Тот, кто может доказать, уже ничего не боится
Освальд Шпенглер, немецкий философ и публицист

«Восстановление памяти» от художников-переселенцев

На территории фонда ИЗОЛЯЦИЯ открылась выставка, посвященная опыту потери и воспроизведению воспоминаний

Проект «Восстановление памяти» поражает своей откровенностью. Авторы, более десяти художников из Крыма и Донбасса, которым не так давно пришлось оставить дома, в своих работах делятся воспоминаниями, показывая фото и видео с близкими людьми. Или — поскольку не все реликвии доступны из-за оккупации — творцы воспроизводят фрагменты своей памяти, используя чужие вещи.

ВРЕМЯ РАСКЛАДЫВАТЬ КАМНИ

Так, один из кураторов выставки Андрей Достлев, родом из Брянки Луганской области, представил проект «Оккупация». Семейный фотоархив Достлева остался в оккупированном Донецке, и, вполне возможно, исчезнет навсегда. Чтобы удержать в памяти ценные воспоминания, автор восстанавливает утраченные снимки с помощью старых фотографий чужих людей, которые ему удалось найти, например, на барахолках. Художник раскрашивает фото, подклеивает и пришивает к снимкам различных персонажей — оккупирует чужие воспоминания так, как оккупировали его собственные.

А вторая куратор проекта Лия Достлева вместе с фотографом Юлией Полуниной-Бут приглашают всех желающих вместе создать «Пляж» — так называется инсталляция, которую они представляют. Серая, белая, коричневая галька, а среди нее попадаются кусочки зеленого, обкатанного водой стекла — эту модель крымского пляжа авторы собирали через знакомых, объявления и социальные сети. Каждый может принести свою крымскую гальку и расширить пляж. Проект отсылает к временам, когда украинцы активно отдыхали в Крыму и часто привозили домой камешки на память. Теперь, после аннексии, эта галька приобрела новую ценность, это — кусочек пространства, для многих сейчас недоступного.

НАДГРОБИЯ ПРОШЛОГО

Каждый посетитель выставки может, по сути, стать гостем художницы Эмине Зиятдиновой. Художница, которая до аннексии жила в Крыму, представила проект «Дом»: семейные фото, видео и даже фрагмент кухни, олицетворяет частное пространство. На части видео, которые проектируются на белую стену, показаны фрагменты жизни в доме Эмине, кухонные разговоры о ситуации на полуострове, которые порой прерываются криками проукраинских, пророссийских и крымскотатарских активистов.

Художница Мария Куликовская создала своеобразные надгробия пейзажам из родной Керчи, где теперь вместо отдыхающих — российские военные. Работа «Помним, скорбим, любим» —
19 фотографий из крымского села Юркино, напечатанных на керамических пластинах, как портреты для надгробий. Все изображения — в черных рамках. Проект является своеобразным памятником утраченному прошлому. «Фото сделаны на пленку в 2004 году. Я приехала домой после первого года обучения в Киеве, и мы с родными решили устроить своего рода каникулы: поехали за город и неделю жили дикарями на пляже, — вспоминает Мария Куликовская. — Я сделала там много фото: рассветы и закаты, природа. И сейчас это — единственная пленка, которая у меня осталась».

ПОБЫВАТЬ В ДОНЕЦКОМ АЭРОПОРТУ

Люди в наушниках смотрят в прибор, похожий на бинокль, крутят головой по сторонам и что-то увлеченно выкрикивают. Архитектор Виктор Корвик дал всем возможность побывать в Международном аэропорту «Донецк» имени Сергея Прокофьева, сейчас полностью разрушенном из-за войны. Проект «Аэропорт» — промовидео нового терминала аэропорта, построенного в 2012 году, которое сопровождается романсом Сергея Прокофьева из фильма «Поручик Киже». Ролик из терминала представляет собой 3D-модель аэропорта, выведенную на видео, — потому зритель словно  путешествует аэропортом, осматривает пространство со всех ракурсов.

Интересно, что автор проекта сам участвовал в создании аэропорта: занимался генпланом, а именно — вещами, связанными с благоустройством, инфраструктурой аэропорта. «Долго думал, что могу рассказать об аэропорте. В итоге получилась коробка с телефоном внутри, транслирующим видео с YouTube. Можешь в движении смотреть по сторонам, словно человек, который спускается по горной реке в лодке, — можно во все это окунуться, — делится Виктор Корвик. — Здесь нет ничего конкретного о войне — просто вещи, которыми я в свое время долго, в течение года, занимался. Не могу сказать, что создание этой работы вызвало у меня какие-то особые ощущения. Особые ощущения вызывают у меня фотографии того, что в донецком аэропорту сейчас».

«ТАКИЕ ВЕЩИ НУЖНО ПРОГОВОРИТЬ»

Идея выставки появилась у Андрея Достлева еще в мае 2014 года. Сначала он сделал свой проект, а потом решил привлечь других людей искусства с оккупированных территорий. «С большинством художников сначала долго обсуждали произошедшее, происходящее с ними, и пытались совместно найти тему, интересную им и одновременно — в формате нашего концепта, — говорит Андрей Достлев. — Было довольно тяжело из себя извлечь личные воспоминания. Однако нужно было проговорить такие вещи. Это и мотивировало художников раскрыться: потребность проговорить вещи, которые их беспокоят».

Выставку «Восстановление памяти» планируют показать за рубежом — уже есть договоренности об этом в Польше и Германии. «Представить этот проект за рубежом не менее важно, чем сделать это в Украине, — рассуждает Мария Куликовская. — Но и украинцам нельзя забывать о ситуации в Крыму и на востоке страны. Аннексия и оккупация продолжается, это происходит здесь и сейчас. Все мы выгораем, мы устали, но территория незаконно захвачена, и необходимо говорить об этой проблеме. Так мы не позволим, чтобы подобное произошло в будущем».
Увидеть выставку «Восстановление памяти» можно на территории фонда ИЗОЛЯЦИЯ в Киеве до 4 марта.

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Артема СЛИПАЧУКА, «День»

«День» у Facebook, , VK, Google+

Новини партнерів
comments powered by HyperComments