Истории надлежит не судить, а объяснять. История не судья, а адвокат.
Бенедетто Кроче, итальянский интеллектуал, философ, политик, историк и литературный критик

Мастер-класс от Григория Гладия

«День» побывал на репетиции спектакля «Очищение», который станет одной из первых премьер следующего театрального сезона в столице

Сейчас коллектив Национального театра им. И. Франко работает на два «фронта» — в Херсоне (невзирая на изнурительную жару +36°C) происходят масштабные гастроли коллектива, а часть труппы до 15 июля показывает спектакли текущего репертуара в Киеве, также днем происходят репетиции постановки «Очищение», которая станет первым сценическим прочтением этого произведения в Украине.

Пьесу финской писательницы Софи Оксанен ставит Григорий Гладий (Канада). Нужно отметить, что смотреть на то, как рождается будущее представление всегда очень интересное действо, особенно когда на кон выходит мастер, потому что это уже не просто репетиция, а мастер-класс от Григория Степановича. Поскольку Гладий имеет две ипостаси — режиссера и актера — часто не удерживается, сидя в кресле постановщика, выбегает на сцену, показывает сам нюансы роли коллегам.

Напомним, «Очищение» станет второй постановкой на франковской сцене этого мастера. Его режиссерский дебют состоялся в спектакле «Истерия» по произведению Терри Джонсона, где роль Фройда потрясающе играл выдающийся мастер — Богдан Сильвестрович Ступка. И вот, через 14 лет новая встреча, и опять малоизвестное произведение для наших зрителей.

«ИСПОВЕДЬ О ДОБРЕ, ЗЛЕ И СОКРОВЕННОМ»

Сюжетная линия пьесы «Очищение» переносит зрителей в Эстонию и охватывает большое часовое расстояние из истории этой Прибалтийской страны. Главная героиня Алийде Труу (эту роль исполняет Полина Лазовая) проживает целую жизнь, которая впитала в себя все катаклизмы, которые пережила ее Родина на пути к независимости. Здесь трагические события 1930-х, и депортация так называемых «врагов народа» в Сибирь, бурные 1990-е...

Тема определения врагов и героев является одной из основных, она влияет на все события, которые происходят в жизни Алийде. Ее любовь к одному из «лесных братьев» Хансу руководит не только поступками героини, но и переходит к категории кармическому греху, за который расплачивается каждое следующее поколение их семьи.

ГЛАДИЙ САМ ПРЕКРАСНЫЙ АКТЕР—РЕЖИССЕР И КОГДА РАБОТАЕТ С КОЛЛЕГАМИ, ТО НЕ ТОЛЬКО ДАЕТ РЕЖИССЕРСКИЙ ПОСЫЛ, НО И САМ МОЖЕТ ПОКАЗАТЬ, ПОДСКАЗАТЬ, ЧТОБЫ ШИРЕ РАСКРЫТЬ ОБРАЗ, КОТОРЫЙ АКТЕР СОЗДАЕТ НА СЦЕНЕ. НА ФОТО: ВЕРА ЗИНЕВИЧ (ЗАРА), ПОЛИНА ЛАЗОВА (АЛИЙДЕ ТРУУ) И ГРИГОРИЙ ГЛАДИЙ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «ДЕНЬ»

В спектакле представлены сильные женские характеры, он также о том, что постижение содеянного и Очищение остановят цепную реакцию разрушения человека и что любовь и добро победит! С помощью этой истории можно провести параллели с трагическими событиями и потерями, которые пережила и наша страна, отстаивая свою независимость.

— Больше месяца у нас идут репетиции. Работать с Гладием интересно, но и непросто, потому что он умеет взбудоражить психику и прикоснуться к глубинам души, — созналась актриса Полина ЛАЗОВАЯ. — Впервые с Гришей как режиссером мы вместе работали еще в 2004 году во время рождения спектакля «Истерия». В настоящий момент он принес в театр очень мощное психологическое произведение финской писательницы Софи Оксанен, которая также имеет эстонские корни. Так как Гладий сам прекрасный актер-режиссер, который сам себе постановщик, то когда работает с коллегами-актерами, не только дает режиссерский посыл, но и сам может показать, подсказать, чтобы шире раскрыть образ, который ты создаешь на сцене.

Гриша является учеником известного мастера Анатолия Васильева и его «Школы драматического искусства». Вспоминаю, как только мы начали работать, то Гладий особое внимание уделял дыханию. Потому что это основа жизни и существования на сцене. Это только кажется, что мы знаем, как правильно дышать, а в действительности это глубинное дыхание, которое показывал нам Гриша: глубоко вдохнуть, а затем словно выбросить все лишнее (например, вдохнуть позитив, а выдохнуть и выбросить — негатив). Когда это осознаешь, то тело по-другому начинает существовать на сцене. Режиссер подчеркивал, что актер должен уметь... заземлиться, стать ногами на сцене и почувствовать энергетику, тогда пойдут правильные действия и органичное существование актера на кону.

«Очищение» — спектакль глубоко психологический и это актерская пьеса, а потому исполнители должны иметь свой стержень, мысль, тему, идею и этим со зрителем делиться, — подчеркивает Г. Гладий. Каждый человек живет, работает, грешит, но приходит момент, когда сознательно или подсознательно твоя душа хочет очищения. Кто-то идет в церковь, кто-то исповедует перед иконами, а кто-то думает, что очистится от всего плохо огнем или водой. Например, для моей героини очищение от пагубного пройдет с огнем... Алийде дважды ошиблась, а затем всю жизнь страдала. История начинается с 1930 г., продолжается в советские времена, Вторую мировую, сталинские лагеря и до хаоса в 1990-х. События перемешиваются во времени — вот молодость, а вот старость Алийде Труу. Герои ищут правду, а она разная, потому что одни верили, что лучше, чем колхозы и СССР нет ничего в мире, а другие, не жалея жизни, боролись за свободу и независимость Эстонии... Кто-то за несколько серебряников продавался, а кто-то мечтал быть свободным человеком и жить в демократическом обществе...

Все во Вселенной гармонично и есть баланс — что ты посылаешь, то и получаешь. Уже на склоне лет к моей героине пришел посланец, который напомнил ее нехорошие действия, которые привели к фатальным последствиям, и эти цепи замкнулись в ее дворе и в ее доме.

Я считаю, что поднятые темы пьесы очень важны и своевременны, потому что в настоящий момент из людей немало черного выходит, но все же придет время, когда человек пожелает очиститься...

 Мы хотим, чтобы наш спектакль стал откровенным разговором, исповедью со зрителем о добре, зле и сокровенном.

«Я СЕБЯ НАЗЫВАЮ АКТЕРСКИМ ПРОВОДНИКОМ»

— Режиссер по сути всегда неразрывно связан с актерами, — считает Г. Гладий. — Я совмещаю в себе две творческих ипостаси — режиссера и актера. Когда рождается спектакль, то появляется бесконечное поле поиска.

В настоящий момент театр постдраматический и включает в себя разные и новые возможности. На многое мы в настоящий момент смотрим по-другому. Знаете, в каком-то смысле, мне сейчас больше импонирует позиция режиссера. Я ищу способы понять что-то о нас. Особенно в критическое время предчувствия какой-то беды. Когда нужна внутренняя мобилизация сил, чтобы противостоять той постправде, которая навалилась, и когда кажется, что теряются всякие ориентиры. Мы ответственны за свое сознание.

Недавно мы вышли на большую сцену, и я увидел, что некоторые вещи, которые казались в малом зале оригинальными находками, здесь не такие уж убедительные, потому что они касались внутренней техники актеров. Для себя открыл интересный момент сотрудничества с коллегами на сцене. Может показаться, что на репетиции я, перебивая актеров, вмешиваюсь в творческий процесс, что-то показываю... но это касается не коллег, а персонажей, которых они играют. Стараюсь стимулировать актеров, но чтобы это не мешало героям. Персонажи существуют за пределами нас, в каком-то другом измерении, и моя задача в том, чтобы они «засветились». Я себя называю актерским проводником.

