Тот, кто может доказать, уже ничего не боится
Освальд Шпенглер, немецкий философ и публицист

Украинские художники и (не) сконструированныйсоциум

Фонд ИЗОЛЯЦИЯ представил дончанам выставку «Место встречи»

Куратором выставки, на которой встретились молодые украинские художники из разных регионов Украины, в том числе и участница нынешнего биеннале - Жанна Кадырова, стала Елена Червоник. Экспозицию она описала так: «Она просто визуально интересная. Здесь можно просто находиться, не задумываясь над высокими материями, она эстетически и эмоционально насыщенная. Ведь хорошая художественная работа тем и отличается, что имеет не только подтекст, но и эстетическую оболочку ».

Перед тем, как войти в старое заводское помещение, у дверей обращаешь внимание на объявление: «Внимание! Был найден пластиковый стаканчик в растерянном и сильно травмированном состоянии. Владельца просим срочно позвонить по этому номеру». Работа Алины ЯКУБЕНКО «Объявления» размещена на всей территории завода, также планируется расклеить объявления в засореннфх местах города. Ранее подобные работы автор делала и в столице. Однако тогда объявления содержали номер структуры, отвечающей за благоустройство столицы. Название организации художница уже не помнит, как и не может сказать, была ли реакция людей. В ИЗОЛЯЦИИ телефонные звонки будут отслеживать и фиксировать.

Заходим в помещение. В начале вас встречает огромное свободное пространство, которое подсвечено специальными лампами. 40 светильников из бумаги были сделаны студентами местного архитектурного вуза на мастер-классах ИзоЛаба. «Это помещение предназначено для того, чтобы здесь разговаривать, делиться впечатлениями, слушать и быть услышанным», - говорит куратор выставки.

Далее - художественные работы Анны НАДУДЫ под названием «Элементы». Это несколько картин, которые были созданы с помощью и краски, и кристаллов, угля, сетки, стекла, а также осы и мухи, которые совершенно случайно попали в картины. Еще одна работа - американской художницы, ранее выставлявшейся в Квинксе. Эта экспозиция состоит из анкет, которые заполняли жители района Нью-Йорка о взаимодействии в мире, стране, обществе, семье. Кстати, дончане могут также ответить на вопросы анкеты для того, чтобы потом сравнить ответы двух обществ.

Далее вы заходите в лабиринт. Белое помещение с черными линиями, организующими квадраты, кривые и т.д. является прототипом компьютерной игры. Человек невольно становится элементом виртуального мира. Это самая большая работа экспозиции, созданная художественной группой УБІК. Четыре художника создали другой искривленный (правильный) социум, где встречаются все измерения: время, объем, пространство. В дверях слева вас ждет звуковая скульптура Ивана СВЕТЛИЧНОГО «Триптих 2» (Из серии «Резня о минимале»). Зритель должен сам почувствовать то, какую скульптуру создал Иван. С помощью метронома и специальных кабелей звук из трех скульптур поступает в наушники. Зритель должен прислушиваться и обращать внимание на пространственные особенности фигуры.

Работа Юли КОСТЫРЕВОЙ и Юры КРУЧАКА была создана в 2007 году. Это невидимое пространство, главная цель которого дать почувствовать людям, которые видят, как чувствуют мир люди без зрения. Пространство ограждается звуковыми барьерами и «ситуациями»: звуками природы, транспорта, промышленности и т.п..

Работа «Корни неба» была создана Анной НАДУДОЙ из местных материалов. Ведь здесь ветви деревьев, растения и т.п.. Это создает форму нетрадиционного общества, неиерархического. Скульптура оживает с помощью видео- и звуковой проекции. Особое место здесь занимают запахи - когда ближе подойти к «Корню», запах от веток отсылает нас в далекий лес. А вот звуки и видео делают это путешествие мистическим и жутким. А скульптуры «Новая бионика» того же автора сделаны из веток и использованной бумаги. Скульптуры не спроектированы художницей - они отражают то, какова естественная структура дерева.

«Ракушка» Жанны Кадыровой - следующий элемент выставки. Элемент идеального общества, защита от инородных «миров». «Человек привык прятаться в свою раковину, он чувствует себя там дома, комфортно, защищенно», - комментирует Елена Червоник. К сожалению, эту скульптуру дончане не смогли увидеть в первый день - автор не успела ее привезти из-за участия в биеннале.

Поэтому после мистического зала с причудливыми скульптурами вы попадаете сразу к «кухонному оркестру» - первой совместной работы Юры КРУЧАКА и Максима ЛУНОЧКИНА. Двадцать четыре кастрюли играют роль барабанов. Музыка из них проектируется с помощью датчиков на большой гонг, который, кстати, был сделан из цистерны. Здесь лежат палочки и каждый желающий может начать играть. «Идея в том, чтобы заставить слушать друг друга, объединить людей в общем деле», - комментирует инсталляцию Юрий Кручак.

«На территории завода раньше была целая структура: здесь находился и детский сад, и место отдыха, и баня и т.д.. То есть целая система, которая позволяла людям здесь «жить», чувствовать себя социумом. Именно поэтому эта тема является естественной для нас. Мы пытались воспроизвести то, что могло бы создать аналогичные условия для современного человека», - рассказывает куратор. Кроме того, она подчеркивает: «Хорошая работа должна быть визуально красивой, и тогда из нее можно извлечь цели нити, цели слои смыслов и смыслов, тем и проблем».

Екатерина ЯКОВЛЕНКО, «День», Донецк. Фото Александра Ермоченко

«День» у Facebook, , VK, Google+

Новини партнерів
comments powered by HyperComments