Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Голубые каски» для травмированного Донбасса

или Какая миротворческая миссия нужна Украине? Взгляд международных экспертов
17 октября, 18:41
ФОТО РЕЙТЕР

Публичная дискуссия «Какая миротворческая миссия нужна Украине?», которую организовал Центр «Новая Европа» в Украинском кризисном медиацентре, вызвала огромный интерес. Зал медиацентра был переполнен экспертами и журналистами, что здесь случается нечасто. И объясняется такой интерес двумя обстоятельствами: важностью этой темы для нашей страны, которая ищет все возможности, чтобы как можно быстрее реинтегрировать оккупированные территории на востоке Украины в результате  российской агрессии и участием в дискуссии ведущего эксперта Центра международного сотрудничества Нью-Йоркского университета, автора доклада «Может ли Организация Объединенных Наций объединить Украину?» (The Hudson Institute) для Мюнхенской конференции безопасности Ричарда Гована и нидерландского дипломата, бывшего Специального координатора ООН по мирному процессу на Ближнем Востоке, автора нового доклада о миротворческой миссии ООН на Донбассе под названием «Голубые каски на Донбассе», который был впервые представлен на презентации в Киеве, Роберт Серри.

«ЭТО ДЕЛО КОМПРОМИССА»

В своем выступлении господин Гован рассказал, что начал работать над докладом в ноябре прошлого года, когда услышал «загадочное предложение российского президента Путина о возможности ввести миротворческую миссию». «Я 15 лет работал с миротворческими миссиями в Косово и Гаити, потому имею представление, как работают такие миссии, и потому не считаю реалистическим предложение Путина о введении миротворцев с целью защиты только Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на линии разграничения, а также я не думаю, что реалистической является миротворческая миссия численностью 50—60 тыс. солдат, как это имело место в Косово», — отметил он.

По его мнению, это объясняется тем, что вряд ли среди стран найдется поддержка такой крупномасштабной миссии. С другой стороны, он считает, что внедрение миротворческой миссии на Донбассе  в целом зависит от того, будет ли найден компромисс между Украиной, Западом с одной стороны, и с Россией — с другой. В целом, судя по международному опыту, подчеркнул он, «миротворческая миссия — это дело компромисса».

Вместе с тем господин Гован считает, что достаточной была бы миссия численностью 20 тысяч солдат, которая бы обеспечила безопасность на Донбассе, проведение выборов, а также с временной гражданской администрацией — интеграцию региона в состав Украины.

А предпосылкой этому, отметил эксперт, есть, прежде всего, контроль над всей территорией, тяжелыми вооружениями, которые находятся на этой территории, и обеспечение контроля украинско-российского границы.

Кроме того, господин Гован подчеркнул важность того, чтобы миротворческие силы под эгидой ООН сотрудничали с ОБСЕ.

Что касается состава будущей миротворческой миссии, то, по мнению Гована, ее основу могут составлять такие страны как Швеция и Финляндия, которые имеют нормальные отношения с Россией. А если в состав миротворцев захочет войти Казахстан или Беларусь,  входящие в состав Договора о коллективной безопасности, то, соответственно, в качестве баланса было бы логично включить в их состав какие-то страны-члены НАТО, например Испанию, или страны Балтии, которые хорошо понимают ситуацию в Украине.

«БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ФАЗЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ МИНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ»

Со своей стороны, Роберт Серри отметил в своем выступлении, «мы реалисты и понимаем, что идея введения миротворческой миссии вряд ли может быть реализована в настоящее время, когда Украина вступает в избирательный президентский цикл». Вместе с тем отметил, что на наивысшем уровне должно быть понимание необходимости объединения миротворческой миссии ООН и СММ ОБСЕ. Ведь именно таким образом, прибавил он, можно будет решить все проблемы, к отмеченные в Минских договоренностях. И здесь, подчеркнул господин Серри, важное значение имеют фазы и последовательность выполнения Минских соглашений. И в первую очередь, по его мнению, речь  о нулевой фазе — обеспечении длительного перемирия.

Здесь, в Европе, происходит «забытая война» — горячий конфликт, нет реального перемирия, почти ежедневно погибают люди. И мы не верим, что миротворческие силы ООН могут принести мир, нужно реальное перемирие продолжительностью два месяца. И потом можно будет приступать к следующим трем фазам. Но для размещения миротворческих сил ООН должна дать разрешение Украина, а Россия соответственно воспринять это.

Следующие три фазы, по словам господина Серри, будут заключаться в следующем.

Во-первых, выведение тяжелых вооружений, незаконных военных формирований и установление контроля над границей. Это может занять от 4 до 6 месяцев. За это время все иностранные формирования должны покинуть территорию Донбасса.

Во-вторых, обеспечение «широкой безопасности», амнистия, разоружение формирований, реинтеграция, введение временной администрации с привлечением украинской стороны. На этом этапе Украина должна продемонстрировать готовность играть свою роль, и мы приветствуем продолжение действия Закона о спецстатусе оккупированных территорий до конца следующего года.

В-третьих, консолидация безопасности, создание атмосферы доверия, завоевания сердец людей, которые остались на этой территории и проведение выборов из привлечением ЦИК.

«НАШЕ ВИДЕНЬЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВО ВВЕДЕНИИ МИРОТВОРЦЕВ ПО ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ»

Между тем, представитель Украины в рабочей подгруппе по политическим вопросам Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины Александр Моцик отметил в своем выступлении, что ситуация с продвижением в Минских договоренностях является тупиковой из-за позиции России, которая после аннексии Крыма и начала агрессии на востоке Украины, не  хочет идти на процесс урегулирования мирным путем, а, скорее, хочет заморозить ситуацию до выборов, в надежде на усиление пророссийских сил в Украине.

По его словам, Украине нужна миротворческая миссия ООН, но не такой, как это предлагает Россия, которая только приведет к замораживанию конфликта на длительное время.  «И наше виденье, продолжил он, заключается во введении миротворцев по всей территории, не только на контактной линии, а с доступом к местам хранения тяжелого оружия и украинско-российской границы, которая не контролируется Украиной, и через которую постоянно инфильтрируются наемники, вооружения, осуществляется ротация российских войск».

«РОССИЙСКАЯ СТОРОНА ВООБЩЕ НЕ ХОЧЕТ ГОВОРИТЬ О ГРАНИЦЕ»

Моцик также сообщил, что «российская сторона вообще не хочет говорить о границе, как отдельном вопросе, хотя я последние полгода пытаюсь их убедить создать рабочую группу по этому вопросу, в частности модальности контроля над границей».

Украинский эксперт также соглашается с оценками экспертов, что миротворческие силы должны составлять, по меньшей мере, 20 тыс. солдат, 5 тыс. полицейских, несколько тысяч работников временной администрации.

Самое главное, подчеркнул он, внедрение такой миссии должно привести к возобновлению территориальной целостности, возобновлению суверенитета Украины, реинтеграции оккупированных территорий, возобновлению разрушенных зданий и заводов и отвоеванию сердец людей, которые натерпелись за эти годы российской агрессии».

Следует отметить, что все упомянутые эксперты не могли сказать, как можно ввести эффективную миротворческую миссию на Донбасс, против чего выступает Москва. С другой стороны, они соглашаются с мыслью, что прогресс по этому вопросу является маловероятным до президентских выборов в Украине. Более того, как отметил Моцик, «Россия тормозит работу Минского процесса. В Кремле считают, что выборы внесут определенную долю хаоса и укрепят силы, дружественные к России».

«ОТКАЗ ОТ МИНСКИХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ БУДЕТ ОШИБКОЙ ДЛЯ УКРАИНЫ»

С другой стороны, эксперты предостерегали, что выход Украины из Минских договоренностей будет иметь тяжелые последствия. «Для Украины важно, что санкции могут быть сняты после выполнения Минских договоренностей, и отказ от них будет ошибкой для Украины, — отметил Серри.  Моцик, со своей стороны, даже подчеркнул, что «санкции — единственный действенный инструмент, который сдерживает российскую агрессию».  А Гован отметил, что СБ ООН уже принял резолюцию, в которой поддержал Минские договоренности, поэтому вряд ли возможно принятие другой резолюции без ссылки на настоящий документ.

Достаточно оптимистично для нашей страны завершил дискуссию господин Гован. Он в частности заявил следующее: «У вас есть хороший друг — советник американского президента по вопросам национальной безопасности Болтон. А США не любят долговременные миротворческие силы, и поддерживают такие силы, которые были бы недолговременными».

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать