Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Французи дали урок нацфронту»

Эксперты «Дня» — о сенсационном поражении крайне правой партии на местных выборах
14 декабря, 19:32
ФОТО REUTERS

Во время второго тура местных выборов во Франции произошла сенсация. Национальный фронт Марин Ле Пен, который во время первого тура лидировал в шести из 13 регионов, потерпел поражение. За эту крайнее правую политическую силу, имеющую симпатии к российскому президенту Владимиру Путину, проголосовали почти 28% избирателей, что обеспечило ей лишь третье место. Первое и второе заняли партия «Республиканцы» во главе с экс-президентом страны Николя Саркози и Социалистическая партия, набрав соответственно 40,63% и 29,14% голосов избирателей. И что самое главное, Национальный фронт не получил большинства ни в одном из 13 регионов. Более того, именно в регионе Нор Па де Кале/Пикардия, где выдвигалась Марин Ле Пен, победу одержал кандидат от Республиканской партии Ксавье Бертран. «Французы дали урок. История запомнит, что именно здесь мы остановили продвижение Национального фронта», — цитирует его слова Би-Би-Си.

Сама Марин Ле Пен признала поражение, заметив при этом, что Национальный фронт смог утроить количество своих представителей в региональных парламентах и станет главной оппозиционной силой. «Нас ничего не остановит», — заявила она.

«День» обратился к украинскому и французскому экспертам с просьбой прокомментировать результаты выборов во Франции.

«ВО ФРАНЦИИ НА СМЕНУ ДВУХПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЕ ПРИХОДИТ ТРЕХПАРТИЙНАЯ»

Олег ШАМШУР, посол Украины во Франции, Париж:

— Результаты выборов в советы 13-ти регионов Франции, бесспорно, будут иметь серьезное влияние на внутриполитическую ситуацию в этой стране. Это было последнее испытание сил основных политических партий перед президентскими выборами, которые должны состояться весной 2017 года. В семи регионах победили правые «Республиканцы» Николя Саркози, в пяти — социалисты, а на Корсике большинство за партией местных автономистов. Результат «Республиканцев» оказался значительно меньшим по сравнению с прогнозами экспертов, а социалистам удалось избежать сокрушительного поражения. Это стало одним из основных сюрпризов выборов, что может ослабить позиции Саркози, включая усиление конкуренции внутри его партии.

Однако главная интрига выборов была связана с Национальным фронтом. Крайние правые не смогли возглавить ни один из региональных советов по итогам второго тура голосования (оно проходило по мажоритарному принципу), но в первом туре они одержали победу в шести регионах и набрали около 30% голосов в национальном масштабе, обойдя традиционных правых и социалистов. Фронтисты существенно расширили свою электоральную базу даже по сравнению с успешными для них выборами на уровне департаментов (март прошлого года). Количество представителей Национального фронта в региональных парламентах также увеличилось — втрое.

Таким образом, можно констатировать, что во Франции на смену, по сути, двухпартийной системе приходит трехпартийная — при участии правых радикалов. На взгляд многих местных аналитиков, выход Марин Ле Пен во второй тур выборов президента Франции в 2017 году кажется вполне вероятным. Вместе с тем, исходя из данных социологических опросов, она проигрывает всем своим наиболее вероятным соперникам.

Вряд ли можно говорить о прямом влиянии результатов региональных выборов на внешнюю политику Франции, хотя усиление позиций Национального фронта, к сожалению, свидетельствует о том, что его обскурантистские, антиевропейские и шовинистические постулаты находят отклик среди определенной части французского общества. Не забудем также, что именно французские правые радикалы активно поддерживают агрессивную политику путинской России относительно Украины.

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ ПОЛУЧАЕТ МОЩНОЕ ПРИСУТСТВИЕ ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ РЕГИОНАХ»

Галя АКЕРМАН, директор русского бюро журнала Politique Internationale, Париж:

— Во-первых, социалисты отказались участвовать в выборах во втором туре в двух регионах, где наиболее вероятной была победа Национального фронта. И они призвали своих избирателей голосовать за кандидатов «республиканцев». И тем самым социалисты, отказавшись от избрания региональных советников, переломили ситуацию в тех двух регионах, которые с большой вероятностью могли перейти в руки нацфронта.

 Во-вторых, уровень голосования в минувшее воскресенье быль выше, чем в первом туре. Это объясняется мобилизацией части людей, которые не пришли на голосование в первом туре. В тоже время весь электорат, который желал победы Национального фронта, пришел на выборы неделю назад. Другими словами, их резерв был исчерпан в первом туре. Тем временем, у правых и левых оставался дополнительный резерв, в виде людей, которые не пришли на первый тур, а приняли участие в голосовании во втором туре.

Это правда, что Марин Ле Пен «не остановится» на достигнутом. Несмотря на большую поддержку населения, нацфронт почти не представлен в Национальном собрании, Это связано с особенностями электоральной системы Франции. А теперь «Национальный фронт» получает мощное присутствие практически во всех регионах.  Разумеется, не исключен вариант, при котором Марин Ле Пен может занять президентское кресло. Хотя, я думаю, что в 2017 году этого не произойдет, потому что ее поддерживает только 30%, а остальная часть населения — 70% — не является сторонниками Национального фронта. Поэтому, возможно, она пройдет во второй тур и потом останется при своих 30%, больше 50% не наберет.

Если экономическая ситуация не улучшится, а скорее всего так и будет, и особенно, если будут новые теракты, совершенно не исключено, что рост влияния Марин Ле Пен будет продолжаться.

Что касается влияния СМИ на результаты выборов. В целом, медиа не были благоприятно настроены к Национальному фронту. Впрочем, люди сейчас в основном смотрят телевидение. И по сравнению с пишущими СМИ, соцсетями, реакция телевидения была нейтральной. Представителями нацфронта давали возможность выступать и какого-то враждебного отношения к ним, я лично не наблюдала. Возможно, медиа сыграли какую-то роль, но не думаю, что она была решающей. Главное то, что, несмотря на рост популярности партии, Марин Ле Пен не вышла еще на те рубежи, которые позволяют ей взять власть.

А если сравнить позицию «республиканцев» во внешней политике и  по отношению к России, то партия Саркози очень близка к Национальному фронту. Если президентские выборы выиграют «республиканцы», что это немножко лучше для сохранения Европы, потому они не занимают такие антиевропейские позиции, чем нацфронт. Но отношения этих обеих политических сил к России почти одинаково плохо для Украины.

Тем, кого интересует внешняя политика, и кто понимает, какая опасность сегодня исходит из России, я считаю, что на президентских выборах надо голосовать за социалистов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать