Каждый народ познается по его богам и символам.
Лев Силенко, украинский мыслитель, философ, историк, писатель, номинант на Нобелевскую премию

«Твой ум свободен?»

Открылась выставка «Утопия тоталитаризма. Реальные миры Оруэлла: от СССР до РФ»

«Настоящий враг тирании — это реальность. И тираны изо всех сил пытаются помешать понимать настоящий мир, заменяя его фантомами и ложью», — поделилась в одном из интервью профессор истории медиа и обозреватель BBC Culture Джин Ситон. Хрестоматийным примером такой подмены фактов являются события, изображенные в романе «1984» Дж. Оруэлла (в 2009 году The Times объявила антиутопию самой важной книгой, напечатанной за последние 60 лет).

«В конце концов, партия провозгласит, что два плюс два будет пять, и он должен будет им поверить», — говорится в романе. Это одна из самых известных цитат произведения, впрочем, значительно менее известной является версия, согласно которой эти слова имеют вполне реальную почву — «пятилетка за четыре года». Через 70 лет после публикации книги эти две истории — вымышленная и реальная — «встретились» на выставке «Утопия тоталитаризма. Реальные миры Оруэлла: от СССР до РФ» в Национальном музее истории Украины. О замысле, смыслых акцентах «Дню» рассказал куратор выставки Андрей ГУМЕНЮК, старший научный сотрудник отдела истории Украины ХХ в.

ПОГРУЗИТЬСЯ В МИР «1984»

Эта выставка очень концептуальная. Ее авторы, в частности Андрей Гуменюк, ставили перед собой задачу не просто рассказать о борьбе тоталитаризма за насаждение людям «идеологической» реальности, а погрузить посетителя в атмосферу, которая была в то время. Тогда, по словам куратора, и экспонаты приобретают дополнительное значение.

В целом, выставка разделена на две части. Первая из них — мир главного героя антиутопии Винстона Смита. Темные силуэты людей на сером фоне, который «обрамлен» колючей проволокой, отдельное помещение, где можно «подсмотреть» эпизод экранизации антиутопии. Эти и многие другие детали очерчивают мир, где «Старший Брат бдит тебя». Но больше всего бросаются в глаза надписи на стенах из лозунга Партии в «1984» «Война — это мир»; «Свобода — это рабство»; «Невежество — это сила» в сочетании с талантливыми рисунками, которые метафорически визуализируют это «промывание мозгов».

КАК НОВОЯЗ ВОПЛОЩАЛСЯ НА ПРАКТИКЕ

Вспоминая эти лозунги, следует отметить, что Оруэлл придавал особое значение языку тоталитарного устройства, применив даже специальный термин для этого — «новояз». Сначала под ним значилась форма языка и словарного запаса, которые распространяются в Океании из романа «1984», но со временем этот термин вошел в труде относительно языковой политики реальных тоталитарных режимов. По аналогии к тому, как каждый раз новое издание словаря становилось все более очищенным от слов и понятий, которые не подходили господствующей идеологии (по принципу «невозможно сделать (и даже подумать) то, что нельзя выразить словами»), так же и из украинских словарей изымали много слов, которые отличались от русского, заменяя их кальками. Это должно было отвечать конструкту «украинский язык — не язык вообще, потому что мало чем отличается от русского».

Не менее опасной является, замеченная Орвеллом, подмена понятий, как в приведенных лозунгах Партии. Грань между сконструированным и реальным тогда становилась настолько тонкой, что слова можно было использовать в том значении, которое становилось нужным. «День» уже писал о книге известного языковеда Ларисы Масенко «Мова радянського тоталітаризму». Напомним приведенную там очень показательную цитату Сталина из труда исследовательницы: «У нас демократия необычная, с приставкой «социалистическая», а это совсем другое. Без этой приставки путаница будет. В то же время мы не хотим отказываться от слова «демократия», ведь мы — ученики европейских демократов...». Таких конструктов наподобие «советская демократия» СССР использовала немало, чтобы монтировать нужную идеологию в разные области человеческой жизни, подменяя факты, искажая интерпретации, изменяя контексты.

