Истории надлежит не судить, а объяснять. История не судья, а адвокат.
Бенедетто Кроче, итальянский интеллектуал, философ, политик, историк и литературный критик

Счастливый мир саламандр

Творческий дуэт Krolikowski Art исследовал средства информационной войны

Даже если вы не знаете, что такое астротурфинг или сокпапет, скорее всего, сталкивались с этими технологиями. В частности, о них рассказывается на выставке «Саламандры настоящего» дуэта Krolikowski Art. Александра и Александер Кроликовски исследовали распространенные механизмы информационной войны во время арт-резиденции в студии PRAM, в Праге. До 19 августа этот проект можно увидеть в киевской Dymchuk Gallery.

«В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ МЫ ЕЩЕ НЕМНОГО, КАК ДЕТИ»

Проводниками в мир информационных войн стали пятнистые саламандры, герои романа «Война с саламандрами» чешского писателя Карела Чапека. «Этот роман, именно такое издание, был первой большой книжкой, которую я прочитал, — Александер показывает издание 1986 года с сюрреалистическими иллюстрациями художников Тишкова и Козлова. — Потерял эту книжку, но потом купил еще один такой экземпляр, дал Александре почитать, и мы анализировали ее уже с художественных позиций. Поняли, что это одно из первых постмодерных литературных произведений. Он написан в 1935 году, когда о постмодерн еще никто не говорил, но все постмодерные приемы здесь есть».

До аннексии Крыма Александер и Александра жили в Севастополе, где увидели, как работают методы информационной войны, которые они относят к постмодерным. «Если Чапек критикует модерные манипуляции массами, мы решили посмотреть критически на постмодерные. Выходит, метамодерная позиция, потому что мы смотрим на все это очень иронически, но эта ирония приводит к серьезным выводам. Наша цель — изменить мнение об информационных войнах, потому что не все в Украине еще понимают, что это очень серьезно. Что сначала просто кто-то работает за компьютером, а затем вот такое», — Александер подводит к фотоколлажу с боевиками «ДНР» среди дыма и взрывов. Там же, среди вооруженной толпы, затесались несколько саламандр.

«В интернет-пространстве мы еще немного, как дети. Мы не слишком опытны, чтобы иметь сильный иммунитет к манипуляциям, которые там происходят. Мы легко поверим в картинку, которую нам покажут, мы больше верим своим эмоциям и ощущениям», — добавляет Александра.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ VS РУЧНОЙ ТРУД

Оксфордский словарь английского языка словом 2016 года назвал термин «постправда». Он получил распространение в 2010-х, особенно после Брекзита и президентских выборов в США, когда победил Дональд Трамп (на одном из коллажей он тоже есть, обнимает волшебную саламандру).

«Считайте, что победа Трампа и Брекзит является делом компании Cambridge Analytica, — Александер подводит к тексту, напечатанному в виде саламандры, где рассказывается о СА. — Например, люди проходили тесты, наподобие «Какой ты котик?» Так они отдавали свои данные, которые анализировались, и каждому подавали определенную контекстную рекламу, которая толкала к определенным действиям. Скажем, видели, что человек любит охотиться, и вот в его ленте появлялась информация, что Хиллари Клинтон запретит свободное обращение оружия. Человек и не хотел голосовать за Трампа, но думает — вероятно, нужно, потому что я же хочу охотиться. И так относительно каждой социальной группы. Но это уже не целевая аудитория, как раньше, это абсолютно индивидуально. Тебе подберут такую манипуляцию — и это сделает машина».

Другой подход применяют в восточных странах, например, в Китае. В отличие от Запада, с его автоматизацией и искусственным интеллектом, здесь формированием «нужного» информационного поля занимаются огромные, в сотни тысяч, группы людей. «В Китае государственная «50-центовая партия» и «водная армия» интернета — это как будто о саламандрах. «Водная армия» является коммерческой структурой, которую можно заказать, и ее работники напишут все что угодно, сделают миллионы постов и комментариев», — говорит Александер.

«В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ МЕТОДЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СТАЛИ БОЛЕЕ ЖЕСТКИМИ»

Вообще эмоциями людей манипулируют не один век. Сам Александер приводит пример из русско-японской войны в начале ХХ века. Тогда в Российской империи выдавали комиксы, где японцев изображали жалкими, страшными, а россиян — большими и красивыми. «Если показать это современным людям, они не поведутся. Однако сейчас методы манипулирования стали более жестки, — продолжает мастер. — Еще в 2013 году я не понимал, что определенные аккаунты на севастопольском форуме — это не разные люди, а один и тот же, который как будто надел на руки носки и разговаривает сам с собой. Это сокпапет, — Александер подходит к скульптуре в виде руки с натянутым на нее носком. — Вот он якобы голосует за что-то. Сокпапет удобен для политических манипуляций. Ты подводишь людей к определенной мысли, разговаривая сам с собой — как будто в диалогах Платона».

