Диалог под дулами пистолетов террористов
Депутаты Европейского парламента поддержали инициативу проведения переговоров с баскской сепаратистской группировкой ЭТА. За предложенную правящими в Испании социалистами во главе с премьером Родригесом Сапатеро резолюцию проголосовал 321 депутат. О возможности диалога с группировкой было объявлено после того как ЭТА заявила о якобы бессрочном прекращении огня.
Собственное решение — вступать или нет в переговоры с баскской сепаратистской организацией ЭТА, напоминало шекспировское «быть или не быть». Во время дебатов вице-президент Европейской комиссии Франко Фраттини заявил: «Комиссия осведомлена о сложностях инициативы и о том, насколько чувствителен этот вопрос. Однако мы убеждены, что Испания со всеми свойственными ей демократическими институтами найдет верный путь, который прекратит терроризм ЭТА». Между тем Ганс Петтеринг — председатель фракции Европейской Народной партии в Европарламенте приводил контраргумент: «Мы и группа европейских демократов задаемся вопросом, как мы можем доверять ЭТА и Батасуни, когда они говорят, что хотят мира, но не думают о семьях тех, у кого от рук группировки погибли родные люди и которым ЭТА не сказала ни слова сочувствия».
Ситуация усугубляется тем, что, как подтверждает французская полиция, ЭТА является исполнителем кражи более чем двухсот пистолетов и револьверов на заводе в городе Нимесе, что ставит под вопрос возможность конструктивного диалога с террористами, как и весь «мирный процесс» в целом. ЭTA опять доказывает, что ее перемирие — это отнюдь не возможность для безусловного прекращения насилия и еще меньше — для ее роспуска и разоружения. Выглядит так, что это перемирие продолжает быть для ЭTA стратегическим средством ее вооруженной борьбы, которая активизируется или дезактивизируется в прямой зависимости от критериев ее текущих тактических возможностей.
ЭТА удается умело использовать в свою пользу противоречия и разногласия, возникающие из-за отсутствия общей платформы понимания ситуации в действующих в Испании политических партиях и той политической путаницы, которую сеют националистически ориентированные партии, для которых террористическое насилие является поводом для увеличения непримиримой идеологической борьбы с правящими в стране социалистами. И пока с сепаратистами пытаются вести диалог, ЭТА использует это перемирие для того, чтобы перевооружиться, поскольку оно совсем не предполагает ее роспуск. Наоборот, правительство Сапатеро не смогло достичь вразумительных гарантий того, что террористические группы полностью прекратят уличное насилие, вымогательства или угрозы.
Кроме того, диалог с террористами не был плодотворным, несмотря на то, что они повторили, что перемирие неотвратимо и что они не прекращают вооруженной борьбы. И это, несмотря на то, что ЭТА высказала свое недвусмысленное желание оставаться и в дальнейшем угрозой для испанской демократии, если она не достигнет всех своих традиционных целей, означающих возможность самоопределения и независимости баскских территорий. Причем террористы не находят в проведении переговорного процесса никаких весомых аргументов, которые могли бы повлиять и кардинально изменить их планы. Очевидно, что правительство социалистов не желает прекращать диалог с представителями ЭТА, потому что он попал в запутанный лабиринт политических маневров, в котором предотвращение личной неудачи Сапатеро требует заключения хотя бы временного соглашения с террористами.
Проблема заключается в том, что с каждым днем становится все более очевидным, что возможности договориться с ЭТА не существует, а все демократические маневры вокруг этой проблемы лишь ведут к утрате веры в ее универсальные методы демократии. Получается, что Европа не сделала надлежащих выводов из того, что случилось позавчера в Нимесе, так как нападение на завод, где изготавливается оружие, — это не что иное, как акт терроризма на французской территории, который в очередной раз воочию доказывает, что эта террористическая группировка активно перевооружается и ни в коем случае не собирается отказываться от своих планов продолжения насилия.
Более того, тот факт, что похищение оружия произошло 24 октября, то есть буквально накануне неуместной дискуссии в Европейском парламенте, совершенно не повлиял на решение европарламентариев и доказывает, что Европарламент допускает еще большую ошибку, чем испанское правительство. Потому что она только подчеркнула нереалистический взгляд на реальную ситуацию вокруг этой террористической организации. Нельзя согласиться с тем, что Европа развернется против ЭТА в случае, если она опять начнет проводить свои теракты. Потому как Европа уже раньше выступала против ЭТА, и поэтому включила ее в список террористических организаций. Но проведение подобной дискуссии полностью нивелирует историческое завоевание испанского общества и европейского общественного мнения, которые определяют исключительно преступный характер деятельности этой террористической группировки. Образно говоря, вместо белого флага капитуляции получена возможность продолжения огня со стратегической высоты, которая осталась в руках террористов. Что еще можно было сделать для «благодеяния» террористам, которые, безусловно, не преминут возможностью использовать предоставленное им перемирие для перегруппировки своих рядов и накопления сил перед очередными террористическими актами.
Европейский парламент, к сожалению, «купился» на так называемый мирный процесс. Чем подтвердил возможность для ЭТА принять участие в политическом диалоге и использовать методы насилия, дабы добиваться того, что она требует от европейского сообщества. Сомнительность и алогичность подобного решения подтверждается фактическим делением пополам мнений европарламентариев по этому вопросу. Собственно, это очень тяжелый вызов для европейской демократии, поскольку ЭТА после подобного решения вполне может считать, что ее террористическая деятельность едва не получила легитимность и опору в стенах Европейского парламента. Таким образом, остается и в дальнейшем один сакраментальный вопрос — возможно ли вести успешный диалог под дулами пистолетов террористов?..
Выпуск газеты №:
№189, (2006)Section
День Планеты