ДЕКОНСТРУКЦІЯ ЛОЗУНГОВ СССР

Вторая часть выставки — это уже не литературный мир, а реальные события. Центром этой экспозиции являются тогдашние средства пропаганды. «Идея была таковой, чтобы насытить витрину этими экспонатами. Например, там есть тарелки, чашки с надписью «Слава КПСС». Поэтому вы, казалось бы, просто пьете чай, но уже «зомбируетесь», — рассказывает Андрей Гуменюк. И таких вещей немало — даже кубок лучшему молодому оператору выращивания свиней не избежал на себе «клейма» тоталитаризма.

Но, конечно, в основном экспонатами является пресса, телевизоры, радиоприемники, через которые больше всего распространялась советская идеология. А еще плакаты с лозунгами на русском на образец «Лучший ответ на замыслы империалистов — усиление индустриализации». К слову, находясь в Национальном музее истории Украины, следует посетить и выставку рядом, которая посвящена УПА. Там есть прекрасные образцы контрпропаганды этим большевистским лозунгам, например «СССР — тюрьма народов» и другие.

Важную роль в этой части выставки играет деконструкция «провозглашенных» (но на самом деле совсем по-другому воплощенных) идей. Среди них: «строительство социализма» — «строительство на костях» (потому что крупные предприятия строились благодаря «выкачиванию» ресурсов из села, эксплуатации людей); «Спасибо родному Сталину за счастливое детство» — фото детей во время Голодомора (70% жертв которого было детьми — эти данные приводят организаторы выставки, ссылаясь на свидетельства архивных материалов о детях школьного возраста в 1934-1935 гг., когда тех селах, переживших геноцид, закривались школы).

«ПОСТСОВЕТСКИЕ РЕАЛИИ»

В соответствии с концепцией, интересным был избран и способ представления исторических сведений. Информационные стенды были оформлены под (вымышленную организаторами специально для выставки) газету «Советские реалии» с логотипом — перечеркнутым гербом СССР. А для еще одной части, которая продолжает тему манипулирования людьми уже в условиях России, газета была переименована в «Постсоветские реалии» и логотипом стал перечеркнутый российский герб.

Эта часть выставки, хотя и не наибольшая, однако очень заметная. Дело в том, что ее главным экспонатом стала реальная пропаганда, которая осуществляется на российских телеканалах. Посетители могут увидеть отрывки программы, в которых речь идет о «распятом мальчике», «крови российских младенцев», то, как украинцев на уроках призывают кормить синиц, потому что те сине-желтые, и не кормить (более того — охотиться) на снегирей, потому что те цвета российского флага, и многие другие выдумки.

На самом деле отзвук этой российской пропаганды сопровождает вас во время всей выставки, становясь своеобразной канвой, на которую потом наслаиваются впечатления от воплощения книги Оуэлла, советских экспонатов. И это очень символично: осматривая эту выставку, понимаешь, что, да, она об Оруэлле, СССР, но главное — о том, что происходит сейчас.

«О ВЕЩАХ МЫ ЗНАЕМ ТОЛЬКО ТО, ЧТО СОДЕРЖИТСЯ В НАШЕМ СОЗНАНИИ»

Вопрос борьбы за убеждения людей продолжается. Дж. Оруэлл дал нам еще одно важное высказывание — «О вещах мы знаем только то, что содержится в нашем сознании». А что именно в нем содержится — зависит от того, из каких источников мы берем информацию. В советские времена люди были практически лишены альтернативных источников сведений, потому закономерно, что «идеологические конструкты» постепенно захватывали личное пространство граждан, как внешнее, так и внутреннее, — мысли и представления. Сейчас альтернативные источники есть, и насколько часто пользуются ими.

Ученые доказали, что пропаганда (очевидно, в условиях нетоталитарного общества) не заставляет мыслить кого-то определенным образом, а является искушением думать таким образом. Играет на наших страхах, неуверенности, недоверии. Форматы взаимодействия с народом изменились, однако суть та же. Поэтому особенно актуальным становится вопрос, с которого начинается выставка: «Твой ум свободен?».

Мария ЧАДЮК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів