История - наука о людях во времени, наука, в которой непрерывно надо связывать изучение мертвых с изучением живых.
Марк Блок, французский историк

Зазеркалье оккупации (фото)

На территории фонда ИЗОЛЯЦИЯ представили «Ползущие границы» — проект участников грузинского павильона 56-й Венецианской биеннале

Вы проходите по коридору с пейзажами пограничной зоны и неожиданно оказываетесь в окружении десятка себя — такой эффект создают зеркала, вывешенные зигзагом. И даже пол — немного скользкие, потрескавшиеся зеркала. Затем — темный коридор. Звучат какие-то обрывки новостей. Следующее помещение — эдакая кунсткамера. Вместо зеркального пола — песок, в котором оставляете глубокие следы. Вместо стен — трехлитровые банки. На многих — портреты детей. В некоторых — стручки арахиса и перья. Резкие звуки бьющегося стекла. Еще один коридор, и вдруг — комната с унитазами. К стульчакам прикреплены наушники. Если прижать их к ушам, услышите чьи-то голоса, прорывающиеся сквозь шум. Все. Через черный занавес вы покидаете объект.

ОБЩАЯ ФОРМУЛА ДЛЯ ЖЕРТВ

Унитазы — не просто стеб, это — символ оккупации. «Российские боевики в Грузии забирали даже унитазы. Мы видели эти унитазы на танках — они везли их к себе и затем продавали в интернете. Смешно и трагично, — объясняет куратор проекта «Ползущие границы» Ния Мгалоблишвили. — В наушниках, прикрепленных к этим унитазам, мы читаем письма, которые написали дети-беженцы из оккупированных территорий Грузии, — их портреты разместили на банках». В письмах дети рассказывают о своей повседневной жизни в лагере для беженцев Церовани, о своей тоске по дому. По замыслу художников эта негативная информация должна смыться в унитаз. Зеленая трава в этом последнем зале экспозиции символизирует надежду на будущее.

Зеркала, которые искажают, умножают и дробят отражение посетителя, символизируют разнообразие мнений в мире. «Сколько людей — столько мнений. Все люди отражаются по-разному, все отражаются друг в друге, — говорит одна из авторов проекта Русудан Хизанишвили. — Пространство раздроблено, и это означает раздробленность мыслей. Кстати, я не верю в учебники истории. Считаю, что вся история — одна большая ложь, потому что все рассказывают ее на свой лад — кто в чем заинтересован».

Для Украины проект никак не меняли — все так же, как на Венецианской биеннале. «Ничего не меняли, потому что сущность проблемы та же. Наверное, выставку можно представлять в любых странах, где есть оккупированные территории. Это такая общая формула, — объясняет Русудан Хизанишвили. — Однако восприятие зрителей в Венеции и в Киеве отличается. Европейские зрители знакомы с проблемами, о которых мы говорим, только по телевизору. Да, им было это интересно, они расспрашивали о чем-то, сочувствовали, но украинский зритель видит все нашими глазами».

ПЕРЕКЛИЧКА ОККУПИРОВАННЫХ

Грузинский проект представили в ИЗОЛЯЦИИ, в частности потому, что он перекликается с акцией #onvacation, которую на 56-й Венецианской биеннале инициировал украинский арт-институт. Люди в униформе с надписью «в отпуске» (on vacation) делали селфи в павильоне России. Сначала это были украинские художники, затем к ним присоединились посетители из разных стран. Акцию задумали как прямую цитату на российских «зеленых человечков», которые оккупировали украинский Крым в 2014 году, и при этом утверждали, что они находятся «в отпуске».

Во время выставки в Киеве организаторы хотят как можно шире раскрыть темы оккупации и замалчивания агрессии. Поэтому планируются встречи с кураторами и участниками проекта, лекции и дискуссии. Между прочим, в ИЗОЛЯЦИИ «Ползущие границы» представляют при поддержке Министерства культуры и защиты памятников Грузии — идея показа проекта в Украине очень заинтересовала грузинских чиновников.

ОБ АГРЕССИИ — СПОКОЙНО

Оказывается, проект, который должен был рассказать о боли Грузии миру, на родине восприняли неоднозначно. «С этим политическим проектом мы победили в конкурсе проектов на биеннале, который проводило министерство культуры. В проектах, которые не прошли конкурс, приняли участие многие современные художников. Сама тема 56-й биеннале была глобальной («Все будущие мира» — Авт.), И все работали над глобальными вопросами. Художники наш проект восприняли в штыки. Наверное, считали, что не надо было отходить от основной темы. Но все-таки нас поддержали. Ведь мы абсолютно без агрессии, спокойно все рассказываем», — рассуждает художница Русудан Хизанишвили.

Эта выставка — не столько о политике, сколько о людях. О тех, кто страдает от оккупации и мародерства боевиков. И также о тех, кто узнает (если узнает) о страшных событиях из новостей. Боль невозможно сдерживать или замалчивать. Страдание — но с ними и надежда — проступают наружу. А зритель уже не сможет их игнорировать. Каждый оценит это по-разному. Но увидеть проект «Ползущие границы» стоит. Сделать это можно в ИЗОЛЯЦИИ, в Киеве, до 20 января. Вход свободный.

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів