Приключения Гуся в метро
Большинство людей все-таки знают, что в метро нужно не заступать за ограничительную линию. Кто-то осваивает плату за проезд карточкой. Знаете ли вы, что за придержанные на входе в метро двери можно получить «плюсище в карму»? А еще, с учетом летней жары, утром нужно мыться, чтобы не причинять страданий остальным пассажирам.
В вестибюле станции метро «Золотые ворота» разместили девять постеров художницы Надежной (псевдоним Надежды Кушнир) с многим известным Гусем. Это совместный проект столичной подземки, художницы и компании Art Nation. «Частично здесь есть правила, прописанные и утвержденные Киевской городской радой, например, что нужно предъявлять оригинал своего действительного удостоверения, чтобы воспользоваться льготным проездом, — говорит Наталья Макогон, советник начальника киевского метрополитена. — Но мы разбавили эту серию и неформальными правилами. В частности, о провозе рюкзаков, что в вагоне их нужно снимать. Наши пассажиры много нам писали о том, почему этого не делают... Но для этого не нужно принимать какие-то подзаконные акты, и в то же время хочется, чтобы люди не забывали об элементарной вежливости».
ЖДУТ КРЕАТИВА ОТ ПАССАЖИРОВ
Через две-три недели постеры с Гусем появятся в поездах и на станциях метро. Тогда начнется анализ отзывов пользователей, и по самым креативным создадут следующую серию с правилами метро от пассажиров.
Кстати, что касается гусей и других животных — мы спросили Наталью Макогон, как их перевозить в метро. «Животных небольших размеров перевозят в специальных сумках, которые продаются в зоомагазинах, возможно, кто-то сам в состоянии пошить такую. Крупных животных перевозить в метрополитене запрещено по причинам безопасности, — говорит Наталья. — Бывают случаи, когда люди пытаются спрятать под мышкой, где-то в куртке маленькую собачонку, каких-то экзотических животных. Я понимаю, что каждый человек думает — это же моя милая маленькая зверюшка, она никогда никого не обидит. Но в метрополитене очень много людей, много разных запахов, кто-то может быть с аллергией. Да и представьте стресс для животного, которому половина пассажиров начнет делать «утю-тю-тю». Животные реагируют совсем иначе, возникает агрессия даже у маленьких. Что касается экзотических животных — вы никогда не знаете, какие там инфекции, у кого какая аллергия. Нужно немножко больше думать, прежде чем делать эти вещи».
В ОЖИДАНИИ ЕВРОПЫ
На открытие выставки, которая, кстати, продлится до середины августа, приехала правозащитница, общественная активистка, блогер Наталия Мороцкая. Напомним, недавно разгорелась дискуссия относительно новой инструкции о порядке проезда в «Киевском метрополитене» для маломобильных групп, согласно которой человеку на инвалидной коляске нужно обязательно предоставлять сопровождение, причем военизированной охраны. Из-за этого возмутились активисты, представляющие людей с особыми потребностями. Во-первых, ограничивается их право на свободное передвижение, во-вторых, этого сопровождения иногда приходится ждать очень долго. Сейчас есть основания для изменений к лучшему.
«КГГА разрабатывает новый проект правил пользования метрополитеном, и мы, активисты с инвалидностью, родители с маленькими детьми, приобщились к этому процессу, подали замечания, согласно которым помощь должна предоставляться по заявочному принципу. Единственное ограничение — на эскалаторе нельзя будет самостоятельно подниматься на инвалидной коляске. А так, хочешь привлечь работников метрополитена или у тебя есть свои сопровождающие — решать тебе, — рассказывает Наталия Мороцкая, которая сама передвигается на коляске. — Также мы прописали, что все маломобильные категории населения (а это и родители с детьми на колясках, и пожилые люди. — Авт.) будут иметь право на помощь при обращении, за исключением станций, где все оборудовано. Наиболее инновационным является правило, позволяющее провозить собаку-поводыря бесплатно. Не как обычного пса, а именно как вспомогательный механизм передвижения для людей с проблемами зрения. И это уже будет не внутренняя инструкция, а правила пользования столичным метрополитеном, утвержденные Киеврадой».
Предложения относительно правил пользования метро сейчас прорабатывают юристы департамента транспортной инфраструктуры Киевской городской госадминистрации, потом проект вынесут на голосование в Киевраду.
«Сейчас действует советский подход к людям с инвалидностью. Их считают не способными принимать решения и нести ответственность за них. Это не так. Мы живем в стране, где многие люди с инвалидностью уже работают. Они ведут активный образ жизни. Мы с мужем активно передвигаемся по городу, и это большая проблема, потому что мы, например, едем, кто-то позвонил по телефону, у нас резко изменился маршрут, нам нужно в метро, а мы не можем доехать оперативно, — делится Наталия Мороцкая. — Но в последнее время у нас появились хорошие прецеденты, когда метрополитен обеспечивает оперативное сопровождение. Десять минут — и они на месте, мы едем дальше. Еще есть вариант, когда нам позволяют двигаться самостоятельно. Но только вслушайтесь в эти слова, это совдепия. Новые правила в этом контексте будут очень европейскими».
Кстати, Наталья Макогон говорит, что есть идея художественного проекта по инклюзии. Его планируют воплотить, когда примут новые правила. Ну а вообще не упускайте возможность помочь вьехать в вагон маме с коляской. Гусь одобряет.