Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Иммануил Кант, немецкий философ, писатель, антрополог, физик, библиотекарь, педагог, родоначальник немецкой классической философии

Путешествие в потусторонний мир

Несколько подсказок для «прочтения» выставки «Одинаково разные. Части речи»

Издательство ArtHuss продолжает популяризировать современное искусство, на этот раз — через выставку «Одинаково разные. Части речи». Проект можно увидеть в Институте проблем современного искусства в Киеве. Одинаково разные — это художники Сергей Радкевич, Константин Зоркин, Петр Бевза и Виталий Кохан.

Виталий Кохан поделился секретом, что хотя у него с Константином Зоркиным мастерской «зыркают» друг на друга, но проекты никак не сойдутся во что-то общее: «Мы как будто и похожи в чем-то, но долгое время ничего общего не клеилось. Только вот эта выставка на удивление удалась. Мы все здесь будто бы и вместе под одной крышей, а будто бы каждый в своем мире. Поэтому название такое — и одинаковые, и разные одновременно».

В виденье художника Петра Бевзы выставка похожа на эссе или новеллу, где каждая картина, инсталляция — как будто отдельное высказывание. Представлены его работы из серии «Інний», что в переводе со староукраинского означает «иной». Цвета полотен пластично конструируют реальность, усложненно, «по-інному» звучат оранжевый и малиново-розовый. «Інні» цвета расползаются пульсирующими пятнами, касаясь кое-где решительного контура. Зритель, безусловно, заметит изобретательную конфигурацию и размывание пределов, границ.

Полотна, графика и инсталляции Сергея Радкевича объединены названием «В пределах сознания/ Персональный миф». Мастер говорит об этой серии работ так: «Персональный миф — частная территория, где художник может быть «творцом». Главной точкой отсчета является субъективное «Я» и создание условного пространства в пределах четырех углов полотна. Моя территория вырастает из космически черного хаоса, где отсутствующие понятия боли, соперничества, социальных гонок, победителей и побежденных. Это пространство новой частной истории, которую я могу контролировать, выдумывать новые мифы, которые могут быть реальностью в будущем. Создать территорию любви, которая прорывает черное...».


СЕРГЕЙ РАДКЕВИЧ. В ГРАНИЦАХ СОЗНАТЕЛЬНОГО / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МИФ. 2015—2018 ГОДА

Для инсталляции была использована... землю из разных уголков Украины, которая дополняет общую доминанту черного. Однако черное — это то, с чего все начинается. Из черного всегда ожидается происхождение света. Частично речь идет и о войне: в графике с военной выкройкой просматриваются человеческие лица. Авторская квинтэссенция — вопрос, почему мы прибегаем к насилию и становимся похожими на животных.

Серия работ Константина Зоркина — своеобразный магический реализм с пластичными знаками, которые собраны в форме комикса. Рабочее название представленных творений — «Подземный полет». Говорится о потустороннем мире, нижнем мире, который вызывает в человеческом воображении неразрешимую загадку.

«В серии моих работ представлено мифологическое виденье смерти, которое связано с путешествием шамана. Змея как важный элемент визуализированного рассказа является указателем: если она сверху, то все происходит внизу, или же наоборот. Мой мир — это подземный пейзаж и его смысловые коды», — объяснил художник.


ПЕТРО БЕВЗА. ТАНЕЦ. 2018 ГОД

В этой истории есть люди без рук, чьи тела пронизаны копьями. В отдельной части виднеется воронка, дно водоема, где нет течения, то есть то, что никуда не ведет. Все эти элементы являются ключиками для отыскания смыслов.

Название еще одной инсталляции К. Зоркина — Spell, что в переводе с английского означает «заклинание». Что же нужно шаману, чтобы двигаться потусторонними путями и преодолевать препятствия? Другая композиция Зоркина — «Митоза», в мире современной игромании — игрушка. У тебя есть множество вариантов развития событий, однако каждый шаг кардинально меняет ход всего. Чей-то шаг будет эпохальным, а кого-то заведет в подворотню. Императив инсталляции художника — заставить спросить себя, сколько в человеческой сущности крылатости?

Выставка известных современных художников не насаждает, не навязывает, а лишь дает подсказки. То, что было первоначальной идеей издательства ArtHuss и Института проблем современного искусства, — привнести творчество в открытый мир, побуждать мыслить каждого и делать это свободно.

Проект «Одинаково разные. Части речи» можно увидеть в Институте проблем современного искусства до 17 сентября.

Андриана БИЛА. Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів
comments powered by HyperComments