Как несвоевременны решения власть имущих. Когда они за что-нибудь, наконец, решаются взяться, жизнь уже ушла вперед, и они снова остаются перед разбитым корытом.
Павел Скоропадский, выдающийся украинский государственный и политический деятель, военачальник, последний гетман Украины

Вдохновленные историей

В Киеве продолжается художественная выставка «От Триполья до современности в образах современных художников». За чем стоит идти на нее?

Уже девятый раз в Центральном доме художника в Киеве проходит Всеукраинское биеннале исторической картины «Украина от Триполья до современности в образах современных художников».  Ее идейный вдохновитель и куратор — художник Александр Мельник. Каждые два года он вместе с коллегами-художниками выбирает тему и формирует экспозицию. Тема нынешней выставки — утверждение духовной независимости Украины.

«Получение Томоса, обретение своей независимой поместной православной церкви — историческое событие, которое можно сравнить с провозглашением независимости Украины. Потому что это, по сути, провозглашение духовной независимости, без которой не может быть полной государственной независимости, — рассказывает куратор выставки, художник-монументалист Александр Мельник. —  Мы с коллегами решили, что эту выставку посвятим именно независимости Украинской православной церкви, утверждению духовной независимости Украины».

На выставке представлены 244 работы. Это и живопись, и плакаты, и скульптура. Среди авторов — классики, современные художники и студенты. Тематически выставка охватывает разные исторические периоды и представляет сюжетное многообразие: от портретов исторических фигур до пасторальных картин по мотивам произведений Тараса Шевченко, от портретов украинских военных до картин с рождественским настроением, от драматичных и трагических моментов истории Украины до светлых и радостных сюжетов.

«На выставке есть работы, посвященные темам Аскольдового крещения, княгине Ольге и князьям Владимиру и Ярославу, которые утверждали христианство, казацкой эпохе и возрождению Украинской Автокефальной Церкви митрополитом Василием Липкивским, — рассказывает Александр Мельник. — Стоит обратить внимание и на картину Владимира Кабаченко, это скромная и небольшая работа, но напряженная и колоритная. На ней вселенский патриарх Варфоломей подписывает Томос».

Среди представленных на выставке работ — целая галерея портретов. Это и портрет митрополита Епифания (Думенко), написанный Алексеем Григоровым, портреты митрополита Василия Липкивского и патриарха Владимира, написанные Леонидом Гопанчуком, портрет Блаженнейшего Любомира Гузара кисти Богдана Ткачика. Есть здесь и портреты гетманов, и культурных деятелей, и работы, написанные по мотивам литературных произведений, как серия работ Веры Бариновой-Кулебы по мотивам поэзии Тараса Шевченко. Среди скульптур — работы Анатолия Куща «Христос и антихрист», «Княгиня Ольга», «Владимир Креститель», «Ярослав Мудрый» и «Петр Могила».

Из работ, которые фиксируют современную историю Украины, — триптих Валерия Франчука «Киев, вставай!», посвященный Майдану, портреты погибших военных, написанные Мариной Соченко и  икона «Покров Богородицы», написанная ею для военной каплицы на Аскольдовой могиле.

«На эту выставку я написал картину «По образу и подобию», а еще подал эскизы моих витражей для исторического музея, которые были реализованы еще в 1977 году, — рассказывает Александр Мельник. —  Написал также работу по мотивам «Мені тринадцятий минало».  Никогда не воспринимал это стихотворение так, как его иллюстрировали: маленький ободранный мальчик сидит в бурьянах. Это же, по сути, слова подростка, и это стихотворение о первой любви, поэтому я сделал такую пастораль. Написал и портрет двоюродной сестренки, ей будет 80 в этом году, а я ее молоденькой написал, такое воспоминание».

ЗАПОЛНИТЬ ЛАКУНЫ И ВДОХНОВИТЬ МОЛОДЕЖЬ

Для тех художников, которые пишут картины на исторические темы, эта выставка — едва ли не единственная возможность показать свои работы. После нее полотна отправляются не в музейные залы или частные коллекции, а обратно в мастерские. Как объясняют участники и организаторы выставки, она каждый раз проходит не благодаря, а вопреки обстоятельствам.  Тем не менее, вот уже девятый раз можно прийти и насладиться почти тремя сотнями художественных произведений, которые охватывают историю Украины от Триполья до современности.

Отправляясь на выставку, стоит учесть, что вы раз за разом будете искать в интернете исторические сведения, любопытство к которым разожгут те или иные картины. Кроме эстетического удовлетворения, эта выставка дает достаточно большую порцию пищи для размышлений и систематизирует знания по истории Украины. Наконец, это действительно интересно: открывать для себя историю Украины через визуальные образы, видеть необычно интерпретированные сюжеты, считывать метафоры и аллегории.

«Я бы сказал, что идея проекта  — заполнить нишу, которая в советское время и во времена, когда Украина была под Россией, не состоялась. Украинской исторической картины как таковой мы не имеем, мы можем назвать буквально несколько работ на историческую тематику, и это очень досадно. В ХІХ веке другие народы творили для себя историческую картину — те же поляки, россияне, прибалты и другие. Целые галереи исторических полотен. В украинской живописи этого не произошло. И вот Александр Мельник надумал, а мы его в этом поддержали, как-то подтянуться и заполнить эту нишу, — рассказывает художник Василий КОРЧИНСКИЙ. —  Есть много современных авторов, которые работают в современных пластических формах, в современном выражении и в современных материалах, но очень хорошо раскрывают эту историческую тему. И это одно из высоких достижений, что мы начали заполнять эту нишу».

Специально для выставки Василий Корчинский написал эпическое полотно «Зодчий украинского православия». Над картиной художник работал восемь месяцев.

«Здесь люди строят храм, священник принимает дары от людей земных, а с другой стороны  — святые несут икону Богородицы будущему храму, и ангел подает чашу, которая будет принимать участие в богослужениях. Я старался выдержать работу в светлых тонах», — объясняет художник.

Важно, отмечают участники выставки, не просто заполнить нишу, но и вдохновить молодое поколение не обходить вниманием историческую тематику.

«Александр Мельник ставил цель возродить жанр исторической живописи, по сути, инспирировать его, привлекать молодежь, — рассказывает художник Олесь СОЛОВЕЙ, и.о. заведующего кафедрой живописи и композиции, преподаватель в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. —  На этой выставке также представлены работы, созданные студентами. Важно,  что здесь наряду с современниками, наряду с теми работами, которые писались уже в 2020 году, есть работы наших классиков, которые органично вписываются в это пространство. Здесь есть работы Вениамина Кушнира, Ивана-Валентина Задорожного,  Николая Стороженко, Александра Ивахненко и других. Работы учителей и учеников — в одном пространстве».

КОМУ НУЖНА ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ?

Олесь Соловей, чьи работы также представлены на выставке, говорит, что сейчас, наверное, самые благоприятные времена для культуры. «Меня могут упрекнуть, вспомнить 1960-ые, 70-ые, 80-ые годы. Но современный мир, когда идет речь об изобразительном искусстве, сильно трансформировался в силу объективных обстоятельств. Во время цифровых технологий  мы понимаем, что сознанием большинства зрителей владеет медийное искусство, то, которое поражает, то, что зрелищно. Образовалось очень сильное конкурентное поле, — объясняет художник. — Условно говоря, с XIV века и до конца ХХ века пальму первенства держала именно живопись. Сегодня, в силу объективных процессов, мы наблюдаем, что искусством может быть что угодно. И потому историческая живопись является сегодня нишевой, не массовой. Она очень важна для этого социокультурного пространства и для создания государства. Но сегодня это искусство реализовывается преимущественно усилиями подвижников».

Олесь Соловей добавляет, что в большинстве случаев такие картины не повесишь у себя дома, потому что они часто касаются трагических аспектов нашей истории. Ими не интересуются меценаты и коллекционеры живописи, их не выставишь на западные аукционы. Так же сегодня музеи не закупают в свои коллекции эти работы, потому что нет соответствующих программ госзакупок.  Поэтому, отмечает художник, чтобы заниматься исторической живописью сегодня, нужно иметь сильную мотивацию.

«Такие картины не нужны государству как институции, но они нужны людям. Это государственнический проект по своему мышлению, по идее», — говорит художник.

Александр Мельник уже много лет мечтает об отдельном музее исторической живописи. Мечта приобрела реальные очертания во времена президентства Виктора Ющенко, который интересовался этой темой. Сейчас же, считает художник, шансы, что такой музей появится, — практически равняются нулю.

«Я вижу, что это уже невозможно. Сейчас нет заинтересованности ни меценатов, ни коллекционеров, которые бы собирали историческую живопись. А на это нужны действительно большие деньги. Нет людей, готовых вложить в это деньги, как вкладывали в это когда-то представители рода Терещенко. Печальная история, — говорит Александр Мельник.  — Такой музей — это и воспитание, и осознание себя как народа. Люди видели бы глубину своей истории, не читали бы тоько сухие строки в учебниках, но и видели бы визуальные образы. Важно, чтобы росло поколение, которое знало бы историю, которое бы вобрало ее в себя».

Поэтому эта выставка — редкосная возможность увидеть почти три сотни работ, посвященных истории Украины, в одном месте, почувствовать эту преемственность, проследить связь между событиями давними и нынешними.

Выставка будет длиться до 2 февраля в Центральном доме художника НСХУ (Киев, ул. Сечевых стрельцов, 1-5), ежедневно, кроме вторника, с 12 до 19 часов. Вход — свободный.

Мария СЕМЕНЧЕНКО. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів