Каждый народ познается по его богам и символам.
Лев Силенко, украинский мыслитель, философ, историк, писатель, номинант на Нобелевскую премию

Академия дает шанс

В Киеве 28 скрипачей и пианистов получили ценный опыт и советы от выдающихся педагогов

Напомним, 19 лет уже существует «Международная летняя музыкальная академия», во время которой имели возможность повысить свое мастерство 650 музыкантов из 17 стран мира. В этом году заявки отправили 28 участников, среди которых — представители Израиля, Италии, Китая, Сербии и Украины.

Организаторами образовательно-художественно-культурного проекта является Международный благотворительный фонд Конкурса Владимира Горовица, мероприятия которого проходят в старейшем музыкальном учебном заведении Украины — Киевской муниципальной академии музыки им. Г. М. Глиэра.

Напомним, первые мастер- классы и концерты «Летней академии» проходили под открытым небом на сцене «Ракушки» в Мариинском парке, но прихоти погоды (то жара, а то ливни) заставили организаторов искать другую «крышу». И уже несколько лет мероприятия проходят в классах Академии им. Г. М. Глиэра, Дома звукозаписи и Национальном доме органной и камерной музыки, а в этом году добавился еще и Дом «Мастер-класс».

НА ВЕЧЕРЕ, КОТОРЫЙ СОСТОЯЛСЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ ДОМЕ ОРГАННОЙ И КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ, АНАСТАСИЯ ЛАРИОНОВА ИСПОЛНИЛА ПЕРВУЮ ЧАСТЬ МОЦАРТОВСКОГО КОНЦЕРТА №20 РЕ-МИНОР ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ

— Учиться в «Летней академии» могут все желающие — без ограничений по возрасту и с разным профессиональным уровнем музыкальной подготовки. Наши слушатели имели возможность избирать один или несколько мастер-классов, — подчеркнула руководитель проекта Ирина ПОЛСТЯНКИНА. — Эти творческие уроки проходили под руководством известных преподавателей. Так, занятия в  разделе «Фортепиано» проводили Юрий Кот, Мария Пухлянко и Оксана Ринденко (Украина). Планировалось, что в Киев приедет Алексей Гринюк из Великобритании, но из-за состояния здоровья мастер-классы этого виртуоза и педагога пришлось отменить. В номинации «Скрипка» наставником был известный музыкант Анатолий Баженов (Украина). В программе обучения «Академии» были такие дисциплины, как «Игра с оркестром», «Сольное исполнение» и «Ансамблевое музицирование». Слушатели мастер-классов в категории «Игра с оркестром» имели уникальный шанс выступать с лучшими коллективами столицы: Национальным симфоническим оркестром Украины (художественный руководитель и главный дирижер — Владимир Сиренко; дирижер — Юрий Литун) и Ансамблем классической музыки им. Б. Лятошинского (главный дирижер — Валентина Иконник-Захарченко; дирижер — Игорь Андриевский).

Впервые мы провели мероприятия в Доме «Мастер-класс», и следует отметить, что это атмосферное помещение и очень важно то, что там есть хороший рояль. Потому что это редкость, когда в неакадемическом зале можно играть на прекрасном инструменте.

Нам приятно, что участники «Академии» приезжают уже по несколько раз. Напомню, спецпризеры XІІ Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица (в средней группе) получили стипендии на обучение в Международной летней музыкальной академии-2019. В частности, это Ноа Шляпник (Израиль). Также от Международного благотворительного фонда Конкурса Владимира Горовица был бонус — выступление с оркестром в рамках фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера-2019», и его получили Александр Лучков (Украина) и Ранальди Давиде (Италия). Хотя эти пианисты не дошли до финала конкурса, но мы дали им возможность еще раз продемонстрировать свое мастерство в рамках «Академии».

Каждый «академик» подготовил свою программу (одни — соло, другие — с оркестром), а еще во время мастер-классов у нас проходили спонтанные, импровизированные творческие проекты — ансамблевое музицирование. Например, Мария Пухлянко, пианистка, педагог Национальной музыкальной академии Украины, творческий руководитель ансамбля солистов «Solo Плюс» организует интересные імпрезы во время которых музыканты играют от двух до двенадцати рук! Когда пианисты музицируют на одном, или двух роялях. И такие уроки объединяют участников «Академии», а еще чувствуется командный дух у музыкантов.

ВЫСТУПАЕТ ОЛЬГА КОКШАРОВА. В ЕЕ ИСПОЛНЕНИИ ПРОЗВУЧАЛ КОНЦЕРТ МИ-МИНОР ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ Ф. МЕНДЕЛЬСОНА

Хочу поблагодарить коллектив Национального симфонического оркестра, который является нашим другом и все годы существования «Летней музыкальной академии», —  творческим партнером, а еще за то, что дает возможность талантливой молодежи проявить себя. На этот раз прославленным коллективом дирижировал маэстро Юрий Литун, а в прошлом году за дирижерским пультом были Назар Якобенчук и Иван Чередниченко. Для них это тоже своеобразный мастер-класс.

Мы радуемся, что к нам приезжают музыканты не только из крупных городов где есть колледжи, консерватории и академии, но и небольших населенных пунктов. Так, очень уверенно на этот раз выступали дети из Белгорода-Днестровского. Впервые уроки мастерства получили две семьи — сестры Варченко (Мария — скрипачка и София — пианистка), брат и сестра Кокшаровы — Алексей и Ольга — скрипачи. Большая благодарность родителям всех детей, которые несмотря на трудное время, находят возможность, чтобы развивать творческие способности юных музыкантов, повышать их профессиональное мастерство. А самими старшими ученицами, которым уже за 30 лет, стали Людмила Еропкина, которая сейчас бизнес-леди, а в молодости окончила Училище им. Г. М. Глиэра, Ярослава Сердюк, преподаватель Харьковского национального университета искусств им. И. Котляревского и сербка Елена Баич. То есть у нас каждый имел шанс проявить себя и получить бесценные советы супермузыкантов и педагогов.

ОДИН ИЗ САМЫХ ЯРКИХ МАСТЕР-КЛАССОВ В РАМКАХ «АКАДЕМИИ» — ЭТО «ИГРА С ОРКЕСТРОМ». НА ФОТО: ВЫСТУПАЮТ МУЗЫКАНТЫ АНСАМБЛЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ ИМ. Б. ЛЯТОШИНСКОГО

— Я в пятый раз принимаю участие в «Летней музыкальной академии», и за эти годы уроки прошли пианисты, которые имели разный опыт и исполняли программы разной сложности, — подчеркнула Мария ПУХЛЯНКО, профессор НМАУ. — Это были школьники музыкальных школ, студенты вузов и те, кто любит музыку, когда-то занимался ею профессионально, но избрал другую профессию, а затем захотел почувствовать себя опять учеником. Формат «Академии», которая имеет разные проекты, очень интересный для участников мастер-классов, и они сфокусированы на скорости и качестве. Один из самых ярких — «Игра с оркестром». Он выявляет, как музыкант умеет выступать в команде. Из года в год я убеждаюсь, что эта визитка очень важна для любого исполнителя, потому что предоставляет уникальный  опыт совместной игры с оркестрантами. Что касается солистов, которые оттачивают свои программы на наших уроках, то есть несколько путей, как помочь музыкантам повысить свой исполнительский уровень. Это касается не только нового репертуара, но и многоразовых программ, когда нужно подсказать, где сделать акценты. Одни музыканты хотят демонстрировать себя, технику, виртуозность игры, а другие отшлифовывают особенности интерпретации произведений, которые исполняют. Бывают пассивные и активные ученики. Есть модель, когда преподаватель (это чаще присуще европейской школе) специализируется на определенном репертуаре. Мне кажется, что в формате мастер-классов (один или шесть уроков — не важно количество) нужно каждую минуту активно использовать и важно быстро реагировать, подсказать, как лучше и интереснее исполнять произведение, иногда самому продемонстрировать игру.

— Очень важное мероприятие — ежегодная «Летняя музыкальная академия», — считает Анатолий БАЖЕНОВ, профессор НМАУ, первая скрипка Квартета им. М. Лысенко. — И большая благодарность его организаторам. Не первый год я принимаю участие в этом проекте. Радует, что не только иностранцы, но и многие украинцы имеют возможность повысить свое исполнительское мастерство во время этих занятий. Уверен, что такие мастер-классы важны именно для нашей молодежи, потому что сейчас сложное положение дел в сфере общения. Почти нет таких мероприятий, как повышение квалификации. Важно проводить семинары, живое общение профессуры и студентов, слушать лекции преподавателей, проводить мастер-классы не только в столице, но и на местах — музыкальных школах, колледжах консерваториях. Такие открытые уроки чрезвычайно полезны. Хотя есть интернет и можно многое узнать, но живое общение: учитель  — ученик ничего не заменит! Кстати, одна из нынешних скрипачек приехала вместе со своей преподавательницей и у нас состоялся очень интересный разговор, который, я уверен, стал полезен и юной девочке, и ее учительнице. Знаете, даже если не все нынешние слушатели «Академии» станут профессиональными музыкантами, но они будут интеллигентными людьми, которые любят и тонко понимают музыку...

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів
comments powered by HyperComments