Для меня очень важно, чтобы актер не работал по штампам. Поэтому на репетиции стараюсь сделать так, чтобы актер стал свободен от своих предыдущих «находок», потому что если мы хотим прийти к своим первоисточникам, глубоким пластам в профессии, то должны постоянно тренировать свой актерский инструмент, постепенно поднимаясь к экзистенциальным, философским вопросам.

Благодаря мастерству Анатолия Васильева и его «Школе драматического искусства» многое для себя открыл в профессии. Был очень интересный период, когда работал в Литве с известным режиссером Йонасом Вайткусом. Мне нравятся поиски Эймунтаса Някрошюса. Целые театральные миры открыл Ежи Гротовский — гениальный человек. Царство ему Небесное! Как теоретик мне интересен Эудженио Барба — его произведения я считаю актерской азбукой ритуального театра. Систему Станиславского я тоже не отбрасываю, но Лесь Курбас — для меня альфа и омега, особенно его театральные трансформации. А еще — теософия Михаила Чехова, который поддерживает традицию, которая имеет дело с перевоплощением, превращением из невидимого в видимое...

Знаете, сейчас я впервые взялся за женскую пьесу — «Очищение». Ее автор Софи Оксанен — молодая финская писательница. Она родилась в 1977 г.,  выросла в финско-эстонской семье в Центральной Финляндии (отец — финн, мать — эстонка, которая в 1970-х эмигрировала в Финляндию). Как сказала Софи, в детстве летние каникулы она проводила в Эстонии, у бабушки. Эти воспоминания потом стали импульсом для написания целого ряда произведений, которые посвящены истории Эстонии.

Кстати, сначала Софи создала пьесу под названием «Очищение», но набралось большое количество материала, и она продолжила работу, написала роман под этим же названием, который стал бестселлером, принес автору немало престижных литературных наград. В 2012 году роман был экранизирован и номинирован на премию «Оскар» от Финляндии. В настоящий момент ведутся переговоры, чтобы Софи Оксанен приехала на нашу премьеру в Киев.

«Очищение» — новый и малооткрытый для меня мир. Хотя события происходят в Эстонии, но здесь я вижу немало параллелей с нашей страной.

«ХОЧУ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ МИРА К СУДЬБЕ ОЛЕГА СЕНЦОВА»

Напомним, во время рождения спектакля Григорий Гладий, находясь в Киеве, поддержал вместе с франковцами международную акцию «Free Sentsov!», когда весь мир борется за свободу украинских политических узников Кремля и, в частности, кинорежиссера Олега Сенцова, который голодает с 14 мая в колонии в Лабитнанги Ямало-Ненецкого автономного округа РФ.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

— Каждый день для нашего патриота может стать последним, потому что на карту Сенцов поставил — свободу, или смерть! Поэтому стоять в стороне я не могу, и как все люди доброй воли хочу, чтобы Олега быстрее вытянули из колонии, — подчеркнул Г. Гладий. — Цинизму Кремля нет пределов! Можно вспомнить сбитый российскими захватчиками самолет «MH17» (Boeing 777 компании Malaysia Airlines, который летел из Амстердама в Куала-Лумпура, по данным следствия, был сбит над контролируемым сепаратистами районом Донецкой области. Все 298 людей, которые находились на борту самолета, погибли! Международная следственная комиссия пришла к выводу, что катастрофа, произошедшая 17 июля 2014 года вследствие залпа ракетной системы «Бук», принадлежала 53-й противовоздушной военной бригаде РФ. — Т.П.), но и до сих пор путинский режим не кается!

Сейчас мы живем в сложные времена с нестабильной историей. Но и этот поток должен размыться и пройти. Российская пропаганда нанесла немало вреда, люди одурманены, но верю, что в России люди постепенно прозреют. Я вышел с плакатом «Free Sentsov!» потому что хочу привлечь внимание мира к личности украинца, патриота, политического пленника, человека очень сильного духом. Лагерные застенки Олега не сломали, и дай Бог ему сил, выдержки и здоровья, чтобы быстрее выйти на свободу!

Татьяна ПОЛИЩУК, «День». Фото Артема СЛИПАЧУКА, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів
comments powered by HyperComments