Всякое государственное строение только тогда может быть непоколебимым, когда в его основу положено не принуждение, а добрая воля ее составных частей.
Владимир Винниченко, украинский прозаик, драматург, политический и государственный деятель

«Покрытые облаками земли»: сообщение о потере

В «Мистецькому Арсеналі» открылась экспозиция Clouded Lands («Покрытые облаками земли»), посвященная 30-летию Чернобыльской катастрофы
4 мая, 2016 - 21:05

Одним из организаторов выставки выступил международный арт-коллектив Food of War («Еда войны»), который исследует взаимосвязь тем еды и войны через искусство. Food of War разработал проект европейского выставочного тура, воссоздав путь радиоактивного облака в 1986 году. Маршрут, начатый в Киеве, продолжится через Беларусь, Германию, Италию, Испанию, Норвегию и завершится в Лондоне в апреле следующего года.

Кроме коллектива Food of War, среди участников которого Омар Кастанеда, Квентина Валеро, Эрнан Баррос, Симоне Маттар, Мартин Хайдук и Зинаида Лихачева, в каждой стране к проекту приобщаются локальные художники. В «Мистецькому Арсеналі» Украину представили Гамлет Зиньковский, Роман Михайлов, Владислав Новаковский, Анна Котц, Ярослав Коломийчук, дуэт Krolikowski Art, Артем Волокитин, Степан Рябченко, Сергей Погребиский, Юрий Мусатов.

Если же говорить сугубо субъективно, то мне как зрителю больше всего запомнились инсталляции, созданные за пределами Food of War: «Облучение» и «Прекрасный Чернобыль».

«Облучение» (оригинальное название можно перевести еще и как «разоблачение», «выставление (под солнце или дождь)» «подверженность риску») - это фотосерия японского художника Кадзума ОБАРЫ.

Обара нашел в Припяти старую пленку «Свема» и снимал на нее в течение многих лет жизнь девушки, которая родилась только через пять месяцев после взрыва на ЧАЭС. После вынужденного удаления щитовидной железы она живет только благодаря большим дозам гормональных препаратов.

На снимках (срок годности пленки давно истек) почти потерян контраст, очертания по большей части размыты в преобладании белого. Фактически у Обары вышла развернутая во многих кадрах картина призрачного мира - некой реальности после тотального конца, когда и вещи, и люди почти полностью выпали из круга привычных смыслов - а по-другому после катастроф такого масштаба и не бывает. Обаре как никому на выставке удалось передать это посткатастрофическое развоплощение.

В то же время «Прекрасный Чернобыль», соседствующий с «Облучением», представляет собой его формальную противоположность - это экспозиция артефактов Зоны, найденных этнографическими экспедициями в полесских селах. Пожелтевшие семейные фото, деревянные изделия, даже названий которых точно не знаешь, фрагменты мебели, старые окна, рушники - вся секция помогает понять, насколько богатый и уникальный пласт культуры оказался за колючей проволокой.

По сути, «Облучение» и «Прекрасный Чернобыль» диаметрально противоположным образом сообщают о потере - и суммарный эффект этого сообщения стоит остальных выставленных в «Арсенале» работ.

Это на самом деле поднимает еще одну проблему, связанную с художественной рефлексией последствий Аварии: кажется, здесь совсем не работает привычный набор метафор, которым привыкли оперировать актуальные художники. И этот вопрос выходит далеко за рамки конкретной экспозиции.

Выставка Clouded Lands продлится в «Мистецькому Арсеналі» до 9 мая.

Дмитро ДЕСЯТЕРИК, «День», фото автора
Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments