Кто знает грех только по словам, тот и о спасении ничего не знает, кроме слов.
Уильям Фолкнер — американский писатель, прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе

Чернигов сквозь эпохи

Летняя школа журналистики «Дня» осуществила путешествие по историческим локациям древнего края

Газета «День» уже не в первый раз прокладывает свой познавательный маршрут на Черниговщину. Гетманская столица, дворец Кирилла Разумовского - локации былой славы, трагедий и величия. На этот раз путь ЛШЖ пролег из Киевского княжества в Черниговское. Конечно, в течение одного дня невозможно постичь пласт тысячелетней истории сполна, однако весьма важным было проложить мостик между ХI и XXI веками и понять, что история в итоге сохраняет все ошибки и победы.

ДРЕВНЕЙШИЙ ПУТЬ НА ЧЕРНИГОВ – НАД ДЕСНОЙ

Историческая территория Черниговщины, как оказалось, начинается с Левого берега Днепра. «Это уже потом Киев стал таким большим. По сам Днепр - то все Черниговская земля», - рассказывает наша гид, автор-разработчик туристических маршрутов Анжела Савченко, в путешествие с которой мы отправились благодаря компании «Орнамент Украины».

Левобережье на самом деле вошло в состав Киевской области не так давно. На протяжении истории Левобережье Киева переходило не раз из рук в руки. Впервые еще в XI в. Ярослав Мудрый, захватив трон в Киеве, объединяет под своей рукой большие территории черниговских земель. Однако это удалось сделать на небольшой период. Впоследствии земли снова переходят во владение Черниговского княжества.

Дорога в исторический центр Черниговщины лежит через немалое количество важных памятных локаций. Первое, что бросается в глаза справа на выезде из Киева, - Национальный историко-мемориальный заповедник «Быковнянские могилы». В 70-х гг. прошлого века мальчики здесь в качестве мяча имели человеческий череп - так была установлена страшная правда о том, что сделала советская система с «пластами» украинской интеллигенции и других слоев нашего народа в 30-х гг.

Следующая локация за Киевом - Бровары. Ученые до сих пор спорят: Бровари или Бровары. Однако Шевченко еще в XIX веке дал подсказку в поэме «Катерина»: «Заплакала, пішла шляхом, в Броварях спочила та синові за гіркого медяник купила».

Как рассказывает Анжела Савченко, «упоминание о Броварах впервые документально зафиксировано в 30-е гг. XVII в. в связи с появлением здесь казацкой сотни Федора Медведя. На самом деле эти земли еще с XI- XII ст. принадлежали Киево-Печерскому монастырю».

К броварскому памятнику Шевченко когда-то из самой Дарницы ходил трамвай. Это объясняет, почему на въезде к «Быковнянским могилам» стоит вагонетка. Дело в том, что пути использовали по другому назначению - перевозили на расстрел ночью.

В Броварах есть и улица Костомарова. Известно, что Шевченко приезжал сюда вместе с Николаем Ивановичем выбирать дом. Профессор собирался жениться на Алине Крагельской, поэтому здесь они искали помещение для матери Николая Костомарова. Символично, что и последняя встреча матери Костомарова и уже арестованного Шевченко состоялась как раз на почтовой станции в Броварах.

Перед глазами все время - дорога, в народе названная Черниговской трассой. Это на самом деле часть международного автобана Одесса – Хельсинки. А самый старый путь на Чернигов – над Десной, рассказывает Анжела Савченко. Издавна ориентиром для передвижения была река, чтобы не сбиться с пути и дойти до места назначения. Этот же путь - параллельный к реке, появился в середине XVII в. При Иване Самойловиче этими сообщениями фиксировались первые перевозки почты - так называемый Почтовый тракт. Интересно, что почта когда-то существовавшей прежде всего для перевозки денег.

САМОЕ СВЯТОЕ – ПОД ЗЕМЛЕЙ

И вот мы в Чернигове, который встречает нас размеренным летним дождем. У подножия Болдиной горы младший научный сотрудник Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» Татьяна МЫКОЛАЙКО начинает экскурс в XI в. Украинское средневековье намаливалось в пещерах Киева и Чернигова. Однако особенностью именно Чернигова является комплекс удивительных подземных церквей, расположенных в Антониевых пещерах.

Название «Болдина гора», по одной из версий, - от старославянского «болд», то есть «дуб». Отсюда - балда и дубина. В древние времена эта местность была покрыта дубовыми зарослями, но сегодня они остались кое-где.

