Есть ли предел у политического лицемерия,
или О евроинтеграторе Юлии ТимошенкоЗа последнее десятилетие в нашей стране появилось довольно много журналистов, исследователей или политиков, которые профессионально владеют вопросами международных отношений и выражают интересные, меткие, часто неординарные идеи или мнения. По крайней мере на страницах «Дня» или «Зеркала недели» постоянно можно найти интересные публикации, посвященные внешней политике Украины или отношениям с ЕС. Поэтому статьи или комментарии тех, кто владеет международной проблематикой на уровне заголовков «Украинской правды», не особо отвлекают от чрезвычайно напряженного в течение последнего года графика диалога, например, с ЕС. «У всякого своя доля», как писал Кобзарь, «і свій шлях широкий»: кто занимается евроинтеграцией, а кто — пиаром.
Вместе с тем не могу не отреагировать на размещенную в газете «Зеркало недели» статью Ю. Тимошенко «Back in the USSR? Вперед в Европу». Данная статья требует реакции. Она представляет собой не просто попытку поспекулировать в расчете на то, что текст прочитают те, кто не совсем разбирается в вопросах, которые затрагивает Тимошенко. Как человек, профессионально занимающийся отношениями Украины с ЕС начиная с 1997 года, могу утверждать: два года управления Тимошенко — это худший, в значительной мере катастрофический этап в отношениях с ЕС. Поэтому сейчас, наблюдая за тем, как бывший премьер пытается натянуть на себя майку лидера евроинтеграции и борца с Таможенным союзом, очень боюсь, что в результате, вместо дальнейшей активизации уже налаженной нормальной работы по приближению Украины к европейским нормам и стандартам мы получим евроинтеграцию как поле для ее пиар-деятельности.
В своей статье Ю.Тимошенко делает конструктивное заявление — обещает, что приложит все усилия для подписания соглашения об ассоциации и вообще, будет делать все для победы евроинтеграции. У каждого, кто занимается сотрудничеством с ЕС, это только вызывает улыбку.
Знаете, сколько голосов отдал БЮТ во время голосования Постановления Верховной Рады Украины о безвизовом режиме? Ни одного! Несмотря на то, что проект постановления был зарегистрирован одним из лидеров оппозиции Б. Тарасюком и является важным для рассмотрения законопроектов, необходимых для безвизового режима с ЕС как неотложных. Однако поддержал его не БЮТ, а... Партия регионов.
За ратификацию договора между Украиной и Европейским инвестиционным банком, по сути, являющимся банковской инвестиционной институцией ЕС с самыми дешевыми кредитами и огромными ресурсами, что позволило, наконец, открыть Постоянное представите,льство ЕИБ в Украине и начать ряд новых масштабных проектов —28 из более 120 депутатов БЮТ.
Крайне важные для введения безвизового режима законы о ратификации Конвенции Совета Европы о мероприятиях по противодействию торговле людьми и о ратификации Соглашения между Украиной и Европейским полицейским офисом о стратегическом сотрудничестве также поддержало менее половины фракции БЮТ.
Более того, могу сказать, что раньше, когда Тимошенко была на должности руководителя правительства, ее фракции вообще голосовать не было нужды — потому что правительство даже не тратило время для того, чтобы подавать законопроекты на рассмотрение в парламент.
Законопроект о рынке газа, который ввел европейские нормы регуляции этой жизненно важной отрасли и открыл дорогу для вступления в Энергетическое сообщество, или законодательство о защите персональных данных, принятие которого разблокировало работу над безвизовым диалогом с ЕС и совместным контролем границы с соседними странами, — эти и подобные вопросы в течение 2008 —2009 годов лежали ненужным балластом в ящиках правительства. Если бы оба законопроекта были проголосованы за время премьерства Ю.Тимошенко, то членство в Энергетическом сообществе или безвизовый План действий с ЕС мы имели бы еще два года назад, а сам безвизовый режим, возможно, уже сегодня был бы реалиями.
О законодательстве о госзакупках даже и не будем вспоминать. Ныне его критикуют, дорабатывают — но главное то, что соответствующий закон был немедленно принят нынешним правительством после начала его работы и составил основу для возобновления сотрудничества с ЕС и международными финансовыми институтами и наведения порядка в этой сфере. Тимошенко же раздавала средства на госзакупки в ручном режиме — кому хочу, тому и дам. У наших партнеров из ЕС от этой практики просто терялся дар речи.
Другой классический пример евроинтеграции а-ля Тимошенко — энергетика. Все, по-видимому, помнят кадры из Брюссельской инвестиционной конференции в марте 2009 года, когда Ющенко подает ручку Тимошенко, которая с очаровательной улыбкой подписывает декларацию по модернизации украинской газотранспортной системы.
Декларации подписаны, фотографии сделаны, заявления для прессы провозглашены. Однако проходит месяц-другой, а украинское правительство занимается всем, кроме выполнения своих обязательств. Еврокомиссия и международные финансовые институты все ждут, а никаких шагов украинское правительство так и не предпринимает. Только интересуется, когда будут обещанные миллиарды. ЕК отвечает — вы начните выполнять, а за нами задержки не будет. Однако, кроме слов, никаких действий со стороны тогдашнего нашего правительства. И очередные просьбы, а затем и циничные требования к ЕК «профинансировать общее счастье» — закупки российского газа в украинские ПГХ.
Экс-премьер и бывший вице-премьер по вопросам евроинтеграции Григорий Немыря даже приписывают себе заслугу вступления Украины в ВТО. Это, мягко говоря, преувеличение. Непростые и медленные переговоры по вступлению в ВТО велись больше десятилетия, и лишь в 2007 году правительство В.Януковича сделало решающий шаг в этом направлении. Все законопроекты, которые фактически составляли законодательную основу вступления в ВТО, были объединены в один пакет из более чем 20 законов, который благодаря лишь исключительно политической воле и настойчивости тогдашнего премьера Януковича был принят нашим парламентом.
О самой же ЗСТ, переговоры о которой начались во времена премьерства Тимошенко, даже нет смысла и вспоминать — как заявили в этом месяце на встрече с министром иностранных дел Украины его визави из ЕС, «лишь в настоящий момент мы увидели, что, наконец, переговоры действительно ведутся».
И так и всему спектру вопросов отношений с ЕС — Тимошенко говорила, обещала, тратила, а решать все придется нынешнему правительству.
В своей статье Ю. Тимошенко пишет о политическом дальтонизме. Она знает, о чем говорит. Особенно тогда, когда вспоминает в своей статье о «заключении заведомо неравноправных соглашений». Что может быть более неравноправным соглашением, чем заключенные Тимошенко катастрофические газовые контракты с РФ, которые напоминают колониальные соглашения двухсотлетней давности и просто поставили наше государство на колени?
Евроинтеграция может быть успешной лишь в том случае, если: а) это является консенсусным выбором общества, который поддерживается (в том числе и голосованиями в парламенте) ведущими политическими силами; б) этот выбор существует не только на словах, но и на деле.
В течение последнего года украинской стороной было сделано больше в отношениях с ЕС, чем за несколько предыдущих лет. Выполнение и так называемой «матрицы Фюле» (выполнено с опережением графика все краткосрочные и большинство среднесрочных мероприятий), и требований ЕС в энергетической или визовой сфере, возобновление полноценного политического и экспертного диалога и в рамках переговоров по соглашению об ассоциации, включая зону свободной торговли, и по всему исключительно широкому перечню вопросов двустороннего сотрудничества являются, безусловно, заслугой нынешнего правительства, что уже не единожды публично удостоверялось нашими друзьями с ЕС. Сегодня мы готовим общую с Еврокомиссией оценку выполнения Повестки дня ассоциации и, без сомнения, сможем констатировать действительно значительное продвижение Украины в выполнении конкретных обязательств в сфере евроинтеграции. Не впервые ли без иронии или раздраженности наши партнеры в ЕС вспоминают и статью 49 Договора о ЕС, которая открывает для европейских стран перспективу вступления в ЕС. В конструктивной и позитивной атмосфере обсуждаются все без исключения вопросы, которые волнуют и ЕС, и Украину. Мы чувствуем плечо партнера и убедили европейцев, что, наконец, они могут полагаться на Украину как на прогнозируемого и надежного партнера.
Мы имеем позитивную динамику европейской интеграции Украины. Крайне важно для успеха миссии возвращения нашей страны в семью европейских народов было бы избежание ею превращения евроинтеграции в поле внутриполитических боевых действий.
Существуют внутриполитические вопросы, по которым наши политики могут расходиться, но в диалоге с ЕС позиция ключевых политических сил должна быть единой: нам нужен безвизовый режим с ЕС, свободное передвижение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы между Украиной и ЕС, четкая перспектива вступления Украины в ЕС с соответствующими финансовыми ресурсами и механизмами помощи. Это выгодно всем гражданам страны, это нас объединяет. А реальные действия политиков и политических сил, а не их слова, должны быть единственным мерилом, по которому граждане должны определять, кто же действительно приближает нашу страну к ЕС.
P.S.: Статья отображает исключительно личную точку зрения автора.
Выпуск газеты №:
№79, (2011)Section
День Планеты