ФЕНОМЕН АСТРОТУРФИНГА

Искусственная трава в экспозиционном пространстве отсылает к астротурфинга. Термин образовался от названия американской компании AstroTurf, которая изготовляет ковролин, очень похожий на настоящую траву. «О сроке «астротурфинг» в Украине знает мало людей, но это явление распространено. По крайней мере несколько больших политических партий используют такую методику, — утверждает Александер. — В 1980-ые годы в Соединенных Штатах было распространено явление grassroots, низовых инициатив. Если политики не хотят чего-то делать, люди делают это сами, добиваются, чтобы, например, закрыли атомную станцию или построили новое бейсбольное поле. Но потом начали заниматься имитацией общественного мнения. Первый астротурфинг появился еще до интернета. Нанималась контора, которая писала огромное количество писем по определенному вопросу в медиа. Когда появился интернет, делать это стало очень легко».

ПОБЫТЬ ТРОЛЛЕМ

Один из первых инструментов информационной войны в сети — троллинг, который возник еще «на заре интернета» в 1990-х годах. Классический пример — «ольгинские тролли», которых использует кремлевская пропаганда. Александер нашел их методички 2008-2009 лет, и именно они положенные в основу инструкции для тех, кто хочет поработать на маленькой «фабрике троллей», созданной дуэтом для выставки. Поэтому побыть троллем может каждый посетитель.

«Писать нужно правильно и без ошибок». «Обижая противника, не нужно использовать грубые слова или оскорбительные выражения», — такие установки есть в инструкции для «Коллег-саламандр». Посетитель может выбрать какую-то из четырех страниц в Фейсбуке, это профили разных «саламандр», которые представляют интернет-троллей в контекстах разных стран.

«В Чехии начали использовать эти аккаунты, чтобы, например, написать бывшей девушке. «Чешскую» саламандру боялись использовать, потому что она была очень активна в альт-райт сообществах (то есть, альтернативных ультраправых. — Редактор). Там ее везде приняли», — говорит Александра.

Также через троллей люди писали комментарии и вступали в дискуссии. «Но делали это самое через «международную» саламандру Андреаса. Она не связана с определенной страной, хотя живет в Праге», — добавляет Александер. Этот «Андреас» является модельером, даже представленная коллекция его вещей с саламандровым принтом.

Ну а еще на выставке можно почитать сайт фейковых новостей The Newts News (то есть «Новости саламандр»), основанный на отрывках романа Карела Чапека. Само слово «саламандра» на английском — «newts», что созвучно слову «новости». Собственно, фейковые новости и становятся теми «саламандрами», которые нас порабощают и оставляют в дураках.

«ТЫ САМ ПРИНОСИШЬ ОРУЖИЕ В СВОЙ ДОМ»

«Интернет есть у каждого, и ты сам приносишь оружие в свой дом. Те же открытки сто лет тому назад нужно было принести, раздать людям, а там, может, кто-то их не возьмет. А здесь ты сам погружаешься в это пространство, — рассуждает Александер. — Мы не можем жить без интернета. Проблема в том, что мы не всегда понимаем, что это оружие».

Даже если вы не пользуетесь интернетом, это не защитит от его опасностей. «Как-то я услышал, как бабушка Александры слушает радио-»брехунець», и там говорят: «В сети Фейсбук сказали то и то». То есть, все равно интернет становится главным источником информации, влияет на радио, телевидение и все остальное. Мы живем в интернет-мире и не можем вернуть назад», — убежден Александер.

Впрочем, художники предлагают средство защиты от манипуляций в сети. Подсказку дают изображения в технике Аscii-арт, то есть сделанные с помощью компьютерного кода ASCII.  «Когда мы пытаемся прочитать эти буквы, этот код, то не видим рисунка. Чтобы увидеть картину, нужно отойти. Именно это является первой стратегией, чтобы получить иммунитет против манипуляций, — замечает Александер. — Нужно не разглядывать комментарий каждого, а посмотреть, например, все комментарии определенного персонажа, с кем он общается. Немного отойти и посмотреть сбоку. Тогда более легко увидеть, что, например, определенный аккаунт является инструментом манипуляций».

***

В последнем разделе романа «Война с саламандрами», после того как эти животные перекроили мировой уклад, автор оправдывается в разговоре с самим собой: «Что я могу сделать? Ведь люди сами этого хотели: все хотели иметь саламандр; этого хотели торговля, промышленность и техника, государственные деятели и военные. Как бы мне было не жаль человечество! Но больше всего было мне жаль его, когда я видел, как оно сам изо всех сил рвется к своей погибели... Теперь этого уже не остановить. Саламандры будут плодиться дальше, они дальше и дальше будут дробить старые континенты. Вспомни только, что говорил Вольф Мейнерт (герой романа, философ-нелюдим — Редактор): «Люди должны освободить место для саламандр, и только саламандры создадут счастливый, цельный и однородный мир».

И помните, что когда листаете ленту новостей, скорее всего, за вами подсматривает маленькая саламандра.

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів
comments powered by HyperComments