Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Алесь ПИЛЕЦКИЙ: В Минске кажется, что народ и оппозиция — едины, в Киеве я понял, что это не совсем так

Журналист белорусского «Еврорадио» — о нескольких днях, проведенных на Майдане, и о том, как воспринимают украинские события в соседней стране
11 декабря, 11:35
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

С белорусским журналистом Алесем Пилецким мы познакомились в Минске в 2011 году. Через полгода после выборов президента, грубого разгона митинга несогласных с их результатами и новой волны репрессий в стране начался экономический кризис, а за ним — новые протесты. Тогда в Украине присматривались к развитию событий в Беларуси, пытаясь понять, означают ли они начало нового этапа. В прошлый четверг мы с Алесем встретились в Киеве на Майдане Независимости. Он как журналист белорусского «Еврорадио» приехал в Украину готовить материал об акциях протеста. Соответственно, я воспользовалась поводом, чтобы выяснить, как в Беларуси воспринимают украинские события. Далее — прямая речь.

— Белорусские независимые СМИ — государственные, разумеется, не освещают события в Киеве — поддерживают украинцев. Авторы, которые в основном находятся в Беларуси, пишут статьи о беззаконии, которое творит власть, о «Беркуте»; в социальных сетях распространяют видео страшного разгона Евромайдана. Все однозначно на стороне демонстрантов, все однозначно на стороне оппозиции, причем первых и вторых не разделяют, — рассказывает Алесь ПИЛЕЦКИЙ. — Когда я приехал в Киев — а это было в день голосования за отставку правительства, — сразу пошел к Кабинету Министров, а когда стало понятно, что отставка не прошла — вернулся на Майдан. Как раз выступали Виталий Кличко, Олег Тягнибок и Арсений Яценюк, и я с удивлением заметил, что люди относятся к ним не как к своим лидерам. Я понял, что люди преимущественно вышли не поддержать оппозицию, а выразить свое несогласие с действиями власти. Они протестуют против поступков — и это очень хорошо. В Беларуси же люди протестуют против Лукашенко.

Открытием для меня было и то, что оппозиционные лидеры в своих заявлениях делают ставку на проведение внеочередных выборов, отставку правительства, акцентируют внимание на жестоком разгоне демонстрантов. Никто из них почти не говорит о том, что необходимо вернуться к подписанию Соглашения об ассоциации. Для Беларуси тема соблюдения прав человека также очень болезненна. Но когда я слышу такие заявления оппозиционеров, мне кажется, что эти люди заинтересованы, в первую очередь, не в том, чтобы найти и наказать виновных в разгоне, а в том, чтобы свергнуть власть и самим занять ее место. На мой взгляд незаангажированного человека, было бы логично требовать совершенно открытого расследования того, что произошло в ночь на 30 ноября; и если окажется, что Азаров или Янукович лично давали указание «Беркуту», тогда можно требовать их отставки.

«КАК ЖУРНАЛИСТ Я ПОСЕТИЛ НЕМАЛО ПРОТЕСТОВ В МИНСКЕ — И ВИЖУ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОТЛИЧИЯ»

Сегодня целую ночь (разговор состоялся 5 декабря. — Авт.) мы снимали видеосюжеты для сайта «Еврорадио» о том, как выглядит Майдан ночью: разговаривали с людьми — с поваром, с девушкой, которая после работы разносит блины протестующим; ходили в городскую администрацию. И я увидел, что люди хорошо организованы. Не только самоорганизованы, ведь в Беларуси бытует мнение, что украинцы еще со времен Помаранчевой революции умеют хорошо самоорганизовываться. Но и организованы людьми, отвечающими за координацию. Например, есть люди с практикой, которые способны поставить границы. Или же мне ежедневно в пресс-центре выдавали новый пропуск, что тоже правильно. В Беларуси оппозиция не достигла такого уровня; она не может организовать протест так, как это делается здесь.

Другой момент — в Минске на акции ходит в основном интеллигенция, люди, имеющие устоявшиеся взгляды, убеждения. Здесь я вижу совершенно разных людей. Вчера мы снимали видео на Майдане — соответственно, люди видят логотип радио на камере, подходят, интересуются, откуда мы. Я говорю, что из Минска, а кто-то в ответ: «О, у меня жена из Минска» или «Я учился в Витебске». Это все простые люди, не обязательно со сформированной политической идеологией — им просто надоела эта власть. Белорусам тоже надоела власть, но на демонстрации ходят только те, кто имеет устоявшиеся политические убеждения. Здесь все по-другому. Встретился мне вчера парень Петр из Луганска. Он рассказал, что всегда поддерживал Януковича, голосовал за него, а теперь приехал сюда митинговать и очень настаивал, чтобы я отметил, что он здесь не за деньги. Эти факты о многом говорят. Думаю, оппозиции также нужно обратить внимание на настроения людей, потому что они легко могут очутиться в роли Януковича, если придут к власти. Как сказал мой коллега, знакомый фотограф, у которого я остановился в Киеве, люди, которые способны так выходить миллионом на митинг, могут выйти против любой власти, если она что-то сделает не так.

«МЕНЯ ПОРАЗИЛО, ЧТО ЛЮДИ СОВЕРШЕННО НЕ БОЯТСЯ»

В один из дней после митинга Арсений Яценюк призвал людей идти блокировать подъезды к администрации Виктора Януковича. Люди пошли. Мы с оператором и фотографом — вместе с ними. Идем — и я вижу, что рядом идут не только ребята и мужчины, а абсолютно все — девушки на высоких каблуках, люди старшего возраста, пенсионеры. И мне в тот момент стало немного страшно. Ведь я знаю, чем бы закончился такой поход в Беларуси. Это была бы стрельба, газ, разгон. Украинцы шли — и никто даже не думал возвращаться назад. Это, видимо, было самое сильное впечатление за эти дни. Я понял, что у людей совершенно нет страха, несмотря на то, что в ночь на 30 ноября произошла очень жестокая вещь.

В конце я спросила, рассматривают ли белорусы перемены в Украине, нашу интеграцию в Европу как возможный толчок к переменам в Беларуси.

— Что-то похожее было во время Помаранчевой революции. Сейчас такого нет, — говорит Алесь. — Скорее, бытует мнение, что сначала произойдут перемены в Москве, а потом волна докатится до Беларуси. Но есть большая солидарность с Украиной. Журналисты нашей редакции соревновались за то, кто поедет в Киев готовить материал. Все хотели поехать. Кстати, сегодня (5 декабря. — Авт.) в Киев приехали белорусские оппозиционеры — председатель партии «Белорусский народный фронт» Алексей Янукевич и председатель движения «За свободу» Юрась Губаревич. На мой взгляд, белорусской оппозиции нужно здесь находиться постоянно, чтобы посмотреть, как проходит организация протестов. Это действительно может быть полезный опыт.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать