Искусство просветления
Ее можно увидеть, побывав в Политехническом музее при Национальном техническом университете Украины «Киевский политехнический институт» (НТУУ КПИ). Экспозиция очень удачно разместилась на фоне разного рода технических экспонатов (в музейном зале есть даже раритетные авто!), содержит живопись Андрея Сидерского и скульптурные работы Богдана Андрийцева. Последние вполне заслуживают отдельной, персональной выставки. Но автор скромно заявляет, что «своих» практикующих йогов создал именно под воздействием Андрея Сидерского.
Человек-легенда, «живой классик» — как только не называют легендарного Андрея Сидерского! В далеком 1984-м он закончил КПИ. Но прославился не как инженер. В апреле 2014 г. авторитетная The Art Newspaper включила киевлянина Сидерского в «Топ-50 самых дорогих современных художников». (Впоследствии экспертам пришлось уточнять, что он — украинский, а вовсе не российский, автор.) Но и живопись — не совсем то, благодаря чему наш соотечественник стал на сегодняшний день одним из самых известных в мире украинцев.
Сидерский — духовный учитель (не путать с коммерческими «гуру»!), пример для подражания в среде как многочисленных спортсменов, так и искателей истины — эзотериков. Он — практикующий еще с 1970-х йогин, один из лучших преподавателей йоги на Западе. А также переводчик и писатель, автор нескольких собственных книг и многочисленных стихов. Если проводить параллели, то можно сказать, что в Киеве прямо сейчас живет и работает величина наподобие Джадду Кришнамурти.
Наименее всего пана Сидерского, как оказалось, волнуют успехи в построении арт-карьеры. (И это — при средней стоимости работы в 51 тыс. британских фунтов стерлингов, если верить TANR.) Свою живопись он также отнюдь не считает оп-артом, «абстракционизмом» и тому подобное. Собственный метод называет Psychotronic Аrt — и характеризует как одно из направлений йога-арта. О специфической духовной практике йогов в форме живописи, которая в результате способна менять мир в физическом плане, в Индии, объясняет Сидерский, знают тысячи лет. А вот для людей Запада обстоятельно о ней написал в монографии «Yoga Art» Аджита Мукерджи. Нью-йоркское издание 1975 года есть в экспозиции «Геометрии просветления». Сам Андрей Сидерский, как рассказывал, каким образом удалось найти у американских букинистов эту книгу, явно гордился этой удачей больше, чем собственными картинами.
РАБОТА АНДРЕЯ СИДЕРСКОГО «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕДИТАТИВНЫЙ СИНДРОМ. МАГИЧЕСКАЯ ЧЕРНИЛЬНИЦА»
«Такие основные геометрические фигуры, как точка, прямая линия, круг, треугольник и квадрат, имеют символическое значение в представлении основных энергий Вселенной. Их можно соединить в более сложные фигуры для представления отдельных сил или качеств, воплощенных в каком-то из аспектов творения, эволюции, растворения... Квадрат, например, являет собой степень творения в процессе; эта конфигурация определяет, что творение должно быть полным (завершенным) само по себе, а прямоугольник с неоднородными сторонами будет означать частичное или предыдущее состояние творения. ...Цветные волны представляют собой динамическое движение сил», — пишет Мукерджи. За геометрическими абстракциями йогина и художника Андрея Сидерского тоже есть вполне утилитарная конкретика. Каждая его работа — не только набор геометрически цветных символов. А продуманный художественный жест, имеющий целью определенное влияние на Вселенную. Иначе говоря, Сидерский пишет работы для решения конкретных проблем конкретных людей. «Они — лечебные», — утверждает он. Например, картину под названием «Пять магических предметов» художник переписывал пять, а то и больше раз. Стилизованные цветы на желтом тревожном фоне должны были помогать определенному человеку справляться с хронической мигренью.
СКУЛЬПТУРА БОГДАНА АНДРИЙЦЕВА «ОПОРА НА ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО»
Верить или нет в мистику живописи — дело личное! Нас поразил не только уровень самих работ Сидерского-художника, но и очень удачное кураторское решение выставки. В пространство Политехнического музея она вписана идеально, даже палитра отдельных картин соответствует конкретным экспонатам «постоянной» коллекции, рядом с которыми те находятся. Как прокомментировала «Дню» директор Наталия ПИСАРЕВСКАЯ, музей при КПИ имеет собственную позицию в «споре физиков и лириков». «Творчество — это «душа «технических наук», — объяснила Писаревская. — Потому мы намерены только расширять сотрудничество с современным искусством. Конечно, будем привлекать к музею только тех авторов, чьи работы созвучны с нашей концепцией».
«Для меня Андрей — человек-легенда. Картины йога Сидерского — это инженер Сикорский, который встретил авангардиста Кандинского, — написал впечатление от вернисажа писатель Любко ДЕРЕШ. — В свое время я даже просил у Андрея Владимировича одну из его работ себе на обложку романа «Намір»! ...Но главная новость такова: 25 ноября в Украинском доме во время грандиозной выставки YogaExpo мы проведем с паном Андреем открытое интервью, где будем говорить о его новых открытиях в практике, о последних исследованиях израильских нейрофизиологов относительно влияния хатха-йоги на работу мозга и миллиардах других интересностей... »