Истина — пробный камень самой себе и лжи.
Бенедикт Спиноза, нидерландский философ, ученый, политический и религиозный мыслитель

«Евросоюз — не клуб христианских держав»

Эксклюзивное интервью с послом Турции в Украине Альпом Караосманоглу по поводу 75-летия провозглашения Турецкой Республики
29 октября, 1998 - 00:00

— Трудно точно определить товарооборот «челночной» торговли между Турцией и Украиной. В предыдущих отчетах указывалась цифра от $4 до 5 тысяч на одного торговца-«челнока». Число украинцев, которые посетили Турцию в 1996 и 1997 годах, составляло соответственно 400 тыс. и 300 тыс. В первом полугодии 1998 года эта цифра опять снизилась — до 77 тыс. Нужно также принять во внимание увеличение числа украинцев, которые посещают Турцию только с целью туризма. Таким образом, какими бы ни были цифры, «туризм» такого рода сокращается, а в то же время дефицит торговли Турции с Украиной увеличивается.

Двусторонняя торговля между нашими странами имеет возможность развиваться в нормальном направлении. Например, если будут снижены украинские тарифы и ликвидированы нетарифные барьеры, такая неучтенная торговля будет и в дальнейшем сокращаться и даже исчезнет, а ее место займут нормальные торговые отношения.

Начиная с июня этого года, правительство Украины приняло комплекс мер, направленных на уничтожение «челночной» торговли. Например, у Российской Федерации другая точка зрения. Складывается впечатление, что снижение покупательной способности людей, вызванное финансовым и экономическим кризисом, действительно подтолкнуло российские власти упростить режим «челночной» торговли.

С другой стороны, можно также поставить вопрос, была бы возможность достичь такого же результата путем создания новых рабочих мест, если бы деньги, которые вкладываются в «челночную» торговлю, инвестировались бы в украинскую экономику как фиксированный капитал. В любом случае, по моему мнению, «челночная» торговля должна рассматриваться как характерный признак переходной экономики.

— Все чаще высказывается мнение, что Турция выдвигается на роль региональной сверхдержавы. Анкару считают одним из ведущих членов Черноморского экономического сотрудничества. Какие стратегические задачи ставит перед собой Турция в этом регионе?

— Турция придает исключительное значение упрочению мира и стабильности в Евро-Атлантическом регионе, и, в частности, в субрегионах, с которыми она граничит.

После Вьетнама, за исключением войн на Фолклендах и в Центральной и Южной Африке, Турция по своему географическому положению была в непосредственной близости к местам, где проходили почти все вооруженные конфликты и политические кризисы, которые вызвали большую обеспокоенность в мире. Эти конфликты или кризисы, которые возникают у турецких границ или у границ ее соседей, сейчас или еще продолжаются, или переживают болезненный мирный процесс. Вспомните только войну между Ираном и Ираком, войну в Персидском заливе, Нагорный Карабах, Абхазию, Южную Осетию, Боснию, Албанию, Афганистан и Косово. Будучи одновременно балканской, ближневосточной, кавказской, средиземноморской и черноморской страной, Турция придает большое значение фактору стабильности и баланса в этом сложном регионе.

— А как дела с вступлением в Евросоюз?

— Это остается одним из наших внешнеполитических приоритетов. Еще в 1963 г. наша страна одновременно с Грецией впервые обратилась с заявлением о вступлении. Но мы тогда не считали себя готовыми к полноценному членству. Это была ошибка. В 1987 г. мы подали заявку на полноправное членство и до сих пор ждем положительного ответа. На нашем пути в ЕС есть несколько препятствий. Это и особая позиция Греции, и представление кое-кого в Европе о ЕС как о «христианском клубе». Ведь 65 миллионов турков-мусульман могут изменить этническую картину Союза. ЕС хотел бы видеть нашу страну более демократической. Но ведь наше геополитическое положение не совсем такое, как у Швейцарии. Впрочем, мы верим, что вопрос будет решен. Ведь мы нужны Европе не меньше, чем Европа нам.

— Украина и Турция является составляющими древнего евразиатского Великого шелкового пути, который ныне возрождается. Особое внимание обе страны уделяют проектам транзита через свои территории каспийской и ближневосточной нефти в Западную Европу. Но, к сожалению, далее предварительных переговоров дело до сих пор не продвинулось. Как вы оцениваете перспективу проекта строительства нефтепровода Джейхан —Самсун с дальнейшей перевозкой нефти по Черному морю в Одессу? Какие новые проекты появились в этой области в последнее время?

— Именно Украина предложила построить нефтепровод между Джейханом и Самсуном для транспортировки нефти из Ближнего Востока в Украину. Соглашение по этому вопросу было подписано в июне 1997 года. Турецкая сторона завершила процесс его ратификации в августе 1997 года, а Верховная Рада ратифицировала соглашение в декабре 1997 года, но изъяла важнейшее условие по обязательству Украины транспортировать этим нефтепроводом нефть в объемах не меньше 25 миллионов тонн в год. Сейчас у нас два различных ратифицированных текста. Несмотря на такую ситуацию, недавно были возобновлены переговоры между компетентными фирмами обеих стран.

Что касается каспийской нефти, Турция, как и Украина, считает, что для транспортировки этой нефти на мировые рынки целесообразно, даже необходимо, использование не одного, а многих трубопроводов. Однако на начальном этапе нельзя полностью использовать нефтяные резервы Каспийского моря, а из-за падения цен на нефть создание ряда систем нефтепроводов будет нелегкой задачей. Но спустя некоторое время, когда добыча каспийской нефти вырастет, система с многими нефтепроводами станет необходимой для ее транспортировки на мировые рынки. Перевозка нефти танкерами в Одессу, а потом в Европу может быть одним из таких путей. Что касается основного маршрута экспорта, по которому вскоре должно быть принято окончательное решение, у Турции есть свой собственный проект: каспийско-средиземноморский нефтепровод Баку — Джейхан.

— Анкара и в дальнейшем будет настаивать на запрете прохождения крупных нефтеналивных танкеров через Босфор и Дарданеллы?

— Основной вопрос — не в запрете. Мы говорим, что просто будет невозможно перевезти 120-150 миллионов тонн каспийской нефти через проливы в условиях узких водных путей, которые по причинам безопасности не могут использоваться для прохождения больших судов, на которых перевозится опасный груз. В предыдущие годы в Босфоре случались серьезные аварии.

Озабоченные этим, мы недавно начали процесс присоединения к «Конвенции по гражданской ответственности», которая требует, чтобы владельцы судов брали на себя финансовую ответственность по компенсации ущерба, нанесенного разливом нефти.

— Недавно в Турции начались антидемпинговые процессы против украинских экспортеров чугуна и стали. Каковы конкретные обвинения против украинских металлургов? Ведутся ли поиски решения этой проблемы на межправительственном уровне?

— После антидемпингового расследования, проведенного согласно нормам турецкого Закона о недопущении нечестной конкуренции при импорте, было признано, что полуфабрикаты из железа и нелегированной стали экспортировались из Украины на турецкие рынки по ценам, которые нарушают антидемпинговые правила. После этого в 1995 году было принято решение ввести на 5-летний период антидемпинговый налог в $17 на каждую тонну сомнительной украинской продукции.

Несмотря на это и на все трудности, которые сейчас переживают мировые и турецкие рынки железа и стали, Турция продолжает оставаться основным импортером украинской металлопродукции.

— В прошлом году из Турции выслали 128 украинских проституток. Но это, безусловно, только верхушка айсберга. Каким образом Анкара борется с этим злом, принимаются ли какие-то совместные меры с украинской стороной?

— К сожалению, в течение последних десяти лет почти во всех европейских странах торговля женщинами приобрела беспрецедентные масштабы. Для борьбы с этим злом между турецкими и украинскими властями устанавливаются разнообразные контакты, а между полицейскими силами двух стран — отношения сотрудничества. Делегация, возглавляемая руководителем стамбульской полиции, летом в этом году посетила Киев, где среди других вопросов реч шла и об организованной преступности. Мы убеждены, что когда начнет работать Совместная Комиссия, предусмотренная подписанным в 1994 году Соглашением между Турцией и Украиной о сотрудничестве по борьбе против организованной преступности, можно будет вести эффективную борьбу против таких преступлений. Мы все время призываем, чтобы Совместная Комиссия начала работать как можно быстрее.

С другой стороны, положение, которое предусматривает совместные действия по недопущению торговли женщинами, также было включено в Соглашение о Черноморском Экономическом Сотрудничестве и было подписано министрами внутренних дел стран-участниц в Корфу в начале октября.

Кроме этого, между Турцией, Болгарией и Румынией существует трехстороннее соглашение о сотрудничестве по борьбе против организованной преступности, и Украина выразила свою заинтересованность в присоединении к ней.

В то же время хотел бы отметить, что кроме полицейских мер, страны должны принимать во внимание социально-экономический подход к проблеме с целью искоренения ее причины.

Беседу вел Олекса ПИДЛУЦКИЙ, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments