Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Эрдоган: ставка на 2019 год

Как повлияют на развитие отношений между Киевом и Анкарой и на саму Турцию результаты конституционного референдума
18 апреля, 18:56
ФОТО REUTERS

Результаты конституционного референдума относительно расширения полномочий президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, на котором большинство граждан страны (51,2%) проголосовали «за», вызвали неоднозначную реакцию в мире.

С одной стороны, Европейская Комиссия в своем заявлении призвала власти Турции искать «более широкий национальный консенсус» при проведении реформ. Президент Франции Франсуа Олланд, в частности, подчеркнул противоречивое отношение жителей Турции к запланированным реформам.

С другой стороны, президент США Дональд Трамп поздравил главу турецкого государства с победой на выборах и в то же время поблагодарил его за поддержку действий США в Сирии.

Между тем, ОБСЕ на основе данных независимых наблюдателей, отметила в своем отчете, что волеизъявление не отвечало стандартам Совета Европы. В данном документе также говорится о том, что избиратели не получили непредвзятую информацию об основных аспектах реформы. Кроме того, негативный эффект произвело ограничение основных свобод граждан и то, что во время кампании противники и сторонники поправок не получили равного доступа к СМИ и возможности агитировать.

Один из наблюдателей Совета Европы, член австрийского парламента Алев Корун заявил, что «есть подозрение, что до 2,5 млн. голосов моглы быть сфальсифицированы».

В свою очередь МИД Турции назвало отчет ОБСЕ и Совета Европы о проведении референдума об усилении президентских полномочий «неприемлемым» и заявило о предвзятости наблюдателей.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на митинге в Анкаре заявил, что его страна «не видит, не слышит и не признает политически мотивированные доклады» наблюдателей.

Довольно неожиданным для многих экспертов стало то, что большинство турецких граждан, проживающих в Европе, высказались в интересах поправок к конституции и расширения полномочий президента Турции. Например, в Бельгии «да» изменениям сказали 75% турецких избирателей, в Австрии — 73%, в Германии — 63%, в Нидерландах — 71%, во Франции — 65%, в Дании — 60%.

Анализируя результаты выборов, большинство наблюдателей и экспертов пришли к выводу, что Турция стала еще более разъединенной, чем когда-либо.

«День» обратился к исполнительному директору Центра ближневосточных исследований Игорю СЕМИВОЛОСУ с просьбой прокомментировать неожиданные для самих инициаторов референдума результаты и небольшой разрыв между сторонниками расширения полномочий и противниками, а также почему большинство турков в старых странах Европы проголосовали «за».

«РОСТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

— Результаты референдума в Турции можно назвать «пирровой победой» для Эрдогана. С одной стороны, он победил (я пропускаю все обвинения о фальсификациях, хотя здесь есть над чем поразмышлять), а с другой, он проиграл в ключевых крупных городах и для него это довольно серьезный сигнал, учитывая то, что до сих пор, по крайней мере предыдущие президентские выборы, он побеждал в первом туре. Результаты этого референдума говорят о том, что теперь это сделать ему будет намного сложнее.

Более того, выборы, которые состоятся в 2019 году, как минимум могут быть очень сложными для Турции, потому что цена вопроса выросла в разы. Если до этого должность президента не выглядела столь привлекательной, то очевидно, что в 2019 году это будет должность единоличного правителя, а значит, это автоматически повышает риск насильственных конфликтов вокруг этой должности и политический процесс может приобрести насильственные признаки.

Для Эрдогана, несмотря на то, что он получил то, чего хотел, на самом деле возникает серьезная проблема и вопрос: каким образом он сможет реализовать за эти два года обещания, с которыми шел на референдум, а именно обеспечить процветание турецкого народа, учитывая экономический кризис, продолжающуюся войну вокруг Турции, довольно сложную внутреннюю политическую ситуацию, войну с терроризмом. Я не вижу сейчас никаких сигналов о том, что Турция смогла выйти из кризисов, в которых она оказалась, в том числе вследствие политики Эрдогана.

Следовательно, складывается впечатление, что в действительности правящая партия и лично Эрдоган создали себе на 2019 год большие проблемы. Возможно, они хотели избежать или преодолеть то состояние неопределенности, в котором существовала Турция на протяжении последних лет, но мне кажется, что они предали этому состоянию еще больше неопределенности и еще больше подняли цену вопроса.

ПОЧЕМУ В СТАРЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ «ЗА» НА РЕФЕРЕНДУМЕ

— С одной стороны, конфликт между Эрдоганом и европейскими политиками, свидетелями которого мы были, значительное число турецких граждан, проживающих в Европе, воспринимали как личную измену, потому что Эрдогану удалось повернуть эту ситуацию таким образом.

Кроме этого, есть определенные сведения, которые сложно проверить эмпирическим путем, но значительное число людей, которые проживают в Европе и выехали на заработки, родом из тех провинций, которые в основном голосуют за.

К тому же, поскольку эти люди проживают не в Турции и напрямую результаты этого референдума не влияют на их жизнь, возможно, это дань традиции, рациональный расчет, который мы видели у людей, живущих в Турции, жителей крупных городов.

