Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Что должен сделать мир, чтобы освободить Савченко?

Илья НОВИКОВ: «Когда Надежда окажется дома в Украине – зависит только от дипломатии – как тайной, так и явной»
22 июня, 19:19
ФОТО REUTERS

В СМИ появились сообщения о том, что российский суд может дать украинской летчице Надежде Савченко 13 лет тюрьмы. Об этом заявил на днях ее адвокат Илья Новиков. Напомним, на прошлой неделе исполнился год, как Надежда Савченко находится в российском плену. К этой дате в Украине, Риме и Берлине прошли акции на ее поддержку. Демонстрации — это, безусловно, хорошо. Это — лишнее напоминание миру о показательном судилище, которое развернула Россия против Надежды. Однако достаточно ли жесткую позицию занял мир и, в первую очередь, Украина, чтобы вызволить украинку? Ведь, как все убедились, лишение голоса российской делегации на ПАСЕ не возымело никакого эффекта.

Между тем, в эфире телеканала «Интер» Илья Новиков отметил: «Российское правосудие стало за последние 20 лет смешным. Савченко не отпустят просто так. Это будет удар по руководству страны». Напомним,

Надежда Савченко была взята в плен боевиками на Донбассе прошлым летом, а позже вывезена в Россию. Там ей вменяют убийство двух российских журналистов, а также незаконное пересечение границы РФ.

По мнению Веры Савченко, Украина и мир делают недостаточно, чтобы освободить ее сестру Надежду. «Я не знаю, чем занимаются наши политики, но Украина недостаточно прилагает усилий для освобождения Надежды. Украинские власти говорят, что ведут переговоры на непубличном уровне, однако результатов нет. Европа сейчас занята Грецией: она частично забывает про Украину, я уже не говорю о Савченко. Европейцы лишь нашим корреспондентам говорят, что делают что-то... Впрочем, в свою очередь, мы делаем все, чтобы на Россию были наложены максимальные санкции, чтобы ее отключить от системы SWIFT», — рассказывает Вера Савченко.

«День» связался с Ильей НОВИКОВЫМ и попросил его уточнить некоторые подробности надвигающего суда над украинской летчицей:

— 13 лет — это цифра совершенно условная. Я высказал мнение: как действовал бы на месте судьи, которому, с одной стороны, сказали продемонстрировать беспристрастность, а с другой — осудить. Однако никто из нас не знает, как суд будет происходить на самом деле.

Савченко могут дать 20 лет и больше. Но понятно, что приговор будет обвинительным: ни один судья не решится проявить мужество, граничащее с безумием и оправдать человека, которого объявили преступником на всю России. Такого у нас не бывает. Естественно, Савченко нельзя дать и два года — обвинение в убийстве двух и более человек — это 20 лет заключения.

Однако за цифры не надо цепляться. Срок для Надежды будет большой, но это совершенно не важно. Он не имеет ни малейшего отношения к тому, когда Надежда будет освобождена. Когда Савченко окажется дома в Украине — зависит только от дипломатии — как тайной, так и явной. Но поскольку Россия ничего не признает — ни иммунитета ПАСЕ, ни юрисдикции ЕСПЧ, то чисто правового решения в этой ситуации нет.

Почему мы считаем, что надо продолжать работать? Это, наверное, грубо прозвучит, но сейчас наша задача — «дискредитировать» российский суд. У людей, которые будут вести переговоры (имею в виду европейцев), у них есть интуитивное, инстинктивное уважение к суду. Далеко не у всех есть понимание, что такое «российский суд». А у нас оно есть и пользуясь возможностями, которые нам представляет суд — мы можем представить информацию и материалы дела. Хотя суд и считается гласным, но все сводится к тому, что прокурор бубнит по бумажке.

Сейчас мы оканчиваем ознакомление с материалами дела Савченко. Мы понимаем, где там «дырки» и нам надо донести это понимание до людей, от которых будет зависеть, как дальше вести переговоры. Нужно, чтобы у этих людей не было возможности «умыть руки», списав все на решение суда.

Однако, как мы знаем, факты с той стороны все липовые. Уже и свидетели говорят то, чего не было. Экспертизу смешивают с правдой и неправдой. По делу Савченко уже 40 томов. Из них значение имеет максимум, два. Наша задача — «выдернуть» их и озвучить на суде.

Непонятно также, когда начнется суд и где он будет. К вариантам: Москва и Воронеж, добавился еще третий — Ростов. Не исключаю, что суд перенесут туда. Согласно с версией обвинения, Надежда Савченко не просто перешла границу России, едучи напрямик из Луганска в Воронеж. Сейчас, согласно «обновленной» версии, выясняется она перешла границу «самостоятельно» (ее никто не вез, глаза не завязывал) в Донецком р-не Ростовской области. Это означает, что это «преступление» было совершено в этой области и суд может состояться в Донецке — районном центре Ростовской области России.

Мы понимаем, что решение будет приниматься из соображений — удобство следствия и неудобство защиты. Когда это будет — тоже непонятно. Я думаю, что суд начнется в июле. Однако мои более осторожные коллеги думают, что это затянется до августа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать