количественных показателях, но когда реформа заработает в полную силу, в начальной школе очень важной будет роль родителей и именно этих неправительственных организаций, которые будут помогать учебным заведениям переходить на новые рельсы. Здесь без помощи всех заинтересованных сторон точно не обойдется. Поэтому действительно можно сказать, что общественные организации являются соавторами реформы».

Такой тандем министра с неправительственными организациями для Украины является новым, но за рубежом правительства давно сотрудничают с общественными объединениями практически на равных. Нашим активистам пришлось самим открыть необходимые двери, чтобы их услышали. Общими результатами довольно большинство общества, потому что именно образовательная реформа Лилии Гриневич вызывает минимум критики и сопротивления.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать