Что задумал агрессор?
«В ближайшие несколько недель у России существует большое искушение решить «проблему Украины» силой. Но украинская армия уже не та, что в 2014-м», — экспертОтносительно ситуации на Донбассе в последнее время поступают тревожные новости. Все чаще звучит информация о возможности существенного усиления военных действий со стороны агрессора — Кремля. Об этом свидетельствуют последние заявления и факты.
«Сегодня (3 июля. — Ред.) были очень тяжелые переговоры в Минске, — пишет у себя в ФБ представитель Украины в рабочей группе по вопросам безопасности Трехсторонней контактной группы Евгений Марчук. — Российская сторона, как всегда, категорически отрицает свое участие в этой войне и отрицает даже очевидные факты своего присутствия на временно оккупированных территориях Донбасса. В связи с этим сегодня на заседании рабочей группы по вопросам безопасности, которое проводил глава Миссии ОБСЕ в Украине господин Апакан Е., я зачитал информацию с сайта т.н. «ДНР».
На упомянутом интернет-ресурсе боевиков, в частности, говорится: «Благодаря поддержке Российской Федерации вооруженные силы «ДНР» существенно нарастили вооружение, в том числе усилены танковые и артиллерийские бригады, а прибывшие российские добровольцы обучены лучшими инструкторами России для поражения противника».
Главное в словах Евгения Марчука не то, что он указал на очевидные и циничные вещи, которые использует Россия и ее марионетка «ДНР», а то, что некоторые на Западе часто идет на поводу у Кремля, называя российскую агрессию против Украины, например, «внутренним конфликтом». Конечно, такая практика не может не вызывать обеспокоенность.
О подготовке России к большой войне пишет и польская Gazeta Wyborcza со ссылкой на источник, близкий к министру обороны РФ. По его словам, Москва концентрирует 200 тыс. солдат и ракетно-воздушные силы близ границы с Украиной. Об укреплении сил РФ на границе с Украиной министр обороны России Сергей Шойгу говорил еще на прошлой неделе. Он заявил, что «в связи с растущей угрозой со стороны НАТО и Украины», сформирована армия в южном регионе из четырех дивизий и девяти бригад. «Смысл этих мероприятий очевиден: на границе с Украиной (где еще три года назад не существовало войск) российская сторона создает на севере три основных группы, готовых на внезапный удар в направлении Киева, а на юге создает армию для окружения основных украинских сил на территории левобережной Украины», — объясняет российский военный эксперт Руслан Пухов.
Тем временем, количество мирных жителей, пострадавших в результате вооруженного конфликта в Донбассе, в июле достигла рекордной отметки с августа прошлого года, говорится в заявлении на сайте Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Так, в июне 2016 года задокументировано 69 пострадавших среди гражданского населения, включая 12 погибших и 57 раненых. Это почти вдвое больше, чем в мае, и рекордный показатель с августа 2015 года. В июле число пострадавших среди мирного населения достигло 73, включая восемь погибших и 65 раненых. Больше половины всех людей за последние два месяца погибли в результате артиллерийского обстрела.
Как видим, агрессор не оставляет свои планы относительно Украины. Цель Кремля — уничтожить украинскую государственность или поставить ее под полный контроль. Для этого он применяет разные методы — информационные, военные, геополитические... Более глобальная цель России — подорвать единство западного мира, в частности, и относительно украинского вопроса. Исходя из последних событий, многое ей удается — ситуация в Сирии, события в Турции, Brexit в Великобритании, эмигрантский кризис в Европе, президентские выборы в США. Итак, чего следует ожидать от России на Донбассе и что готова противопоставить Украина?
«НА УГРОЗУ НУЖНО РЕАГИРОВАТЬ МЕРАМИ СДЕРЖИВАНИЯ И СОЗДАНИЕМ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ГРУППИРОВОК»
Игорь КАБАНЕНКО, адмирал, экс-заместитель министра обороны Украины:
— Россия продолжает скапливание наступательных группировок, которые создаются для того, чтобы решать конкретные задачи, — рано или поздно они будут применены. Именно под этим углом нужно рассматривать данную ситуацию. Кто-то говорит, что широкомасштабная война маловероятна, но в то же время нужно думать о лучшем, но готовиться к худшему. Украина рассматривается РФ в качестве «зоны российских интересов», поэтому возможны любые сценарии. В военном искусстве не бывает такого, чтобы войска разворачивались просто для того, чтобы сосредоточить их в каких-то районах или использовать деньги. На угрозу нужно реагировать соответствующим образом — мерами сдерживания и созданием соответствующих группировок, которые смогут нейтрализовать эту угрозу в случае активации любых сценариев, — на суше, на море или в воздухе.
Мы являемся свидетелями войны новой генерации — «гибридной войны». С одной стороны, из разных источников звучат убеждения, заверения, приводятся «аргументы», что якобы «Россия должна себя защищать». Да, в политическом смысле Россия говорит одно, но делает совсем другое. Например, тезис о том, что Путин «устал от Донбасса», следует рассматривать в контексте гибридного противостояния. Это отвлекает внимание людей, позволяет им расслабиться, и на этом спаде волны возможен большой подъем. Новейшая вооруженная борьба имеет волнообразный характер и, с одной стороны, якобы происходит концентрация на политических шагах, получении политического преимущества, а затем — применение военной силы или хотя бы создание условий для ее приложения.
Современное управление кризисами предусматривает формирование внутренних условий для наступления — создание очагов нестабильности, их объединение, а затем — применение военной силы под поводом «поддержать», «обеспечить права русскоязычного населения», могут быть затронуты религиозные вопросы и что-либо иное.
«ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫЙ АМЕРИКАНСКИЙ ДИПЛОМАТ РАССКАЗАЛ МНЕ, ЧТО РОССИЯ ГОТОВИТ НАСТУПЛЕНИЕ»
Павел ФЕЛЬГЕНГАУЭР, военный обозреватель российской «Новой газеты»:
— Сейчас существует реальная военная угроза — на Южно-Западном направлении России действительно происходит накопление вооруженных сил. На этом направлении — Кавказ, Закавказье, Турция, Сирия. Но Украина в этом плане очень существенна и важна. Высказывания Сергея Шойгу на коллегии Министерства обороны на прошлой неделе — это не единственный плохой признак. Еще одна неприятная весть — официальное письмо Виталия Чуркина от 22 июля председателю Совбеза Организации Объединенных Наций, опубликованное на сайте российской миссии. В нем Чуркин описывает, какие ужасы происходят на Донбассе и что во всем виновата Украина, которая готовит новое большое наступление. Об этом много и давно говорят и другие российские официальные лица. Это скорее выглядит как «официальная отмазка» в случае масштабных боевых действий в Украине, о которых Чуркин «предупреждает».
Не так давно высокопоставленный американский дипломат рассказал мне, что о том же в прошлом месяце во время телефонного разговора Путин говорил Обаме. Тот же дипломат рассказал мне, что, по данным США, не Украина готовит наступление, а именно Россия. Разговор Путина с Обамой может быть способом давления на Вашингтон, чтобы тот в свою очередь давил на Киев и требовал от Порошенко уступок.
Еще одна история — с увольнением посла РФ в Украине Михаила Зурабова. Летом послов и дипломатов в Москве меняют, но увольнение Зурабова было совершенно неподготовленным — МИД РФ заранее не запросил «агримана», а, чтобы одобрить кандидатуру нового посла в Украине Михаила Бабича, в Думу, которая накануне выборов ушла на каникулы, затащили каких-то депутатов. Как утверждают, Зурабова убрали так срочно из-за того, что он слишком дружен с Петром Порошенко.
Каждый из этих признаков по отдельности может иметь не обязательно катастрофическое объяснение, но все вместе они неприятны. Поэтому есть некоторая вероятность того, что в августе начнется большая украинско-российская война.
Нынешний российский режим никогда и ни под каким поводом не разрешит Украине евроинтеграцию. Кремль говорил Порошенко, что они могут договориться о чем-либо, но внеблоковый статус Украины — это основа любого соглашения между государствами. Естественно, Донбасс как Приднестровье останется под российским протекторатом в составе Украины. Также желательно получить официальное признание аннексии Крыма. У Кремля есть разные варианты достижения этой цели. В Москве многие уверены (и об этом открыто говорил глава Совбеза РФ Николай Патрушев), что Украина развалится, и нынешний режим падет в результате политических, экономических, социальных и других неурядиц. Зачем же тогда рисковать воевать, если можно подождать? Но нынешняя ситуация показывает, что Украина не развалится.
С другой стороны, сейчас для России сложилась уникальная и удобная ситуация, которая напоминает международные события вокруг Грузии в 2008 году: Олимпиада, предвыборная борьба в США и удобный по погодным условиям август. Америка расколота подготовкой к выборам, а Барак Обама — «хромая утка». Конечно, Россия может надеяться, что Дональд Трамп в ноябре выиграет и с ним можно будет договориться по Украине. Но Трамп непредсказуемый и уже сейчас, похоже, что все же он проиграет.
Европа — также переживает неурядицы, раскол, последствия Брекзита, кризис мигрантов, санкции и т.д. В случае, если Россия затеет что-то большое в Украине с целью сместить нынешний режим, Запад будет не в состоянии что-либо организованно предпринять, кроме как громко кричать.
Поэтому в ближайшие несколько недель такой временной промежуток, когда для России существует большой соблазн решить «проблему Украины» силой. Самое вероятное — использовать как повод усиление боевых действий на Донбассе, в результате которых Москва заявит, что больше не может это терпеть и начнет большую «гуманитарную операцию», как в Грузии, по «принуждению к миру». Могут использоваться все средства российской армии, за исключением ядерных, и более 100 тысяч войск, чтобы «взломать» фронт. Но для этого понадобится большая сила, ведь ВСУ уже не те, что в 2014 году.
Выпуск газеты №:
№138-139, (2016)Section
День Планеты