Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бизнесмен Тиллерсон vs дипломат Тиллерсон

Эксперты — о слушании кандидата в госсекретари США в сенатском комитете по иностранным делам
12 января, 19:48
ФОТО REUTERS

11 января слушания номинированного Дональдом Трампом на должность госсекретаря США руководителя нефтяного великана ExxonMobil Рекса Тиллерсона в сенатском комитете по иностранным делам произвели двойное впечатление. С одной стороны, 64-летний бизнесмен, которого считают «другом Кремля» и который получил лично орден «Дружбы» от российского президента Владимира Путина, пообещал проводить жесткую политику относительно Москвы. В частности он осудил аннексию Крыма Россией и заявил, что Россия составляет «угрозу» для США, призвав к «честному и открытому» диалогу с Москвой.

С другой стороны, он отказался назвать Владимира Путина военным преступником за действия России в Сирии, а также не дал четкого ответа, будут ли сохранять США и в дальнейшем санкции против России. Вместе с тем он назвал введенные администрацией Обамы санкции «мощным сдерживающим фактором».

После слушаний, которые длились целый день, вопрос об утверждении Тиллерсона остается открытым. В сенатском комитете — 11 республиканцев и 10 демократов. Понятно, что демократы против кандидатуры главы ExxonMobil, в частности Боб Менендес отметил во время слушаний: «Дипломатия — это не то же самое, что заключение соглашений». А учитывая то, что сенатор Маккейн и Рубио не поддерживают выбор Трампа, то маловероятно, что в Сенате, где 52 места принадлежит республиканцам, эта кандидатура пройдет.

«ТИЛЛЕРСОН ДАЛ ПОНЯТЬ, ЧТО У НЕГО РЕАЛИСТИЧНОЕ ОСОЗНАНИЕ ОПАСНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С РЕВИЗИОНИСТСКОЙ ПОЛИТИКОЙ ПУТИНА»

Джон ХЕРБСТ, председатель Евразийского центра Дину Патричи в Американском совете, экс-посол США в Украине, Вашингтон:

— На слушаниях по утверждению на должности госсекретаря Рекс Тиллерсон долго успокаивал скептиков, которые побаивались, что его прошлые отношения с российскими лидерами могли транслироваться в наивный и слабый подход относительно Кремля. Это было очевидно с самого начала из его заявления, которое было обнародовано накануне вечером перед его показаниями в сенатском комитете по иностранным делам. Он сказал, что нам нужно с «ясными глазами» смотреть на отношения с Москвой. А она составляет опасность, которой справедливо побаиваются наши союзники. Он осудил россиян за вторжение в Украину и захват Крыма. Говоря о заинтересованности в сотрудничестве с Россией, где наши интересы пересекаются, он отметил, что там, где этого нет, «мы должны быть стойкими в защите интересов Америки и ее союзников», и «Россия должна быть привлечена к ответственности за свои действия».

Хотя начальное заявление кандидата на должность госсекретаря было сильным, по понятным причинам он не был очень конкретным. Но он столкнулся с острыми вопросами от многих сенаторов, обеспокоенных его взглядами на Россию и Украину. Его ответы были сильными, иногда конкретными. Что касается Украины, он сказал, что реакция Запада на захват Москвой Крыма была слабой и стимулировала ее начать военную операцию в Восточной Украине. На вопрос о том, что США должны были сделать в ответ на российскую агрессию, он сказал, что стоило бы побуждать Киев разворачивать все свои военные силы на востоке и обеспечить Украину оборонными вооружениями и своевременной разведкой. Разумеется, ответ господина Тиллерсона не касался того, что США должны сделать сейчас, но это действительно открывает возможность того, что Администрация Трампа может оказать более надежную поддержку Украине в борьбе с кремлевской агрессией, чем его робкий предшественник.