Что касается реакции турецкого лидера на критику ОБСЕ. Мы все были свидетелями того, как действовала Центральная избирательная комиссия, в том числе когда она соглашалась принимать конверты без печатей, изменяла правила игры во время игры. Конечно, ОБСЕ не могла делать другие выводы, кроме тех, которые она сделала. Эрдоган не готов принимать резкие замечания, очевидно, в расчете на то, что «собака лает, караван идет». Я думаю, что приблизительно так он себе представляет будущее, и он слишком много приложил усилий для того, чтобы победить на этом референдуме. Поэтому понятно, что он не будет обращать внимания или по крайней мере будет игнорировать эти критические замечания.

«ШАНСЫ НА ПОБЕДУ ЭРДОГАНА В 2019 ГОДУ ДОВОЛЬНО ВЕЛИКИ»

— Какой будет Турция через два года, не знаю, потому что многое будет зависеть от того, насколько Эрдогану удастся показать, что его идеи о единоличной власти принесли какой-то позитивный реальный результат в виде денег, развития бизнеса, экономического оживления и тому подобное.

Если будет продолжаться такая стагнация, то мне кажется, что Эрдогану сложнее будет объяснять своим избирателям свою позицию и выборы в итоге могут превратиться в очень серьезное столкновение. Проблема в том, что победитель получат все, и это значит, игра будет по-крупному.

Со стороны оппозиции и критиков Эрдогана я пока не вижу никакой фигуры, которая могла бы составить реальную альтернативу, и за два года, скорее всего, вряд ли такая фигура появится. Следовательно, шансы на победу Эрдогана в 2019 году довольно велики. Но если он не победит в первом туре, то в дальнейшем ситуация для Эрдогана будет лишь ухудшаться и его эра закончится намного раньше, чем говорят многие его сторонники и эксперты, мол, Эрдоган будет в Турции править до 2029 года.

«НАШИ ОТНОШЕНИЯ С ТУРЦИЕЙ ОСНОВЫВАЮТСЯ НА ДОВОЛЬНО СЕРЬЕЗНОМ ПРАГМАТИЗМЕ»

— Что касается Украины, то я считаю, что наши отношения с Турцией основываются на довольно серьезном прагматизме, у нас есть возможность больше внимания уделять экономическому бэкграунду, для нас важно экономическое развитие, мы традиционно не делаем комментариев относительно внутренних дел и, очевидно, сегодня Украина также не будет готова делать каких-либо заявлений.

Поскольку ключевым внешнеполитическим игроком остается Эрдоган, то, скорее всего, ничего не изменяется для нас.

КОММЕНТАРИЙ

«ОБ УГЛУБЛЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА»

Андрей СИБИГА, посол Украины в Турецкой Республике, Анкара:

— Проведением референдума 16 апреля в Турции завершилась политическая кампания относительно внесения изменений в Конституцию страны. Предварительно обнародованные результаты подсчета результатов голосования в ходе конституционного референдума в Турецкой Республике свидетельствуют о победе провластного проекта реформирования политической системы ТР (с результатом около 51,4% при явке около 85,3%, «против» проголосовало 48,6% избирателей). На обнародование окончательных официальных показателей законодательство ТР отводит до 10 дней.

Начинается практическая имплементация создания президентской модели управления, которая, как планируется, вступит в силу в ноябре 2019 года после выборов нового состава парламента и президента, что, согласно принятым изменениям, будет происходить в один день. После окончательной имплементации законопроекта предусматривается упразднить должность премьер-министра, передать президенту страны полномочия создавать и непосредственно руководить центральными органами исполнительной власти, Вооруженными силами, специальными службами и тому подобное.

Глава государства получит право оставаться членом политической партии. Количество депутатов парламента предполагается увеличить с 550 до 600, возрастной ценз для кандидатов уменьшается с 25 до 18 лет. Изменится также порядок формирования судебных органов. Парламентские и президентские выборы будут проводиться одновременно раз в пять лет. Учитывая продолжающуюся борьбу Турции против терроризма, в стране не было отменено действие чрезвычайного положения, которое продлено еще на три месяца, начиная с 19 апреля 2017 г. Уверен, что результаты референдума и имплементация конституционной реформы не отразятся на дальнейшем развитии стратегического партнерства между Украиной и Турцией. Уровень отношений между Киевом и Анкарой базируется как на понимании важности соблюдения базовых и ключевых принципов международного права, так и на многовековой истории взаимодействия наших народов.

Мы уважаем выбор турецкого народа. Верим, что перемены, которые будут происходить в Турции, будут способствовать дальнейшему развитию двустороннего стратегического партнерства между нашими государствами, а также укреплению Турции как демократического и процветающего государства в условиях ее важной роли в обеспечении региональной и глобальной стабильности. Кроме того, учитывая большое количество задач во взаимовыгодных сферах сотрудничества в повестке дня, поддержка территориальной целостности Украины и совместные усилия по деоккупации Крыма будут оставаться краеугольным камнем двустороннего партнерства с Турцией.

18 апреля состоялся телефонный разговор между президентами Украины и Турции, в ходе которого обсуждены последующие шаги с целью углубления стратегического партнерства между двумя государствами. Одним из таких шагов является подготовка и проведение в Киеве Шестого заседания Стратегического совета высокого уровня между Украиной и Турцией.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать