Перейти до основного вмісту
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

"Приоритетная" угледобыча переживает кризис

07 лютого, 00:00
Тем временем вице-премьер В.Дурдинец умоляет горняков довериться нынешнему правительству Леонид СОКОЛОВСКИЙ, "День"

На днях от Донбасса до столицы прокатилась обещанная Профсоюзом работников угольной промышленности акция протеста с уже традиционным требованием - ликвидировать задолженность по зарплате.

Протестующие пикетировали высшие властные структуры на Грушевского и Банковой, встречались с главой парламента Александром Морозом, первым вице-премьером Василием Дурдинцом, министрами, депутатами...

При этом все государственные мужи били себя в грудь, обещая сделать все возможное, чтобы решить шахтерские проблемы.

В первой половине февраля руководители различных министерств и ведомств, задолжавшие за уголь, должны подать на рассмотрение правительства все те же пресловутые графики погашения задолженности с определением источников покрытия.

За угольные долги должны рассчитаться облгосадминистрации, задолжавшие горнякам 31 млн. грн. Коммерческие структуры задолжали угольным предприятиям 57 млн. грн. За это будут отвечать руководители шахт и шахтобъединений, пообещал на встрече с шахтерами В.Дурдинец.

13 февраля на заседании правительства будет рассмотрен ход выполнения Указа Президента "О структурной перестройке угольной промышленности". А разработка государственной программы закрытия нерентабельных шахт, по словам высших членов правительства, находится в завершающей стадии и в первой половине февраля будет подана на рассмотрение Кабинета Министров. В эти же дни правительство должно принять постановление, касающееся решения проблемы трех производственных объединений в Центральном Донбассе, добывающих коксующийся уголь, необходимый для металлургической промышленности.

Уже в который раз угольные бунты заставляют властные структуры всех уровней гасить пожар одним и тем же методом: у кого-то отнять - шахтерам дать. В январе бюджет перечислил предприятиям угольной промышленности 132,3 млн. грн. А накануне начала акции протеста правительство подбросило еще 15,9 млн. грн. бюджетных денег, что составляет 89 процентов запланированных вливаний. Недоплата, как видим, немаленькая, но, если сравнивать с другими отраслями экономики, угольная промышленность остается бюджетным приоритетом номер один. Кроме "живых" денег, предприятиям отрасли предоставлены налоговые льготы на 1 млрд. грн. Вливания в отрасль осуществлялись также посредством кредитования в объеме 80 млн. грн. Минэнерго - главного потребителя угля - для покупки топлива. Коммерческим банкам правительство "рекомендовало" предоставить шахтам технический кредит под гарантии Минфина на сумму 90 млн. грн., и почти вся эта сумма в добровольно-принудительном порядке была взыскана. При этом проект бюджета-97 предусматривает 110 млн. грн. на погашение технического кредита коммерческих банков.

Итак, по логике, угольная промышленность должна бы чувствовать себя, словно кот в сметане. Ни одна отрасль, как любит повторять премьер-министр Павел Лазаренко, не имеет такой поддержки государства.

Но факты свидетельствуют о другом. В прошлом году в Украине было добыто 71,1 млн. тонн угля, что на 2,6 млн. тонн меньше, чем планировалось (75 процентов от плана), и на 12 млн. тонн меньше, чем в позапрошлом году. В январе министр угольной промышленности Юрий Русанцов просил на заседании правительства увеличить число шахт, требующих финансовой поддержки, со 168 до 196. Хотя его предшественник Сергей Поляков полгода назад доказывал, что схема раздела шахт на "требующих" и тех, которые "выживут сами", позволит с 1 января 1997 года уменьшить цифру со 168 до 120.

Не вышло. Не удалось вдохнуть жизнь в остывающее "тело" угольной отрасли, даже приоритетным финансированием. Ю.Русанцов ссылается на нехватку средств и неплатежи. Так, в прошлом году потребители получили 54,3 млн. тонн угля на сумму 4,45 млрд. грн. Но реальными деньгами было оплачено лишь 977,7 млн. грн., или 22 процента стоимости реализованной продукции. Остальное - бартер, долги, неплатежи...

Недооборудовано 156 лав, из-за чего не добыто 9,5 млн. тонн угля. Забастовки "забрали" еще 5,3 млн. тонн. Кредиторская задолженность предприятий отрасли на 1 января достигла 5 млрд. грн. Задолженность по зарплате - 1,3995 млрд. грн. Предприятиям не хватает 1,3 млрд. грн. для пополнения оборотных средств. Такова общая картина нынешнего состояния угольной отрасли.

"Дайте нам 202 млн. грн. - и 43 шахты увеличат добычу на 28 тыс. тонн", - говорит министр угольной промышленности.

В этом году планируют добыть 82 млн. тонн угля. Но, как свидетельствует опыт, новые финансовые вливания не дают ожидаемого эффекта. Угольная отрасль хиреет, и рассчитывать на ее взлет, наверное, не приходится. Могут ли здесь помочь иностранные финансовые доноры, пытающиеся научить нас хозяйствовать на собственных шахтах?

В Донецке до 1 февраля работала консультативная миссия Мирового банка под руководством Джефри Балкинда, определившая как положительный опыт государственной компании "Укруглереструктуризация" по закрытию первых трех убыточных шахт. Из $300 млн., выделенных МБ на структурную перестройку угледобычи, в частности и для закрытия около 40 нерентабельных шахт, в Украину уже поступил транш в $150 млн.

Кроме того, МБ готовится начать в Украине реализацию нового проекта стоимостью $100 млн., целью которого является модернизация, техническое оборудование новых лав, повышение условий безопасности работы на 20 наиболее рентабельных шахтах. Очевидно, именно им, и без того более-менее благополучным, отведут роль "витрины" в плодотворном сотрудничестве отечественной горной отрасли с международными финансовыми донорами.

Delimiter 468x90 ad place

Підписуйтесь на свіжі новини:

Газета "День"
читати