Перейти к основному содержанию

Израилю не с кем договариваться

15 декабря, 19:50

Палестинский премьер- министр Исмаил Хания, выступая перед тысячами иранцев в Тегеранском университете, заявил, что «мы никогда официально не признаем захватнический режим Израиля и продолжим свое сопротивление вплоть до полного освобождения Ерусалима и палестинских земель». Это первый заграничный визит премьера, начиная со времени прихода к власти в Палестинской автономии экстремистской группировки ХАМАС в марте 2006 года. Хания неоднократно критиковал США за их требование, чтобы ХАМАС признал Израиль, что должно было бы стать основанием для возобновления мирных переговоров и международной помощи палестинцам.

Исмаил Хания отметил: «Они (США и Израиль) думают, что палестинский народ одинок в своей борьбе, но это их представление. Палестинцы являются частью исламского мира, мы имеем глубокую стратегию как в Иране, так и во всем исламском мире. Палестинский народ всегда будет вместе с Ираном и вместе с этой страной готов противостоять давлению Израиля и США». Выходит, что Израилю не с кем договариваться, поскольку как можно вести вообще переговоры с теми, кто упрямо не желает признавать, что ты вообще имеешь право на существование. Исламисты не только хотят уничтожения Израильского государства, они изо всех сил стремятся к его изоляции на международной арене. Чиновник из офиса израильского премьер-министра Эхуда Ольмерта Девид Бейкер подчеркнул, что комментарии Исмаила Хании «были тем типом экстремистской риторики, который подпитывает террор и лишает всех шансов достичь договоренностей между Израилем и палестинцами». Собственно, это понимает и часть реалистично настроенной палестинской политической элиты, которая осознает, что конфронтационная деятельность ХАМАСа никогда не позволит палестинцам выйти на финишную прямую провозглашения Палестинского государства.

Но после экстремистского заявления Хании и явной невозможности договориться с ХАМАС о коалиционном правительстве президент Палестинской автономии Махмуд Аббас решил предпринять смелый и мужественный шаг. Он заявил, что собирается распустить парламент и назначить дату проведения новых выборов. Хотя сразу представители ХАМАСа назвали это заявление «попыткой государственного переворота». Как пишет влиятельная израильская газета Ha’aretz со ссылкой на свои источники в палестинском руководстве, Аббас намеревается провести новые выборы для того, чтобы прекратить затяжной политический кризис, связанный с тем, что движения ФАТХ и ХАМАС не могут договориться о создании правительства национального единства.

В то же время в ФАТХ сообщили, что готовы пойти на компромисс с ХАМАС, если последний признает право Израиля на существование и подтвердит правомочность договоренностей, заключенных с этой страной ранее. В свою очередь, в ХАМАС говорят о неприемлемости этих требований и настаивают на формировании правительства на своих условиях — без предварительного признания «сионистского образования» — как в ХАМАС называют Израиль. Стоит вспомнить, что в основе всех палестинских претензий к Израилю лежит «право на возвращение». И здесь мы сталкиваемся с определением — то, что касается других, не обязательно должно касаться меня. Такая двойная трактовка подрывает моральные основы правосудия. Это становится очевидным в случае «права возвращения» — морального измерения и предварительного условия для реализации мирного процесса в том русле, как этого хотят арабы и их образованные союзники. Только ли арабско- палестинская настойчивость должна вернуть палестинцев в города и села, откуда они бежали или вынуждены были выехать во время войны Израиля за независимость?

Как неоднократно подчеркивалось арабами и их союзниками, право возвращения для арабско- палестинских беженцев войны 1948 года является моральной категорией. Наиболее ярые сторонники права на возвращение утверждают, что ими движет не только сознание тяжелого положения перемещенных лиц, которые утратили свои дома после войны. Они утверждают, что имеют намерения исправить несправедливость, бороться со злом и возобновить моральный порядок, который был нарушен победой Израиля.

Как первичный грех «сионистского государства» определяется отказ Израиля согласиться с правом палестинцев на возвращение, рассматривая его не только как нарушение прав человека, но и как фундаментальный моральный грех, который подрывает основы еврейского государства. Однако пути справедливого решения проблемы в корне отличаются от гиперморализованной трактовки арабами и их союзниками. Принимая во внимание, что каждое соглашение, которое заключается между людьми или группами индивидуумов (независимо от количества договаривающихся лиц), определяет принципы игры по определенным правилам, проблема правосудия является фактически производной из тех правил игры, которые были сформулированы и поддержаны игроками.

Война — жестокое занятие: ее результатом являются смерть, разрушение и большие потери. Однако это игра в том смысле, что поведение обеих сторон подлежит соблюдению некоторых правил, которые игроки хорошо знают. Таким образом, фундаментальные правила войны 1948 года были на удивление простыми: победитель получает все. Арабы, которые не признавали право евреев на самоопределение, и не скрывали, что недопущение еврейской государственности является их высшей целью. Евреи хорошо сознавали, что это значит в плане их выживания.

Таким образом, постоянные арабские апеллирования к праву на возвращение морально не обоснованы, потому что это является призывом к замене правил игры. Тех самых правил, которые были определены арабами в начале войны и не могут пересматриваться после ее окончания. После 1948 года арабы явно демонстрировали своими действиями, в попытке исправить свое поражение, что правила игры, которых они придерживались, не были правильными. Однако этих правил в дальнейшем придерживались израильтяне. И «право на возвращение», которое сформулировали арабы, не было для них моральным критерием. Право возвращения, которого так настойчиво требуют арабы, не является мерой правосудия. Это его противоположность. Поскольку сама замена правил после поражения отвергает любое понятие справедливости. А без справедливости не существует никакого правосудия...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать