Язык - это способ рождения мыслей: когда "нет языка", человеку просто-напросто "нечем думать".
Оксана Забужко, украинская писательница, поэтесса, философиня

Традиционалисты и новаторы

В Центральном доме художника проходит Всеукраинская Триенале «Графика-2018»

Графика — жанр, который лучше любых других выявляет класс художника. Например, во времена СССР книжная графика давала возможность художникам сполна проявить творческую фантазию и обойти так называемый «социальный заказ». Графику вместе с монументалистикой очень любили «шестидесятники». Графические «жемчужины» известного мастера Георгия Вячеславовича Якутовича известны далеко за пределами нашей страны.

Напомним, что Триенале графики Национальный союз художников Украины начал еще в 1997 году. А с 2002 года (раз в два года) проходит еще и выставка-конкурс имени Георгия Якутовича. В этом году «встретились» во времени обе акции. Поэтому, лучшие произведения, поданные авторами на оба конкурса, решено было объединить в рамках Всеукраинской выставки «Графика-2018».

Хорошую экспозицию, как выставленную в столичном Доме художника, не часто увидишь в Киеве. «Переходных» работ среди нескольких сотен образцов «книжной графики, эстампов, оригинальной графики и акварелей» (перечисляем номинации выставки-конкурса имени Георгия Якутовича) вообще нет.

Дирекция выставок НСХУ в очередной раз смело объединила в общем проекте традиционалистов и новаторов: наработка «звезд» украинского контемпорари арта (Анны Мироновой, Виктора Сидоренко и др.) соседствует с произведениями живых классиков отечественной графики. Вместе эти разные полюса визуального искусства составляют довольно объективную картину современного состояния украинской графики. Как лаконично сообщает сайт Дирекции выставок, «экспозицию сформировали листы известных авторов: Ю. Гончаренко, В. Иванова-Ахметова, К. Корнийчук, М. Кочубея, А.Левицего, В.Митченко, Ю.Рубашова, О.Стратийчук, В.Сидоренко, В. Чебаника, А. Чебыкина и работы молодых художников, которые, тем не менее, демонстрируют высокий профессиональный и творческий уровень.

Наиболее интересно в масштабных «колективках» — это возможность за большим количеством произведений, которые прибыли в Киев из всей Украины, разглядеть тенденции, которым сознательно или интуитивно следуют художники. Художественную моду на сегодня в Украине формирует не государственный заказ, а сам арт-рынок. Поэтому, судя по «Графике-2018», «королевой спроса» на нем остается книжная графика. Достаточно много в экспозиции и традиционных эстампов, гравюр, пейзажей акварелью и т.п. Хороших «интерьерных» работ. Их цена доступна даже обнищалому украинскому «среднему классу».

Необычным же показалось стремление целого ряда авторов создавать «арбрют», «наивное» искусство. Кто знает? А вдруг прямо на наших глазах из любви к народным, любительским картинкам рождается новый украинский авангард? Как это случилось в начале ХХ века.

Вторая интересная тенденция — сходство целого ряда книжных иллюстраций разных авторов с уличными графити. Сейчас мода на мурализм захлестнула всю страну, буквально в последние, уже постмайданные годы. Примером для подражания юным коллегам стали, в частности, муралы стрит-арт дуэта «Интересные сказки». Не даром ведь новые произведения «сказочников» Владимира Манжоса и Алексея Бордусова в последние годы проще увидеть за рубежом, чем в самой Украине.

Искусство не знает границ. Сегодня делать арт и при этом быть патриотом Украины можно в любой точке земного шара. Современная, «деполитизированная» украинская графика говорит на одном языке со всем миром.

Экспозицию можно увидеть до 24 июня.

Анна ПАРОВАТКИНА. Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів
comments powered by HyperComments