Десять лет частичного признания
17 февраля 2008 года парламент Косово принял декларацию о государственной независимостиНезависимость Косово — один из наиболее противоречивых вопросов в мировой политике. В то же время в Украине относятся к объявлению суверенитета сербской провинцией преимущественно однозначно — крайне скептически, даже негативно. Но за последнее время в жизни этого Балканского региона произошло столько изменений, что это заставляет возвращаться к косовскому вопросу и проводить ревизию своей позиции.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
На сегодняшний день Косово уже является не самопровозглашенным, а частично признанным государством. По состоянию на 1 января 2018 года его признали 114 стран. Это 110 государств из 193 (больше половины) стран-членов ООН, 23 из 28 стран- членов Европейского Союза и 25 из 29 стран-членов НАТО. И хотя до вступления в ООН, то есть окончательного международного признания, еще далеко, косовские албанцы уже намного ближе к своей цели.
Косово имеет свой собственный телефонный код. Косовские команды — в частности, футбольные клубы и сборная — принимают участие в мировых и европейских спортивных соревнованиях. Косовские спортсмены были участниками Летней олимпиады в Бразилии и теперь завоевывают олимпийские медали в Южной Корее.
Стать участником международной жизни Косово удалось за десять лет — парламент Косово принял декларацию о государственной независимости 17 февраля 2008 года. Внеочередное заседание в воскресенье «временного института самоуправления Косово» продолжалось менее 40 минут. Большинство парламентариев поддержали провозглашения Косово суверенным государством. Голосов «против» не было, только 11 представителей сербского меньшинства решили бойкотировать процедуру голосования. Тогдашний премьер-министр Косово Хашим Тачи назвал 17 февраля «историческим днем» в усилиях косовских албанцев «создать государство».
«Мы находимся в начале важнейшей части нашей истории. Сейчас пришло наше время принять решение, которым займем место среди свободных и независимых стран», — подчеркнул своем выступлении перед парламентариями Тачи, который сейчас занимает должность президента Косово. Он также подчеркнул, что приоритетом Косовского государства должна стать евроатлантическая интеграция.
СОВЕТ СУДА ООН
Через несколько месяцев после решения косовских депутатов об объявлении независимости, 8 октября 2008 года, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций обратилась с просьбой в Международный суд рассмотреть этот вопрос. Запрос в соответствующей резолюции звучит следующим образом: «Отвечает ли одностороннее провозглашение независимости временными институтами самоуправления Косово нормам международного права?».
В ходе судебного процесса суд заслушал мнение по этому вопросу представителей 30 заинтересованных государств — членов ООН. Сербия, Россия, Китай и ряд других государств отметили, что провозглашение временными органами самоуправления Косово независимости противоречит международному праву, включая положение резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, принятой в 1999 году. Они считали, что Приштина пошла на незаконный акт, направленный на подрыв суверенитета Сербии.
Представители Косово, в свою очередь, заявили, что принятие декларации независимости является актом реализации права народа на самоопределение и законным шагом на пути к окончательному определению статуса Косово. Эту точку зрения поддержали 69 государств, в том числе США и Германия.
22 июля 2010 года Международный суд ООН решил, что декларация о провозглашении независимости Косово не противоречит нормам международного права. Судьи пришли к выводу, что решение Приштины в целом не нарушает никаких международных актов или резолюций Совета Безопасности ООН. Председатель Международного суда Хисаси Овада особенно подчеркнул, что в международном праве не содержится «запрета на провозглашение независимости».
В связи с выводом суда Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал все стороны приступить к диалогу.
Консультативные выводы суда фактически являются «юридическими советом», которым Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут воспользоваться при принятии своих собственных решений, но прямых юридических последствий вердикт не несет.
НЕ СОГЛАСНЫ С НЕЗАВИСИМОСТЬЮ
На сегодня Сербия все еще не считает «автономный край Косово и Метохия» отдельным государством. Отказываются признать независимость Косово и многие другие страны: члены Совета безопасности ООН Россия и Китай, члены ЕС Кипр, Испания, Греция, Словакия, Румыния (последние четыре, к тому же, входят в НАТО) и Украина.
Еще в феврале 2009 года Европарламент принял резолюцию, которая рекомендует странам, которые еще не признали независимость Косово, сделать это. Но пять членов ЕС до сих пор не соглашаются сделать этот шаг.
Впрочем, несмотря на свое частично признание, на сегодняшний день Республика Косово имеет официальный статус потенциального кандидата на вступление в Европейский Союз. И это не просто декларация. Стратегия расширения ЕС, обнародованная Европейской комиссией 6 февраля 2018 года, то есть несколько дней назад, предусматривает усиление сотрудничества ЕС со странами Западных Балкан, в том числе — с Косово. Для дальнейшего продвижения по европейскому пути Еврокомиссия рекомендует косовской власти продолжить имплементацию Соглашения о стабилизации и ассоциации.
Одновременно требованием ЕС к Сербии, которая является официальным кандидатом на вступление, ведет официальные переговоры относительно членства и, по мнению Еврокомиссия, имеет шанс вступить в ЕС до 2025 года, является налаживание отношений с Косово. Приштина ждет от Белграда полноценного признания. Впрочем, сербская власть хочет наладить свои отношения с Косово с помощью других, компромиссных форм — подписания всеобъемлющего двустороннего договора, исключения упоминания о Косово из сербской Конституции, предоставления согласия на вступление Косово в любые международные организации, включая ООН. Но напрямую признать свою автономию независимой страной Белград отказывается. И это понятно — большинство сербов категорически против этой идеи.
РОССИЙСКАЯ АКТИВНОСТЬ
Такая позиция Сербии всячески поддерживается Россией. И не только предоставлением гарантий, что Совет Безопасности ООН, где заседает и РФ, никогда не примет решения о принятии Косово в Организацию Объединенных Наций. Россия разным образом пытается держать отношение между Белградом и Приштиной напряженными и делает все для их постоянного заострения.
Например, с конца прошлого года Москва активно участвует в международном промоушене фильма «Косово: момент в цивилизации». Режиссер ленты — Борис Малагурский, сербско-канадский кинодеятель, общественный активист и колумнист российского международного мультимедийного агентства Sputnik (которое имеет репутацию пропагандистской структуры). Согласно официального анонсу с премьерного показа картины в Москве, в январе с.г. в офисе ИА «Россия Сегодня», «фильм привлекает внимание к проблеме сохранения объектов культурного и религиозного наследия в Косово и Метохии: с начала вооруженного конфликта в Косово на территории региона албанскими экстремистами было уничтожено более 150 православных монастырей и храмов». Власти Косово расценили фильм как «расистский и беспрецедентный». В официальном заявлении Приштины отмечается, что Сербия продолжает препятствовать пути Косово к международному признанию и членству в международных организациях и что такие действия противоречат принципам добрососедской политики.
Еще можно вспомнить, как год назад из Белграда в Косовскую Митровицу (города в Косово) отправился поезд, разписанный в сербской «триколор» и «украшенный» огромными надписями «Косово является Сербией», который сербская железная дорога купила в России. (Об этом подробнее в статье «Дня» «Поезд «Белград — война» в №5, 2017 г.).
А наиболее «интересный» аспект российской активности: недавнее создание россиянами «Балканского казачьего войска» — организации с парамилитарными признаками — которая имеет представительство в Косово («Как Россия защищает целостность Сербии», «День» №175, (2017)).
БОЛЬШЕ СЕРБЫ, ЧЕМ САМИ СЕРБЫ
Несмотря ни на что, нынешние сербские власти, которые настроены на евроинтеграцию страны, хотят найти формулу налаживания отношений со своей провинцией, которая предстала независимой страной, хотя и частично признанной. Дедлайн решения «косовского вопроса» для Белграда уже близко — без признания Косово в той или иной форме Сербию не возьмут в ЕС ни в 2025 году, ни в другие сроки.
У Украины нет никакого дедлайна, и официальных требований признать Косово открыто к Киеву никто не выдвигает. Впрочем, вероятно, украинским специалистам по международным отношениям нужно еще раз вернуться к косовскому вопросу, чтобы мы в какой-то момент не стали казаться большими сербами, чем сами сербы — как иногда выглядят россияне. А еще для того, чтобы достижение договоренностей между Сербией и Косово не застали официальный Киев врасплох. Мы же как-то пропустили, что Приштине удалось в чем-то продвинуться в процессе евроинтеграции дальше, чем Киеву. На сегодняшний день, как известно, Косово имеет официальный статус потенциального члена Европейского Союза — в отличие от Украины.
Выпуск газеты №:
№28-29, (2018)Section
День Планеты