Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Готовим «Нюрнберг-2»

Эксперты «Дня» предлагают в Женеве обсуждать не украинский кризис, а российскую проблему
08 мая, 12:52
ФОТО РЕЙТЕР

В последнее время весь мир сосредоточил внимание на решении украинского кризиса. Не прошло и две недели после достижения женевских договоренностей, как дипломаты стали говорить о необходимости проведения Женевы-2. Переговоры, конечно, это хорошо. Но если не сработали договоренности, скрепленные подписями глав дипломатических ведомства США, Украины, ЕС и России, то, по-видимому, нужно искать более глубокие причины возникновения так называемого украинского кризиса. И они являются достаточно очевидными — это попытка Путина после аннексии Крыма дестабилизировать ситуацию на востоке Украины с помощью прямого вмешательства российских спецслужб и привлечение коллаборационистов из местного населения, чтобы таким образом отобрать еще один кусок нашей территории.

Как отметил американский политолог и дипломат Строуб Телботт в интервью Corriere della Sera, «Владимир Путин все более напоминает Слободана Милошевича с его мечтами о большой Сербии». По его словам, аннексировав Крым и пытаясь поступить аналогичным образом с Восточной Украиной, российский президент закрывает пространство для любых дипломатических вмешательств, проведение переговоров становится невозможным.

Раз так, тогда нужно лечить причины этого явления, а не симптомы, что пытается делать Запад. Дело в том, что Россия так и не вылечилась от сталинского тоталитаризма, а режим Путина является результатом злокачественного превращения этой античеловеческой системы. Более того, в настоящий момент есть все признаки превращения этого режима не в просто авторитарный, а в нацистский. Это подтверждают последние действия Кремля, который при аннексии Крыма буквально скопировал действия Гитлера в 1938 году.

Также в России, которая провозглашает себя единоличным победителем нацизма, забывая о вкладе Украины, Беларуси и других союзных республик, и союзников по антигитлеровской коалиции, при Путине стал процветать неофашизм и неонацизм.

Поэтому остается вопрос, как отметила главный редактор Лариса Ившина на своей странице в Facebook: «Что с этими продуктами нацистской пропаганды делать? Кто с этим справится? И как?! Нужно больше писать об опыте денацификации Германии. В Женеве-2, я думаю, нужно обсуждать не украинский кризис, а Россию... Чтобы не дошло (или дошло!)... до Нюрнберга -2».

КОММЕНТАРИИ

«ЖЕНЕВА-2, ИЛИ МИРНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ АВЕЛЯ С КАИНОМ»

Юрий ЩЕРБАК, дипломат, публицист:

— Мы приветствуем инициативу министра иностранных дел Германии Штайнмайера относительно проведения нового раунда переговоров в Женеве между Украиной, США, ЕС и Россией. Это очень своевременная идея, особенно, если учитывать тот факт, что договоренности, достигнутые в Женеве-1, были полностью провалены усилиями страны-агрессора России, а ползучая, диверсионно- инфильтрационная война против Украины лишь разгорелась с невиданной силой.

Страны Запада, очевидно, еще не проснулись от сладких либерально-глобализационных снов о всеобщем мире в Европе и не понимают, что Путин — этот последователь Гитлера и Саддама Хуссейна, став в результате злокачественной мутации военно-политическим вождем и диктатором «Русского мира», развязал Третью мировую войну. Украина — лишь начало, за которым последует Молдова, Азербайджан, Казахстан, Латвия, Литва, Эстония. И на горизонте Польша, Балканы, Центральная Азия и так далее. Любая победа лишь будет усиливать аппетит агрессора.

Конечно, цель Женевы-2 очень благородная: путем переговоров и компромиссов (за счет Украины) обеспечить нашей стране проведение свободных президентских выборов 25 мая. Эту цель разделяют Обама, Меркель, Господин Ги Мун, Олланд, МИД Украины. Но разделяет ли ее Россия?

Ведь цель Путина прямо противоположная: дестабилизировать ситуацию в Украине, разрушить остатки государственности, посеять страх и неуверенность, уничтожить волю украинцев к сопротивлению, поставив Украину на колени.

Это тотальная политическая война против всего украинского — против русскоязычных украинцев в том числе. Это одновременно этническая война против украинского государства, против украинского языка и культуры, война, исполненная ненависти и расового презрения против самих основ существования украинского народа. Это — преступная война Путина против здания европейской безопасности и стабильности. И чем раньше поймут это западные союзники Украины, тем лучше. А следовательно, после Женевы-2 следует готовится к Нюрнбергу-2 — в Женеве или в Берлине, на котором представить неопровержимые доказательства преступлений российской военщины, этих «вежливых людей» и их наемников и соратников — уголовной гопоты, паханов Януковича и другой плесени.

Нюрнберг-2 должен пройти с участием европейских юристов, экспертов-криминалистов, представителей общественных организаций. Председательство мог бы взять на себя опытный юрист и посол, профессор Владимир Василенко. И на такой процесс нужно было бы пригласить представителей Европарламента и других европейских институтов, а также представителей международной прессы.

Удивляюсь, почему до сих пор не создана специальная государственная комиссия с участием общественности для расследования военных, уголовных и этнических преступлений российского агрессора? Удивляюсь, почему власть не способна организовать международную выставку, посвященную этой войне нового типа, или провести международные конференции на Западе с участием свидетелей, экспертов, лидеров общественных организаций? Наше молчание — это молчание жертвы, которая побуждает агрессора к новым преступлениям.

В основе идеологии и действий Путина лежит доктрина сталинизма, насильственного захвата и подчинения территорий и стран, гитлеровская практика, разработанная во время оккупации Чехословакии, новейшие изобретения афганской и чеченской войны, борьбы с непокорным населением.

Сегодня Славянск и Краматорск являются для Путина тем же, чем в 1939 году была для Гитлера радиостанция в Гливице (Гляйвиц) — плацдармом гигантской провокации, способной поджечь Европу, как свалку старых автомобильных шин.

Опомнитесь и проснитесь, господа-романтики мягких компромиссов с агрессором.

Напомню, что когда Каин, сын Адама и Евы, убил своего родного брата Авеля, Господь не вел с ним мирные переговоры, а наложил на него клеймо вечного проклятия (Бытие. 4:8-15).

Почему Германия, которая, наверное, лучше других стран может понять процессы, происходящие в России, не хочет инициировать Нюрнберг-2?

— Этому есть две причины: Во-первых, Германия после поражения в Сталинградской битве панически боится России, и это довлеет над всей немецкой внешней политикой. Это в подсознании и в генетической памяти каждого немца. Здесь ничего не поделаешь. Это страшный комплекс поражения и в определенной степени исторической вины Германии перед Россией. Как будто перед Украиной у них нет вины.

Во-вторых, это очень большие экономические интересы в России. Поэтому немецкий капитал и немецкие бизнесмены все время отговаривают Меркель от серьезных экономических санкций.

Мы понимаем, сложность для Германии в том, что она пока не может решиться на серьезные санкции. Получается, что Германия опять начинает «воевать» против России.

С другой стороны, немецкая словесная реакция довольно активная, потому что Путин слишком напоминает им Гитлера, и, в частности, статьи в Der Spiegel российского лидера назвали последователем Гитлера. Все эти разговоры о покинутой родине, об утраченных землях, отмечают в издании, — все это нацистская терминология. Да, немцы понимают и должны понимать, но сейчас почему-то не могут решиться на серьезные шаги, чего-то ждут. Для них в настоящий момент дедлайн — проведение выборов в Украине.

«СЕЙЧАС МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ДОЛЖНО ОБСУЖДАТЬ, КАК ОСТАНОВИТЬ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ ДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ СИЛ»

Герхард ГНАУК, корреспондент газеты Die Welt в Варшаве:

— Нюрнбергский процесс был после того, как уже остановили Гитлера. Поэтому сейчас пока не время для трибунала. Сейчас время для быстрых решительных действий. А если говорить о судебных измерениях, то, видимо, первым был украинец в Америке Адриан Каратницкий, который предложил посчитать убытки для украинского государства от потери Крыма и пойти в Международный суд. Наступили времена, что такие конфликты то ли газовые, а сейчас, оказывается, и территориальные, можно и нужно вынести в суд и много лет тягать агрессора по судам. Проблема, что хорошие адвокаты дорого стоят. Тут, возможно, есть смысл в публично-частном партнерстве. Другими словами, украинское государство вместе с бизнесменами могут найти средства и людей, чтобы это сделать.

Но здесь же речь идет о том, что именно Германия, которая пережила страшный период нацизма, имеет моральное право инициировать Нюрнберг-2. Ведь ваша страна лучше, чем другая любая страна, видит угрозы, которые несет режим Путина, которого немецкая пресса называет настоящим преемником Гитлера. Что скажете?

— Я думаю, что именно Германии не так легко в этом плане. Немецкие политики стараются не так сильно поднимать это сравнение, но два дня тому назад на одном из больших шоу журналист газеты Tageszeitung опять прибег к этому сравнению. А раньше министр финансов Шойбль тоже сравнивал действия Путина с действиями Гитлера в 1938—1939 году. Это интересный знак, но я не верю, что это быстро может иметь юридические последствия.

А что мешает сделать это: осознание старой вины или экономические связи с Россией?

— Нюрнбергский процесс был судом победителей после Великой войны. Во-первых, здесь еще победителя нет. А во-вторых, даже если суд скажет свое слово, разве это остановит российские танки? Думаю, что нет. Россия — это последнее государство, которое подчиняется решениям международных судов. Поэтому сейчас международное сообщество должно обсуждать, как остановить на территории Украины действия российских сил, явных и неявных.

Украина же должна делать ставку на интернационализацию конфликта, привлечь то ли миротворческие силы, то ли наладить сотрудничество с полициями других стран.

Во многом то, что происходит в России, сейчас является последствием того, что в этой стране так и не были осуждены преступления сталинского тоталитаризма. Мы видим, что там возвеличивают Сталина, с портретами вождя народов выходят люди на демонстрации. Как это можно лечить? Разве это не должно беспокоить международное сообщество, Германию?

— Честно говоря, я думаю, что имеет больше смысла работать над сознанием немцев, французов и даже американцев, чем россиян. Граждане России сейчас не имеют возможность свободно выражать свое мнение на счет любого вопроса. Так что даже изменение их сознания не имеет непосредственного влияния на политику страны.

Что же тогда может повлиять на единственного в России человека, который определяет политику — Путина?

— Г-н Штайнмайер, представляя инициативу с проведения Женевы-2, говорил, что первым условием этих новых договоренностей должен быть четкий сигнал всех сторон для деэскалации конфликта. Остается загадкой, хочет ли этого Россия.

Если говорить о том, что может остановить Путина, мне кажется, что угроза поставки оружия, о чем говорил Збигнев Бжезинский, а республиканцы в Сенате подготовили законопроект о военной помощи Украине на сумму 100 млн долларов, и даже сами поставки оружия будут рычагом влияния на Россию. Хотя риск, конечно, большой. Сейчас вопрос в том, остановить ли югославский сценарий в Украине прямо сейчас, демонстрируя силу и давление на другую сторону, будем говорить, на Милошевича, или позволить этому сценарию развиваться и остановить его намного позже, как это было в Югославии.

«НЮРНБЕРГ-2 МОГ БЫ СТАТЬ СРЕДСТВОМ ЛЕЧЕНИЯ РОССИЯН. И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ИМПЕРШОВИНИСТОВ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЮТ РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО...»

Владимир ВАСИЛЕНКО, украинский правовед-международник, заслуженный юрист Украины, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, доктор юридических наук, профессор. С 2006 по 2010 гг. — представитель Украины в Совете ООН по правам человека:

— К Нюрнбергу-2 нужно готовиться. Прежде всего, бывшее руководство Украины: Захарченко, Якименко, Клюев могли бы фигурировать как обвиняемые на этом процессе. В течение очень короткого времени они совершили преступления против человечности и подлежат судебному преследованию и наказанию за них. И конечно, президент РФ Владимир Путин, под руководством которого Россия совершила и продолжает совершать акт агрессии против Украины. Это одно из самых тяжелых международных преступлений, за которые также необходимо наказывать. Вместе с Путиным на скамью подсудимых должно сесть его окружение. А Янукович должен был бы быть соучастником агрессии, поскольку он попросил военную помощь у Путина и таким образом создал почву для вооруженной агрессии России против Украины.

На этом процессе Нюрнберг-2 должно было бы присутствовать руководство украинской коммунистической партии. Эта партия преступна, поскольку как потомок КПСС она выступает против независимости Украины и делает все для того, чтобы Украина была лишена статуса независимого государства.

Понимают ли в Европе необходимость проведения Нюрнберга-2?

— Думаю, что в Европе не совсем понимают значение этого процесса. Европа как-то живет своей жизнью и не беспокоится о своем собственном будущем. Я не говорю о будущем Украины. Они не обязаны беспокоиться о будущем Украины. Но то, что случилось с Украиной, может случиться и со странами Европы, если не будут приняты серьезные и эффективные меры против государства-агрессора, которое, пренебрегая всеми международными правилами, своими международными обязательствами, совершает акт агрессии против соседнего государства под предлогом защиты своих соотечественников, русскоязычного населения. И не исключено, что после Украины жертвой российской агрессии может стать любое европейское государство, где есть так называемое русскоязычное население.

У нас есть морально-политическая поддержка со стороны Запада, но они почему-то надеются на диалог между Украиной и Россией и налаживание отношений мирными средствами. Я думаю, что это обусловлено непониманием российской политики и российской стратегии. Если говорить об Украине, то цель России это — тотальное уничтожение Украины как геополитической реальности, национальной единицы, как субъекта международного права. Медля с применением серьезных санкций, Запад пренебрегает интересами своей собственной безопасности.

А как, по вашему мнению, можно вылечить россиян от нацистской пропаганды. Не могла ли бы здесь сыграть важную роль Германия, которая пережила подобную болезнь?

— Конечно. Но немецкие большие компании заявили, что они выступают против введения санкций относительно агрессора — России, потому что страдают их экономические интересы. А это просто меркантильный подход, лишенный какого-либо смысла. Сегодня они заботятся о своих доходах, потому что у них есть выгодные сделки с Россией, но завтра они также могут оказаться в роли жертвы ненасытного агрессора. Это старая ментальная болезнь россиян — они готовы расширять свою империю до бесконечности. Это в самой крови российского империализма и русских импершовинистов.

Конечно, Нюрнберг-2 мог бы стать средством лечения россиян. И в первую очередь, импершовинистов, которые сегодня возглавляют российское государство, и которые своей политикой зомбируют рядовых россиян, отвлекают их внимание от тех проблем, которые есть в России, не дают возможность построить нормальное гражданское общество, которое основывается на уважении к правам человека и в рамках которого обеспечиваются нормальные условия для жизни людей. А так эта имперская спесь, имперский гонор, которым сегодня пораженно население России, о чем свидетельствует колоссальный рейтинг Путина, это — болезнь, не избавившись от которой, нечего надеяться на то, что в России будет нормальная власть и нормальное общество, демократические порядки и нормальный уровень жизни.

И что должно произойти, чтобы Нюрнберг-2 стал реальностью? Россия должна потерпеть поражение, как это было в случае с нацистской Германией?

— Конечно, никто войну России объявлять не будет. Силой оружия ее никто одолевать не будет, потому что Россия — ядерное государство. Но вполне реально введение западными государствами таких экономических санкций, которые обвалят экономику России и приведут к падению режима Путина. И только в таком случае для оздоровления страны сами россияне этих преступников будут преследовать как международных уголовных преступников. И Россия даст согласие на организацию Нюрнберга-2.

Другая возможность в более обозримой перспективе, это когда Россия распадется, когда режим Путина потерпит поражение на внутреннем поле. Потому что события, которые ныне происходят в России, обнаруживают все признаки распада миниимперии и именно поэтому Путин ищет внешних врагов, чтобы мобилизовать население и отвлечь от насущных проблем и оправдать те неурядицы, которые есть в России. А эти проблемы, вызваны как раз тем, что путинский режим это — авторитарный режим, который близок к нацистскому режиму. И именно те правила игры, которые Путин установил в России, ведут в никуда, к распаду и краху.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать