Генрик ЛАКС: Я разочарован тем, что лидеры ЕС не дали Украине четкого сигнала...

Член Европейского парламента Генрик Лакс побывал на днях в Украине во главе финской делегации, состоящей из 17 лиц. В ходе визита делегация осведомлялась о текущей ситуацией в Украине. Какое место должна занимать Украина в Европе? Какой сигнал должен прозвучать со стороны Евросоюза в ответ на евроинтеграционные устремления Киева? Как может повлиять на перспективу членства Украины в ЕС разрешение политического кризиса? Какую роль в этом может сыграть Европарламент? Об этом — в эксклюзивном интервью «Дню» финского европарламентария.
«РАЗВИТИЕ УКРАИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНЫМ ДЛЯ ВСЕЙ ЕВРОПЫ»
— Скажите, вы специально рассчитали, чтобы приехать в Украину в разгар политического кризиса?
— Это просто стечение обстоятельств. Я планировал этот визит год назад. Как член Европейского парламента я могу способствовать выделению средств на различные проекты. Поэтому я решил организовать поездку группы экспертов по различным сферам жизни финского общества, чтобы они собственными глазами увидели, что Украина является важной частью Европы и европейской культуры. Узнав больше об Украине, они смогут понять, что ее развитие является чрезвычайно важным для всей Европы, а также для будущей стабильности и мира в этом регионе. Именно в таком ракурсе я думал об организации этого визита. И поэтому это полная случайность, что мы нанесли визит в разгар политического кризиса. Но это дает нам возможность получить информацию непосредственно на месте.
— И каково ваше впечатление о кризисе?
— Я знаю, что непросто изменить социальную систему в хорошо работающей демократии. На это требуется немало времени. То, что мы видим здесь — очень важно, чтобы в Украине было внедрено четкое законодательство. В частности, в Конституции должна быть четко прописана ответственность различных институций: Президента, правительства, парламента и Конституционного Суда. Но этого нельзя сделать без демократического процесса. И мы видим, как сложно это сделать. Поэтому мое основное пожелание заключается в том, что на украинских политиках лежит очень большая ответственность не только перед своим народом за будущее Украины, но в то же время, за стабильность и мир во всей Европе.
«В ИНТЕРЕСАХ ВСЕХ СОСЕДЕЙ УКРАИНЫ — ПРОДОЛЖЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РЕФОРМ...»
— Повлияет ли, и как именно, на перспективу членства Украины в ЕС способ разрешения этого конфликта?
— Как я уже отмечал, это в интересах всех соседей Украины, чтобы мирный демократический процесс реформ в вашей стране продолжался. Если этого не будет, то будет много проблем, в первую очередь, для украинцев, а во вторую — для соседей. У Европейского Союза как была большая миссия, так он и продолжает ее выполнять, пытаясь усилить стабильность по соседству. ЕС должен предложить поддержку украинцам, чтобы они могли построить общество, которое базируется на верховенстве права, беспристрастной судебной системе, являющейся предпосылкой функциональной демократии и рыночной экономики. По моему мнению, во всех этих вопросах ЕС должен предоставить четкую поддержку. Я разочарован тем, что лидеры Евросоюза не дали четкого сигнала Украине, что у нее также будет возможность когда-то в будущем присоединиться к ЕС. Такой сигнал послужит чрезвычайно важным стимулом для поддержки реформ в Украине. Известно, что в интересах Евросоюза, чтобы гармония, демократия и процесс реформ могли продолжаться. И абсолютно очевидно, если этот процесс не будет продолжаться, то членство Украины в ЕС невозможно. Но понятно, это должно быть решением украинцев и их политиков. Со своей стороны Евросоюз должен предложить перспективу, а также быть честным и сказать, что в ЕС сейчас происходит конституционный кризис. ЕС сам должен реформировать конституционный договор. Сообщество выросло сегодня до 27 членов, а институционные и конституционные рамки не соответствуют этому составу. Поэтому мы в ЕС требуем больших реформ, прежде чем сможем принять новых членов. Это касается и Турции, которая не может стать членом при существующих институционных и конституционных рамках ЕС. Но реформироваться Евросоюз должен таким образом, чтобы предложить перспективу Украине. В этом я твердо убежден.
Я лично отвечаю за визовую политику ЕС и являюсь докладчиком парламента относительно глубокой реформы визового законодательства в рамках Шенгенской зоны. Я надеюсь, что эта реформа будет принята до конца полномочий нынешнего Европарламента, срок действия которого истекает в 2009 году. Мои амбиции в этом вопросе заключаются в том, чтобы создать более гибкую визовую политику, которая будет способствовать трансграничной деятельности, особенно с нашими соседями. Украина находится на ключевой позиции, занимая стратегически важное положение в развитии всей Европы. Если Украина будет способна выполнить демократические реформы всего общества, то это станет очень хорошим примером для многих других стран, и особенно полезным для России. Я понимаю, что украинцы хотят получить безвизовый режим. Но для этого потребуется разнообразные реформы государственной администрации, внедрение более эффективного пограничного контроля, что в свою очередь потребует четкого институционного регулирования ответственности разнообразных институтов: Президента, правительства, парламента и Конституционного суда, а также многих других реформ, призванных поддерживать рыночную экономику. Это будет означать адаптацию к законам и правилам, превалирующим в ЕС. Я не вижу причин, вследствие которых это было бы невозможным. В любом случае реформы нужны, ЕС может оказать свою поддержку. А именно, сильная поддержка может стать сигналом того, что существует возможность членства.
«СРЕДИ СТРАН-УЧРЕДИТЕЛЕЙ ЕС РАСТЕТ ОСОЗНАНИЕ ВАЖНОСТИ УКРАИНЫ...»
— Можете ли вы сказать, что все финские европарламентарии поддерживают перспективу членства Украины в ЕС?
— По моему убеждению, это не совсем так. Однако я знаю, что некоторые коллеги думают подобным образом. В общем, я могу сказать, что симпатия, что касается украинской перспективы, является наибольшей среди новых членов ЕС. Я думаю, что одними из ваших самых лучших адвокатов являются Польша и прибалтийские страны. Все они очень заинтересованы в том, чтобы перспективу членства получила Украина, а также Грузия. Тем временем, среди стран-учредителей ЕС растет осознание важности Украины. Еще несколько лет назад многие коллеги из стран-учредителей ЕС даже не понимали, почему отношения с Россией являются важными. Сегодня они это уже понимают. И, фактически, вследствие газового кризиса Украина стала объектом их внимания. Поэтому и в ЕС происходит процесс ознакомления с Украиной. Миссия возглавляемой мной делегации заключается в том, чтобы способствовать процессу ознакомления с Украиной внутри Евросоюза. Я хочу распространить эти мысли в Финляндии, чтобы финское правительство следовало такой же линии в Совете ЕС.
— А какую роль в поддержке украинской перспективы может сыграть Европейский парламент?
— У этого органа очень важная роль. В первую очередь, это политический форум, на котором обсуждаются и получают одобрения политические цели. А это значит давление на страны-члены ЕС и их правительства, что очень важно. В любом случае ЕС может принять новых членов при согласии парламентов. Поэтому Европарламент играет существенную роль. Он, в частности, причастен к тому, чтобы обеспечить процесс и формулировать мандат на начало переговоров с Украиной.
«... ОТ УКРАИНЫ ОЖИДАЮТ РЕФОРМ»
— Что, по вашему мнению, должны сделать все ветви украинской власти, чтобы убедить старых членов ЕС предоставить перспективу членства?
— Значительная часть внимания ЕС сосредоточена на поставке энергетических носителей. И в этом отношении Украина очень важна для ЕС. Сегодня значительная часть газа и нефти из России в ЕС проходит через Украину. Как вам известно, также обсуждаются вопросы о строительстве новых нефте- и газопроводов. Это является очень важным фактором. Но, в первую очередь, от Украины ожидают реформ. Если она сможет реформировать свою экономику, то это будет значить улучшение условий жизни для украинцев, большую стабильность в Украине, что влечет за собой большую стабильность в регионе. Все это очень важно для Украины, ее соседей, и является предпосылкой экономического сотрудничества с ЕС. Поэтому без стабильности и мира не будет высших стандартов. А это то, чего заслуживают люди.
— Кстати, как вы относитесь к утверждениям украинской правящей коалиции, что Украине необходима стабильность, и поэтому нет надобности в проведении выборов? Действительно, может ли таиться угроза в досрочных выборах для демократии и будущего Украины?
— Очень тяжело для постороннего наблюдателя судить о том, что Украина должна делать. Но хочу отметить, что на украинских политиков возложена большая ответственность перед собственным народом и обеспечением стабильности во всей Европе. Я надеюсь, что они возложат на себя эту ответственность, иначе Украина не будет развиваться. Если украинские политики не в состоянии обеспечить стабильности внутри Украины, то кто-то другой воспользуется этим. Речь идет о защите собственного права принимать решения, которые иногда могут быть сложными. Следовательно, такие решения должны принимать сами украинцы. Они не должны бояться и при случае изменять решения, если они оказались несоответствующими. Именно поэтому нужен демократический процесс. Политики должны объяснить людям, почему они принимают решения. Люди поймут, если политики захотят изменить решения, оказавшиеся ошибочными. Это главная идея демократии, обеспечивающая стабильность. Конечно, вызывает тревогу наличие ситуации, имеющей глухой угол. Потому что это дает возможность внешним силам занять плацдарм для воплощения интересов, которые точно не соответствуют интересам самой Украины. Другие будут пытаться воспользоваться тем, что Украина не в состоянии справиться с внутренними политическими проблемами.
«НЕЛЬЗЯ УСВОИТЬ И ПЕРЕНЯТЬ ЦЕННОСТИ ЗА ОДНУ НОЧЬ»
— Сейчас в Украине ведется много споров относительно отмены императивного мандата, прописанного в Конституции и не соответствующего европейским ценностям. Как вы думаете, готова ли Украина перенимать все европейские ценности, учитывая особенно то, что многие депутаты после прохождения в Верховную Раду по спискам одной партийной фракции, перешли в другую?
— Я считаю, что Украина может развиваться в соответствии с европейскими ценностями, получая при этом помощь и поддержку со стороны ЕС. Несомненно, нельзя усвоить и перенять ценности за одну ночь. Но, по моему мнению, нет ничего такого, что свидетельствовало бы о несостоятельности Украины сделать это. Я думаю, что оранжевая революция была выдающимся шагом в этом направлении. И я надеюсь, что украинские политики не изувечат достижений оранжевой революции. Вместе с тем, есть и другие соседи ЕС, которые не рады результатам демократии, которые были достигнуты или созданы оранжевой революцией.
«ПАРЛАМЕНТАРИИ ДОЛЖНЫ ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМИ УБЕЖДЕНИЯМИ...»
— Вы, по-видимому, знаете, что причиной этого кризиса была попытка правящей коалиции любым способом обеспечить конституционное большинство за счет депутатов из других фракций...
— Бесспорно, это не соответствует любым демократическим ценностям, если одна фракция переманивает депутатов из другой. Парламентарии должны действовать в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Они ни в коем случае не должны идти на компромисс со своими ценностями и убеждениями. Если такое имеет место, тогда они не являются настоящими парламентариями. С институционной точки зрения чрезвычайно важно, чтобы экономические отношения каждого простого парламентария были открыты для людей. Это неправильный путь, если парламентарии делают что-то за деньги. Поэтому законодательство должно гарантировать, чтобы все экономические поступления и активы парламентариев были публичными. Это является абсолютной предпосылкой, потому что парламентарии для того и избираются, чтобы защищать права своего народа в соответствии с их убеждениями, высказанными во время избирательной кампании. Если они следуют своим обещаниям, тогда люди их не будут переизбирать. Но, несомненно, вопрос не может обстоять так, чтобы кто-то вне или даже внутри парламента платил парламентариям, чтобы они поступали определенным образом и присоединялись к определенным партиям.
— Из ваших слов следует понимать, что Президент Украины был прав, когда пытался прекратить переход депутатов из фракции во фракцию при помощи досрочных парламентских выборов?
— Я думаю, что это очевидно. Любой, желающий защитить демократию, действовал бы подобным образом.
— Может ли в финском парламенте возникнуть ситуация, подобная той, которая происходила в Верховной Раде Украины, а именно — массового перехода депутатов?
— Этот абсолютно гипотетический вопрос. В нашем парламенте депутаты декларируют все свои доходы и финансовые обязательства. Кроме того, пресса очень активно следит за тем, как кандидат финансирует свою кампанию. Вся эта информация доступна для публики. В условиях зрелой демократии вы не сможете купить парламентария.
Одно из условий функциональной демократии, общества, которое базируется на верховенстве права, заключается в том, что судьи являются достаточно независимыми. Существует много законодательных мероприятий, обеспечивающих две главные вещи. Во-первых, это то, как назначаются судьи. Это максимально, насколько это возможно, неполитический процесс. И судьи назначаются по заслугам и должны быть хорошо оплачиваемыми, чтобы их никто не мог подкупить. Кроме этого, их мандат не может быть отозванным, чтобы никто посторонний не мог оказывать на них давление. Это три фундаментальных элемента, которые должны гарантировать дееспособность законодательства. Без этого существует риск, что суд не может быть независимым и подвергаться давлению внешней силы. Что касается ситуации в Украине, то главным образом мы можем говорить о проблемах, которые должны решаться политиками, которые не должны прятаться за Конституционный Суд. Они должны принять решение, а не просить судей решить проблему, которую политики не желают, или неспособны решить сами. Здесь ответственность должны брать на себя политики.
«В ЕС ПОНИМАЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ ГОВОРИТЬ С РОССИЕЙ В УНИСОН»
— Вы упомянули о внешних силах, но не назвали их конкретно. По вашему мнению, может ли ЕС эффективно вести отношения и говорить в унисон с Россией?
— Это очень сложный вопрос, принимая во внимание развитие событий в России. В данное время режим Путина проводит очень агрессивную внешнюю политику. Со своей стороны, ЕС не смог сформулировать четкую и последовательную политику относительно России. Вместе с тем в ЕС существует осознание необходимости говорить в один голос с Россией. Это осознание растет. Например, на саммите в Самаре несколько недель назад впервые ЕС и его лидеры поняли, что они должны говорить в унисон. Но непонятно, что собирается делать Россия. Очевидно, она хочет получить экономическую выгоду. Президент Клинтон, находясь с визитом два года назад в Финляндии, выразил надежду, что российские лидеры будут определять величие России в условиях XXI, а не XIX века. У меня сложилось впечатление, что российские лидеры больше пекутся о власти и деньгах. Они на самом деле не поняли, что живут в мире, где все являются взаимозависимыми. Они до сих пор, во всяком случае официально, не признали, что Россия также ощущает большую потребность в западных ноу-хау и технологиях, чтобы решить некоторые из самых сложных проблем, существующих в их обществе. Наступит день, когда им придется признать это. Но в данный момент нет признаков того, что они готовы сделать это. С другой стороны, они мечтают категориями XIX века о восстановлении империалистического государства, которое не имеет ничего общего с реалиями нынешнего века. Как это разрешить — большая проблема для Европейского Союза. Украина является частицей всего этого, так как является очень важным государством как для России, так и для ЕС.
Выпуск газеты №:
№88, (2007)Section
День Планеты