Известно, что когда-то на Болдиной горе было капище бога Перуна. Также это крупнейший в Восточной Европе некрополь дохристианских времен - 176 курганов с захоронениями воинов-дружинников.

Болдину гору выбрал в свое время Антоний Печерский. Он был родом из городка Любеч в 60 км от Чернигова. В юном возрасте будущий монах едет в Грецию на Афон, осуществляет постриг. Сначала местом его миссии стал Киев. Однако из-за политических событий Антоний оказался в Чернигове. В своем произведении «Руно орошенное» Дмитрий Туптало пишет: «Черниговский князь Святослав, будучи извещен, что брат его Изяслав гневается на преподобного, прислал за святым ночью и взял его в Чернигов. Тот же возлюбил место близ города, в горе Болдине, и, выкопав себе пещеру, жил в ней».

Поскольку Антониевы пещеры датированы 1069 годом, то в следующем они отметят знаковую дату - 950-летие. Глубина пещер - 12-14 м. Три важнейшие локации - подземные церкви - Антония Печерского, Феодосия Тотемского, Николая Святоши. Нижний ярус называют подземным кладбищем - это кельи монахов.

Антоний Печерский прожил в Чернигове 4 года. Именно он первым разработал правила священнического устава и разъяснил, почему для святости обязательно надо уходить под землю.

Церкви подземелья - своеобразные, они разделены на специализированные части - скажем, были здесь места и для лечения бесноватых. Иконостасы в таких церквях из-за высокой влажности совсем не такие, как в наземных: они лаконично пусты - все, что необходимо, приносили с «верхних» храмов.

В Антониевых пещерах размещена самая большая подземная церковь на Левобережной Украине - Феодосия Тотемского, - единственная в стиле барокко, подчеркнула наша экскурсовод.

В церквях подземных пещер нет ничего лишнего, стены одной из них имеют округлые ниши, которые создают невероятное акустику. Из одной церкви в другую - пещерные переходы, которые в прямом смысле святые, в них вмурованы кости затворников. Монахи уединялись в нишевых уголках пещер и часто там умирали. Их тела не переносили, а просто замуровывали в том же месте.

НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ЗАПАДНОГО И ВОСТОЧНОГО БАРОККО

Троицкий собор - великолепие и грация черниговской Гетманщины. Творения, вдохновенное самим Иваном Мазепой. Ведь его меценатство не имело границ - ни материальных, ни духовных. Он пожертвовал на этот собор 10 тысяч золотых. 1695 год - завершено строительство собора, которое проводил архитектор Иоганн-Баптист Зауэр. О нем есть упоминание в письме гетмана Ивана Самойловича. Известно, что он был «мастером немецкой породы», которого «затянули» из Литвы в Чернигов «для поправы церкви».

Собор - скрыто соединяет две традиции, два барокко - западное и восточное. Украинское, то есть восточное, - это купола здания, а западное - две угловые башни, которые присущи католическим костелам. Окно в форме креста - чудо для украинских церквей - именно на этом сооружении такое творение появляется впервые. В отличие от католических храмов, где больше всего украшают западный центральный фасад, здесь все четыре фасадные части украшены одинаково, обращает наше внимание Татьяна Мыколайко.

Интерьер церкви в стиле барокко, однако живопись - XIX века. На стенах можно заметить большие росписи, своеобразные живописные образы. На одном из таких - Иоанн Предтеча. По словам пани Татьяны, существует мнение, что в образе Предтечи изображен Иван Мазепа. Вероятно, это аутентичное изображение гетмана, которое не уничтожено, не содрано со стен истории, несмотря на то, что сегодня церковь принадлежит Московскому патриархату.

Верхняя часть собора - молитва в живописи. «Символ веры» изложен в 12 символах. А над алтарной частью - предложения из молитвы «Отче наш».

Напротив Троицкого собора - доминанта творений Мазепы - колокольня. Ее высота - 58 метров. По стилю она схожа с колокольней Киево-Печерской Лавры. С этой исторической вершины можно лучше понять ансамбль всего города. Древняя его часть простирается вдоль Десны, а современная стелется на север.

ЧЕРНИГОВСКИЙ ДЕТИНЕЦ

Территория Детинца - центральная укрепленная часть Чернигова, место черниговской элиты, исторических перипетий и архитектурных шедевров. Здесь жили князья, полковники, размещалась резиденция губернатора.

На территории этого исторического комплекса - первая каменная постройка Чернигова - Спасо-Преображенский собор, усыпальница рода Давидовичей, коллегиум.