Ответы кандидата в госсекретаре о санкциях были двусмысленны. С одной стороны, он назвал санкции «мощным и важным инструментом» для сдерживания негативного поведения. Но он также отметил, демонстрируя, возможно, личные проблемы бизнесмена, что они «по своей природе могут причинить вред американскому бизнесу». Его позиция заключалась в том, что на данный момент должен сохраняться статус-кво относительно санкций, пока он не узнает больше.

На слушаниях господин Тиллерсон также сказал, что поддерживает «закон Магнитского», который вводит санкции против отдельных россиян за деятельность, нарушающую права человека и демократические нормы, и что он с готовностью будет реализовывать «закон Магнитского». Вполне понятно, что он уклонился от попыток сенатора Рубио называть президента Путина «военным преступником».

Сегодня Рекс Тиллерсон ясно дал понять, что у него реалистичное осознание опасностей, связанных с ревизионистской политикой президента Путина, и что он является сторонником сильного НАТО и надежного американского лидерства. Можно предположить, что позиция, которую он занял сегодня, одобрена избранным президентом; и она должна дать понимание основных подходов новой администрации относительно политики. Это было бы хорошо. Но учитывая индивидуальные особенности новой команды, это не может быть принято как данность.

«КОНГРЕСС США, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ НЮАНСЫ, ОСТАЕТСЯ САМЫМ МОЩНЫМ ГОЛОСОМ В ПОЛЬЗУ УКРАИНЫ»

Алена ГЕТЬМАНЧУК, директор Института мировой политики, Киев:

— Слушания по утверждению Тиллерсона госсекретарем, как и последние события вокруг президента Дональда Трампа, продемонстрировали несколько важных вещей: если в нынешних Соединенных Штатах ты можешь быть избран президентом, несмотря на флирт с Россией, то госсекретарем на риторике дружбы с Россией стать все еще очень сложно. Важный сигнал заключается в том, что дружба с Россией в США создает больше проблем, чем преимуществ. Дональду Трампу, например, может льстить, что Россия помогала ему СТАТЬ президентом (что подтверждено отчетом разведывательных ведомств), однако неоспоримым фактом является и другое: Россия осложняет ему путь БЫТЬ президентом, подрывая доказанным фактом своих вмешательств в предвыборную кампанию легитимность новоизбранного президента.

Тот факт, что Тиллерсон признал Россию угрозой, является важным первым шагом для противодействия угрозе, но не гарантирует такого противодействия. И тот факт, что аннексия Крыма была названа аннексией, автоматически не означает, что Америка Трампа будет готова и дальше наказывать Путина за эту аннексию. Из выступления Тиллерсона стало очевидно, что новая администрация США продолжает придерживаться линии, что первопричиной действий России в Украине является слабость Обамы, а не ревизионистская политика Путина. То есть, де-факто навязывается мнение, что агрессором Путина сделал именно Обама.

В вопросе санкций заметно, что бизнесмен Тиллерсон победил дипломата Тиллерсона. Из его заявлений можно сделать вывод, что вопрос санкций он дальше рассматривает, в первую очередь, через призму бизнес-отношений между странами и потерь бизнеса, а не через призму сдерживания агрессора. Для Украины как никогда важно донести до новой администрации, что санкции нужно сохранить не потому, что этого хочет Украина, а хотя бы потому, чтобы не спровоцировать своей необоснованной уступчивостью проблемы для США более серьезные, чем вокруг Украины. Украине также нужно иметь аргументированные ответы на довольно популярную в окружении Трампа позицию о том, что санкции только укрепляют режим Путина внутри России, а не ослабляют его ревизионистские аппетиты.

Очевидно, что борьба внешнеполитических позиций среди членов новой администрации продолжается. До сих пор неизвестно, какой будет роль Государственного департамента и, соответственно, госсекретаря при президенте Трампе. Одно можно утверждать наверняка: Конгресс США, несмотря на все нюансы, остается самым мощным голосом в пользу Украины. Даже если подобная позиция некоторых конгрессменов и сенаторов вызвана не столько симпатией к Украине, сколько неприятием России.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать