ОЧЭС в тупике
Павел КЛИМКИН: «Из-за позиции России и Армении мы даже не могли зафиксировать в документе норму верховенства международного права»Украина стала председательствующей страной 26-го саммита Организации черноморского экономического содружества (Bleak Sea Economic Cooperation — BSEC). В понедельник, 21 мая, на юбилейном саммите в Стамбуле Турция передала нам соответствующие полномочия.
472 делегата посетили 25-й саммит в Стамбуле. Среди них — президенты двух стран — Греции и Молдовы, премьер-министры Азербайджана, России и министры Сербии, Армении, Болгарии, Молдовы, Греции.
Освещали событие 362 аккредитованных журналиста со всех стран Черноморского региона. Но украинские медиа практически проигнорировали саммит. Корреспондент «Дня» был единственным украинским журналистом в эти дни на саммите.
Хотя событие в действительности было достойно внимания украинцев. Хотя бы потому, что министр иностранных дел Украины Павел Климкин во время совещания министров, которое является высшим руководящим органом BSEC, выставил требование включить в декларацию юбилейного 25-го саммита определение Российской Федерации агрессором. Его позицию поддержала... Грузия. Прогнозируемо, представителю Кремля подобное требование не понравилось. Заручившись поддержкой «союзника» — Армении — они отказались голосовать за новый, предложенный Украиной и Грузией, вариант декларации 25-го саммита BSEC.
К слову, РФ на совете министров представлял не министр иностранных дел Сергей Лавров, а его заместитель — Василий Небензя, которого, как сообщают российские медиа, вскоре должен заменить в ООН покойного Виталия Чуркина. Небензя опытный дипломат. Начинал свою карьеру еще в СССР в 1983 году в центральном аппарате Министерства иностранных дел. Был постоянным представителем РФ в Женеве. Экс-заместитель генерального секретаря ООН Сергей Орджоникидзе, комментируя российские СМИ перспективы назначения Небензи постоянным представителем РФ в ООН, назвал его «нестандартным дипломатом». «Он опытен, профессионален и, что не менее важно, с прекрасным чувством юмора», — цитирует Орджоникидзе газета «Известия». Очевидно, что Небензя продолжит традицию Чуркина отрицать присутствие России на востоке Украины и всячески «высмеивать» тех, кто будет предоставлять доказательства обратного. Комментарий Небензи о позиции РФ относительно декларации 25-го саммита был приблизительно в таком ключе.
«Павел Климкин во время своего выступления говорил об агрессии. Мы, к сожалению, к этому привыкли. Я раньше не собирался ничего говорить на эту тему, но в итоге сказал, что подобные заявления становятся рутинными. Создается впечатление, что украинское руководство не имеет других приоритетов во внешней политике, кроме как выставлять Россию агрессором», — заявил Небензя в беседе с журналистами в кулуарах форума. По его словам, BSEC — это платформа для обсуждения экономических вопросов, поэтому РФ возмущена попыткам Украины политизировать работу организации. « Иногда. Вы сами знаете, кто пытается примешать к работе экономического саммита политику. Это, кстати, не только наша позиция, но и представители других стран-участниц это отмечают. Многие говорят, что это совсем несправедливая ситуация, когда работу экономически организации пытаются политизировать». Небензя, правда, не потрудился назвать, кто эти «многие», кому не нравится позиция Украины. Но «Дню» удалось идентифицировать эти делегации...
Представитель Армении — заместитель министра иностранных дел Ашот Овакимян — в беседе с журналистами в кулуарах саммита практически слово в слово повторил слова российского коллеги: «BSEC — организация, созданная для экономического сотрудничества в Черноморском регионе. Для обсуждения вопросов безопасности есть десятки других форматов». И армянского дипломата не смущает, что он говорит об организации, в уставе которой прописано BSEC для выполнения цели своего создания «организует общие мероприятия и налаживает сотрудничество таможенных и пограничных служб региона с целью предотвращения наркотраффика, незаконной торговли оружием (!); противостоит террористическим угрозам (!) и препятствует нелегальной миграции (!); члены ОЧЭС помогают друг другу в чрезвычайных ситуациях (!); организация способствует формированию экономической стратегии, развитию бизнеса, широкой имплементации образовательных программ по эффективному менеджменту, формированию институтов власти». Хотя у нас лично вызывает вопрос к ожиданию Армении, которая не имеет выхода к Черному морю, от членства в организации черноморского экономического содружества.
К слову, из 12 членов BSEC таких стран, которые не имеют прямого выхода к Черному морю, лишь две, — Армения и Сербия. Но последняя хотя бы имеет реку, впадающую в Черное море.
Делегаты же от других стран — участниц BSEC никакого возмущения позицией Украины в разговоре с журналистами не выражали. Зато все говорили о том, что BSEC сейчас нуждается в реформировании. Конфликты между странами — участницами организации, поток мигрантов, терроризм и безумные темпы контрабанды оружия в регионе поставили перед BSEC новые вызовы, которым нужно учиться противостоять. Об этом во время торжественного заседания заявил и президент Греции Прокопис Павлопулос, и заступница премьер-министра Болгарии, и министр иностранных дел Азербайджана.
К слову, представитель Азербайджана — заместитель министра иностранных дел — Махмуд Мемедгулуев назвал позицию Армении абсолютно неконструктивной, примитивной и мешающей работе организации. «Если 11 из 12 стран-членов голосуют «за», а одна страна все время против, это как назвать?» — возмущается дипломат. Он подтвердил, что BSEC как организация нуждается в серьезных реформах, в частности и в процедуре принятия решений и санкций за неподобающее поведение для стран-участниц. Ведь сегодня в уставе организации нет нормы, которая бы предусматривала регламент исключения из BSEC какого-то из ее членов. А по словам Мемедгулуева, заблокированная работа главного руководящего органа — совета министров — вполне уважительное основание для поднятия такого вопроса.
В результате продолжительных и острых переговоров делегаты все же смогли написать такую редакцию декларации, которая бы более-менее устраивала всех членов BSEC. Делегаты осудили терроризм во всех его формах и проявлениях, «какими бы ни были его источники, мотивы и цели».
Главы государств и правительств также подчеркнули важность развития сотрудничества «на основе подхода, в большей степени ориентированного на проектную деятельность и достижение результатов в таких областях, как сельское хозяйство и агропромышленность, банковская и финансовая сферы, борьба с организованной преступностью, таможенные вопросы, образование, чрезвычайная помощь, энергетика, защита окружающей среды, здравоохранение и фармацевтика, информационно-коммуникационные технологии, институционное обновление и надлежащее управление, наука и технологии, туризм, культура, торгово-экономическое развитие и транспорт».
В Декларации отмечается, что страны ОЧЭС «поддерживают усилия по обеспечению дополнительных безопасных и надежных решений в сфере морского транспорта — сверх существующих и будущих транспортных потоков между государствами-членами ЧЭС, Европы и Азии и для облегчения участия экономик государств — членов ЧЭС в глобальной экономике».
«Мы отмечаем, что масштабность нынешнего кризиса с миграцией и беженцами, согласно определению ООН, беспрецедентна со времен Второй мировой войны. Мы обязуемся демонстрировать общее чувство солидарности и сотрудничества в целях удовлетворения потребностей и решения проблем внутренне перемещенных лиц, мигрантов и беженцев в регионе ЧЭС и за его пределами. Мы подчеркиваем острую необходимость устранения коренных причин этих массовых перемещений людей», — говорится в документе.
Министр иностранных дел Павел Климкин за день до обнародования декларации в разговоре с «Днем» назвал документ «пустым». Принципиально для Украины было включить в текст документа норму о преданности Организации ключевым нормам международного права, устава ООН.
«Доверие — это главный атрибут кооперации. Как мы можем говорить об общих экономических проектах, когда не доверяем друг другу», — отметил в разговоре с корреспондентом «Дня» в кулуарах 25-го саммита министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
По его словам, ситуация с безопасностью в Черноморском регионе, а главное действия России против нас (Украины. — Ред.) фактически привели BSEC на 25 году существования в тупик. «Организация находится в очень серьезном кризисе. Декларация продвигалась очень тяжело. Из-за позиции России и Армении мы даже не могли зафиксировать в документе норму верховенства международного права. А если мы даже этого не способны сделать, то возникает вопрос, а для чего вообще пишется и принимается настоящий документ», — объяснил Климкин.
Сам 25-й саммит министр оценил как событие очень важное и полезное для Украины. «Мы имеем платформу для того, чтобы заявить нашу позицию. Можем здесь обсудить механизмы поддержки хотя минимального сотрудничества с теми странами региона, которые придерживаются норм международного права», — объяснил Климкин. Министр отметил, что турецкое председательство сделало чрезвычайно полезную работу на фоне того, что происходит в регионе.
«Следующее председательство — наше. У нас будет очень много задач, связанных с разными вызовами. Нам нужны экономические связи, но главное — нам нужна безопасность в Черноморском регионе. Все прекрасно понимают, что в нынешней экономической ситуации любое разумное экономическое сотрудничество вокруг Черного моря вряд ли возможно», — резюмировал Климкин. По словам министра, в председательстве Украины на 26-м саммите BSEC два ключевых задания — безопасность в регионе и налаживание минимального уровня горизонтального экономического взаимодействия с теми странами Черноморского бассейна, с кем это возможно.
Продолжение темы: «О платформе для диалога и «черноморской идентичности»»
Выпуск газеты №:
№85, (2017)