Судьба испытывает тех, кто вознамерился идти к великой цели, но сильных духом не поймает никто, они со сжатыми руками упорно и смело идут к намеченной цели.
Екатерина Билокур, украинская художница, мастер народной декоративной живописи

Двойное гражданство: «за» и «против»,

или Зачем Украине создавать «почву для внешнего вмешательства»
26 января, 2010 - 19:41
ФОТО АЛЕКСЕЯ СОЛОДУНОВА

Еще летом Верховная Рада взялась за изучение двойного гражданства, которое годами распространялось в Украине, несмотря на то, что Конституция определяет единое гражданство. Законопроекты, принятые в первом чтении, устанавливают за укрывательство факта двойного гражданства наказание до пяти лет лишения свободы.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Как рассказывал один из разработчиков украинской Конституции Антон Бутейко, для введения единого гражданства было несколько оснований. После распада Союза и во время многочисленных вооруженных конфликтов в бывших республиках появились тысячи беженцев, в то же время, стремительно росла организованная преступность, а такой эмигрантский поток в Украину был нежелательным. Во-вторых, экономика быстро приходила в упадок, и обеспечивать социальные стандарты, установленные законодательством, становилось все сложнее даже для собственных граждан, поэтому массово предоставлять украинское гражданство претендентам из бывших советских республик было нецелесообразно. Наконец, авторы Основного Закона руководствовались еще и задачей уберечь украинскую нацию от «размывания» в результате предоставления гражданства лицам некоренного этноса.

Впрочем, и эта норма не оказалась исключением в последующем дерзком пренебрежении ее выполнением. Уже во второй половине 90-х оказалось, что двойным гражданством обзавелись и высокопоставленные должностные лица (экс-премьер Ефим Звягильский — израильским, а его коллега Павел Лазаренко — панамским), и олигархи, которым даже несколько паспортов не давали возможности въехать в те же США, считавшие их связанными с организованной преступностью (Вадим Рабинович). Как следствие, уже традиционная сцена в голливудских фильмах о «русской мафии»: «плохой парень», наладивший промышленный сбыт наркотиков или оружия, перебирает свою стопку паспортов экзотических стран, среди них и украинский.

А депутат Госдумы России Иосиф Кобзон рассказал, как получил украинский паспорт по милости президента Кучмы.

Ну и стоит вспомнить еще свежие словесные баталии вокруг паспортов депутата Давида Жвании и первой леди Екатерины Чумаченко-Ющенко...

В 2004 г., припоминаю, как черт из табакерки, вылез комедийный милицейский генерал, а потому любимец шоу Шустера, и не менее карикатурный законодатель (довел год назад экспертов до слез законопроектами борьбы против «продукции эротического и сексуального характера» и «антисемитистских действий» — (ей-богу, так и написал!) Геннадий Москаль, тогда еще глава Госкомнацмиграции, который категорично потребовал изменить Конституцию и разрешить двойное гражданство. Неизвестно, кто вложил тогда эту идею в генеральскую голову, но можно предположить, что таким образом был запущен пробный шар на зондирование реакции власти и общества.

Справедливости ради нужно заметить, что двойным, а то и тройным гражданством обзавелись и простые граждане. Но преимущественно по экономическим причинам. Так, на севере страны люди имеют и российское, и белорусское гражданство. Потому что выгода очевидна: ездить на заработки в Россию, лечиться — в Беларусь...

ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО — ОРУЖИЕ ТЕХ, КТО СИЛЬНЕЕ

Российская Федерация признает двойное гражданство в случае, если паспорт другого государства ее гражданин получил до 2002 г. И — внимание! — если этот гражданин постоянно проживает на территории другого государства (подобная норма существует в Греции, Швейцарии и других странах, которые некоторые не очень добросовестные авторы ставят в пример, мол, вот образец). Вот почему она так охотно раздавала паспорта и в сепаратистских регионах Грузии, и в Крыму. Накануне президентских выборов британское Би-Би-Си, кстати, посвятило этой проблеме репортаж из Крыма, поставив вопрос ребром: не воспользуется ли Россия предлогом «защиты своих граждан», как это было в Грузии, в случае конфликта в Крыму? Справедливости ради нужно заметить, что это не российское изобретение, а заимствование американского опыта, достаточно вспомнить вооруженную интервенцию и свержение правительства в Гренаде в 1983 г. под предлогом «защиты американских студентов». Но та же Россия молча утерлась, когда несколько лет назад тогдашний правитель Туркменистана Сапармурат Ниязов потребовал от этнических русских — туркменских граждан — избавиться от российского паспорта.

Румыния и не скрывает, что паспортизирует румынское население в Украине. Аргумент Бухареста — гражданство предоставляют потомкам тех, кто до 1940 года был румынским гражданином. Но понятно, что, несмотря на соглашения, Румыния продолжает считать некоторые украинские территории своими, хоть и потерянными, свидетельством чего являются и неоднократные недружественные заявления президента Басеску, которые украинские власти всегда старались не замечать. Хотя та же Румыния громко возмущалась, когда Венгрия в 90-х начала выдавать «карту венгра» этническим венграм в Румынии, мол, таким образом та усиливает сепаратистские настроения.

«Карточка венгра», понятно, обзавелись и украинские граждане венгерского происхождения (а уже появилась и «карточка поляка»). Ее можно считать эрзац-гражданством, поскольку она дает владельцу доступ к социальным благам, которыми пользуются граждане этой страны: образование, здравоохранение. Понятно, усиливает национальную идентичность и связь с исторической родиной. И даже, чего скрывать, взращивает большую лояльность к ней. Полтора года назад во время посещения Ужгорода венгерский президент Ласло Шойом заявил, что украинский язык в венгерскоязычных школах Закарпатья стоит изучать «по методике иностранного». Месяцем ранее подобное он объявил в Будапеште в присутствии Президента Виктора Ющенко. И этот саморекламирующийся творец «модерновой нации» промолчал...

Здесь нужно напомнить, что депутаты Румынии и Венгрии годами в Парламентской ассамблее Совета Европы пишут заявления о подпитке сепаратизма этнических меньшинств: что в школах этих меньшинств отсутствуют надписи на государственном языке, что на зданиях органов местной власти вывешивают флаги иностранного государства...

В Европе почти до конца 90-х было преимущественно негативное отношение к двойному гражданству. Страны, разрешавшие его, были, как правило, с колониальным прошлым, поэтому двойное гражданство для них — весомый рычаг влияния на бывшие колонии (Испания, Франция). Аргументы «против» известны. Прежде всего, как гражданин с двойным гражданством (бипатрид) будет решать, обязанности перед каким государством он будет исполнять. Еще одним весомым аргументом «против» двойного гражданства является то, что бипатризм позволяет легально избегать уголовного преследования преступникам «высокого сорта», которые выбирают «второй родиной» государства, не выдающие своих граждан. Свежий пример — Леонид Невзлин из пресловутого «Юкоса», которого в России заочно приговорили к пожизненному заключению за несколько заказных убийств, но Израиль его не выдает. Более того, недавно в составе израильской делегации он пожал руку Обаме в Белом доме!

Негатив относительно бипатризма, понятно, исчезал по мере укрепления Европейского Союза. Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. четко решила разве что вопрос исполнения воинской обязанности для бипатридов, но, по признанию юристов, обошла вопрос военной мобилизации в случае войны между двумя государствами. Хоть это и неактуально, ведь такая вероятность гипотетическая. Впрочем, вопрос доступа таких бипатридов к государственной службе, военным тайнам, наконец, криминальной ответственности по статье об измене родине определяют национальные законодательства.

Наконец, каждое государство, разрешающее двойное гражданство, неминуемо рассматривает вопрос двойной лояльности.

ДВОЙНАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ ХУЖЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

Адепты двойного гражданства кивают в сторону США, мол, самое могущественное государство такое разрешает и ничего. Это неправда. Деятели консервативного лагеря в последнее время мобилизовали значительную часть американцев против планов легализации нелегальных мигрантов (а таких там миллионы, шесть из десяти — мексиканцы). И настоящим шоком стали результаты опроса службы «Зогби Интернейшнл» прошлой осенью о том, что легализация побуждает других мексиканцев нелегально перебраться в США, а большинство потенциальных новых граждан США из числа мексиканцев намерены большую лояльность проявлять к Мексике. Правда, обсуждение, а тем более критика планов легализации не приветствуются — недавно за это уволили известного ведущего CNN Лу Доббса, обвиненного в «ксенофобии».

ВМЕСТО ВЫВОДОВ

Как можно убедиться, двойное гражданство не приводит автоматически к двойной лояльности. Понятно, что мотивы, которыми руководствуется, например, наш «заробитчанин», получая итальянское гражданство, полностью отличаются от намерений чиновника, скрывающего второе гражданство. И под стенания о личном патриотизме («Что-то он больно на патриотизм напирает, наверное, проворовался» — Салтыков-Щедрин). «Такая ситуация не может не тревожить Украину, потому что содержит угрозу для национальной безопасности государства, создает почву для внешнего вмешательства во внутренние дела Украины», — подчеркивалось в объяснительной записке к упомянутому в начале законопроекту о наказании за двойное гражданство. Правильные слова. Но ту «почву для внешнего вмешательства» создает, прежде всего, двойная лояльность. Ее носителей в США называют «ферстерами», то есть какое-то определенное государство является для них первым, а родное — полигон для служения тому первому. У нас, к примеру, такими «ферстерами» можно назвать и депутата, который в Москве просит назначить «куратора «российского проекта» в Украине из числа помощников президента РФ» (Вадим Колесниченко), и посла в Вашингтоне, который — так выглядит — исполняет роль «мальчика для поручений» (call-boy), чтобы ретранслировать в Киев пожелания Госдепа и указания израильского лобби.

Необходимыми мерами против «размывания» нации и государства, о чем заботились первые авторы Конституции, должны быть и действенные законы об «иностранных агентах» (такой, например, как в США, который требует от должностного лица или фирмы декларировать, задание чьего правительства он выполняет), и о лоббистской практике, и о деятельности организаций нацменьшинств и неправительственных организаций (под вывеской которых иногда прячется иностранное политическое лобби), и о финансировании из-за границы, в частности, на выборах.

Игорь СЛИСАРЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