На территории Детинца сейчас как символ древней победы установлены 12 пушек XVII-XVIII веков. С цитадели открывается живописный пейзаж с «зачарованной» Десной.

Недалеко от бывшей крепости - так называемый дом Лизогуба. На самом деле у этого внешне сдержанного, однако увитого невероятными легендами здания целых три названия - Дом Лизогуба Дом полковой канцелярии, Дом Мазепы.

На территории Детинца Татьяна Мыколайко обратила наше внимание и на просветительский центр, который позволял Чернигову соревноваться с Киевом еще с XVII века. Это Черниговский коллегиум - пожалуй, самое изысканное сооружение на Валу. Коллегиум был первым таким мощным учебным заведением на Левобережной Украине. Построенный в 1700-1702 гг. на средства славного Мазепы по инициативе Лазаря Барановича. Обучение в заведении было бесплатным, организованным по принципу западноевропейских.

Домонгольская жемчужина Детинца - Борисоглебский собор. Его строил Давид Святославич, о котором очень мало сказано в летописях. Так, князь был очень спокойным и не участвовал в войнах за власть, единственное, чем он запомнился - усыпальницей своего рода. Собор сначала назывался Глебо-Борисовским, ведь имя Давида после крещения было именно Глеб. А уже Мономаховичи назвали его Борисоглебским. Храм менял свой облик из-за войн, пожар. Во время реконструкции после последнего разрушения оказалось чудом, что почти 70 процентов стен сохранилось в стиле XII в. Поэтому восстановлен собор в древнерусском стиле, рассказала «летнешкольницам» пани Татьяна.

СПАССКИЙ СОБОР – СТАРШИЙ БРАТ СОФИИ?

Исторически известно, что князем Чернигово-Сиверщины долгое время был Мстислав Храбрый, брат Ярослава Мудрого. Мстислав намеревался взять престол силой и впервые в истории применил военные тактики – наступал на Ярослава фалангами. Ярославу тогда не помогли даже варяги, пришлось бежать в Польшу.

Однако впоследствии все стало на свои места, говорит Татьяна Мыколайко. Мстиславу - опять Чернигов. При его правлении город по численности равнялся Парижу и Риму - примерно 25-30 тысяч - вполне европейский мегаполис.

Как известно, в Киевской Руси первая каменная постройка - Десятинная церковь. Однако следующей каменной святыней становится именно Спасский собор.

1030 год - начало его строительства. Таким образом, храм старше Софии. К тому времени Мстислав неожиданно умирает, а Ярослав забирает земли под свою руку. Строительство Спасского временно прекращается, сооружается София в Киеве. Поэтому все и считают, что вроде София старше, однако на самом деле это не так. Достраивает Спасский собор уже сын Ярослава - Святослав.

Спасский собор - уникальный. Его стены не перекладывались никогда. Они выложены из тонкой плинфы. Это можно понять, увидев фасад, где кладка старая местами открыта.

Элементы интерьера - XI вв. Интересно, что до пожара XVIII в. церковь украшали тонкие беломраморные колонны, которые князь привез в полуземляной город аж из Северного Причерноморья.

Живопись на стенах служила Библией для неграмотных. Северная часть собора - сюжеты из Ветхого Завета, верх - райская жизнь, нижняя часть - видения пророков. Кульминационный сюжет - дарение скрижалей Моисею на горе Синай. Южная часть собора - сюжеты от Рождества Христова до Распятия.

ЦВЕТОЧНЫЙ ЛИТЕРАТОР КОЦЮБИНСКИЙ

Не менее интересная и эмоциональная часть нашего путешествия - переход от Чернигова древнерусского и казацкого к современному. В начале ХХ века местом литературных собраний выдающихся украинских интеллектуалов был дом Михаила Коцюбинского в Чернигове. Сейчас это Черниговский литературно-мемориальный музей-заповедник, теплую экскурсию по которому участникам ЛШЖ «Дня» провела заведующая мемориальной частью литературно-мемориального музея Михаила Коцюбинского Мария МОСКАЛЕНКО.

Николай Лысенко здесь играл на фортепиано, Борис Гринченко собирал украинские словечки для академических шедевров, рыжеволосый Николай Вороной ходил франтом, а Владимир Самойленко поражал своей сатирой. На стенах гостиной Коцюбинского - портреты, картины его друга - Михаила Жука.

«Розкажи, розкажи мені, поле: чого рідко ростуть колосочки?» - наивно у окна гостиной стоял и поэтически спрашивал совсем еще зеленый и никому неизвестный Павел Тычина. На эти строки тогда Коцюбинский сказал, что будут из Павлика люди.

В доме-усадьбе в «черниговский период» литератор-классик написал свои лучшие произведения - «Intermezzo», «Цвіт яблуні», «Дорогою ціною», «Хвала життю», «Fata morgana»...

Восстановила усадьбу прежде всего дочь писателя - Ирина Коцюбинская, которая была директором музея с 1956 года. Примечательно, что все руководители заведения - потомки Михаила Коцюбинского.

Поразительно, что восстановлено все до мельчайших деталей. Во всем - вкус и особый стиль. Недаром супругов Коцюбинских в Чернигове называли европейской парой. Жена художника - Вера Дейша носила короткую прическу, поэтому порой напоминала интеллигентную парижанку. А вот сам Михаил Михайлович требовательностью и эстетством походил на итальянца. На пиджаке он носил бутоньерку. И недаром - его страсть к цветам очевидна. Ее демонстрирует задняя часть музея-усадьбы - это роскошный сад с - невероятно! - огромными агавами по центру клумбы. Ими мы могли полюбоваться с деревянной террасы, где, как и во времена Коцюбинского, пили чай и неспешно и с интересом общались. Спасибо дождю, который задержал нас здесь на часок! И, конечно, всем нашим суперкомпетентным проводникам!

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

«ДОЖДЬ СОПРОВОЖДАЛ НАС ВСЮ ДОРОГУ, НО ЭТО ТОЧНО К СЧАСТЬЮ!»

Дарья ЧИЖ, Киевский университет имени Бориса Гринченко:

- Старинный, гармоничный город Чернигов поражает своей древней архитектурой, уютными парками и величественными соборами. Поэтому я очень обрадовалась, когда узнала, что наше интеллектуальное путешествие ЛШЖ будет именно в этот город. Мы начали нашу экскурсию с Антониевых пещер, где в полном уединении монахи говорили с Богом. Пещеры привлекают не только туристов, сюда часто приезжают экстрасенсы и те, кто считает себя ясновидящими. А также люди, которые верят в целебную силу пещер. Это место окутано легендами. Может, выдумки, может, правда, но призрак монаха, красный свет в киснице и потайные ходы таки внушают мистические ощущения.

Прогулку под дождем как в романтических фильмах можно устроить в исторической части Чернигова - Детинце. Конечно же, если вы не назначите встречу своему поклоннику у тринадцатой пушки. Тарас Шевченко увековечен здесь как настоящий франт в длинном фраке, а не как на каноническом портрете: в мужицком кожухе и шапке. Этот образ, навязанный нам, заменяется на Шевченко-интеллигента и молодого соблазнителя.

По дороге в Киев мы заехали еще в собор Рождества в Козельце, такой же светлый и величественный, как и праздник, в честь которого он назван. Дождь сопровождал нас всю дорогу, но это точно к счастью!

«В СПАССКОМ СОБОРЕ ЧЕРНИГОВА БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОЧУВСТВОВАЛА ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УКРАИНСКОЙ ИСТОРИИ»

Эвелина КОТЛЯРОВА, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко:

- Мою ситуацию, как и многих представителей современной молодежи, можно описать так: мы много слышали об украинской истории, украинской интеллигенции, читали о ней. Я готовилась к тестам ВНО по истории и «учила» все эти соборы, читала произведения Коцюбинского, но все это было как-то далеко, как-то схематично... Я человек, который любит все пропускать через себя, поэтому, конечно, мечтала побывать во всех исторически значимых местах, которые только видела на картинках в учебниках. Я много езжу по Украине, но Черниговщина недавно была белым пятном на моей туристической карте. В Спасском соборе Чернигова больше всего почувствовала связь поколений и преемственность украинской истории. Мол, вот же оно, подлинное, наше, сохранилось с XI века. На него более тысячи лет назад смотрел Мстислав, а теперь смотрю я. Только он был в княжеской одежде, а я в коротких джинсовых шортах. Мода разная, исторические фоны разные, но нация одна.

Музей Коцюбинского я запомнила навсегда. Атмосфера спокойствия и уюта вдохновляет на размышления и творчество. Подсознательно сравнила его семейные обычаи со своими: немного отличаются. Если бы умела медитировать, то под шум дождя на веранде усадьбы Коцюбинского почувствовала бы дзэн.

Летняя школа журналистики проходит при поддержке Центра информации и документации НАТО в Украине.

Андриана БИЛА, Летняя школа журналистики «Дня» - 2018, фото Руслана КАНЮКИ, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів
comments powered by HyperComments