Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как найти связь времен

Монархия в ХХІ веке — на примере древнейшего королевства в мире — Дании
18 мая, 19:54
«ЛЬВОВСКАЯ МЕЧТА» / ФОТО ТАТЬЯНЫ СПОРЫНИНОЙ

На прошлой неделе «День» начал на своих страницах дискуссию по поводу дееспособности и демократичности института монархии на примере Великобритании. В статье под названием «Монархическая идея в ХХI веке» отмечается, что «для большой части британцев корона — это не просто исторический сувенир, но и вполне работоспособный и нужный в современном мире институт». С другой стороны, автор «Дня», философ Андрей Баумейстер привел аргументы в пользу того, что монархия является современной («День» № 78-79). Предлагаем читателям взгляд на то, как обеспечивается связь прошлого с современностью в Дании — древнейшем королевстве в мире.

Для Украины особенность этой страны заключается в давних династических связях с Данией, которые имели киевские князья. Дочь Мстислава Ингеборга назвала в честь своего деда Владимира Мономаха сына, который стал будущим королем Вальдемаром Великим.

Дания — одна из древнейших стран Европы и древнейшее королевство в мире. Действующий монарх, Королева Маргрет II, была коронована в апреле 1972 года, представляет старейшую монархию в Европе, которая уходит корнями к началу 900 года н.э. и королю викингов Горму. Королева пользуется большой популярностью среди датчан и гостей страны, и на главных королевских праздниках тысячи людей собираются на площади напротив дворца Амалиенборг, чтобы поздравить Королеву и ее семью национальными флажками.

НА ФОТО (СЛЕВА НАПРАВО) ПРИНЦЕССА МЭРИ, КРОН-ПРИНЦ ФРЕДЕРИК, КОРОЛЕВА МАРГРЕТЕ, ПРИНЦ ХЕНРИК, ПРИНЦ ИОАХИМ И ПРИНЦЕССА МАРИ ПРИВЕТСТВУЮТ ЛЮДЕЙ С БАЛКОНА ВО ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ 76-ЛЕТИЯ ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОРОЛЕВЫ 16 АПРЕЛЯ 2016 ГОДА / ФОТО РЕЙТЕР

В этой стране, подобно Великобритании, Королева выполняет роль главы государства, а правительство формируется из парламента, «фолкетинга». Парламент в Дании однопалатный; депутаты выбираются путем пропорционального представительства, хотя каждый член парламента также представляет избирательный округ. Четыре из 179 членов парламента избираются от Гренландии и Фарерских островов. В целом правительство Дании является правительством меньшинства (которое не содержит парламентского большинства), что означает, что политика Дании основана на компромиссах всевозможных политических партий. В случае, если Фолкетинг выражает недоверие правительству, правительство должно уйти в отставку или провести выборы.

Датчане, как и большинство скандинавов, люди либерально настроенные, и такое мировоззрение отражается на политическом и социальном строе страны. Послевоенное развитие Дании было основано на соглашении, которое позволяло стране сохранить лучшие достижения и при этом соответствовать требованиям современного демократического государства. Результатом такого развития стало слияние монархии, демократии и рыночной экономики, подкрепленное одной из самых развитых систем социального обеспечения в мире.

«День» обратился к экс-послу Украины в Дании Михаилу СКУРАТОВСКОМУ с просьбой рассказать, как в этом королевстве сочетается монархия с демократией и обеспечивается связь прошлого с современностью.

«В ДАНИИ МОНАРХИЯ МОЖЕТ СПОКОЙНО УЖИВАТЬСЯ С ЛЮБОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ»

— Для датчан монархия — это традиция, которой они очень гордятся и которую они очень оберегают. Я был на протяжении четырех лет послом в Дании, и у меня неоднократно были возможности встретиться с самой королевой и практически всеми членами королевской семьи, и принцем-консортом, и с крон-принцем, их женами. Единственное требование ко всем, кто с ними встречается, стараться избегать политических разговоров, каких-то пожеланий. Поскольку все эти вопросы остаются за правительством и парламентом. Единственное, что все решения, которые принимаются исполнительной и законодательной властью, визируются королевой. Она может выражать свои пожелания, но это делается таким образом, чтобы не выносить на публику, чтобы сохранить впечатление, что это делается согласно единой политической воле.

Королевская семья очень активна в гуманитарных вопросах. Я организовывал визит крон-принца Фредерика сюда, в Киев, в 2011 году. Он открыл официально украинско-датский бизнес-форум, потом ездил в Мелитополь в авиационную часть, которая перевозит в Гренландию большие грузы. Датчане очень нам благодарны за это, и его визит как раз был жестом доброй воли. Поскольку очень много датских компаний работает во Львове, то крон-принц посетил этот город, чтобы пообщаться с датскими бизнесменами. А политические переговоры он не проводил.

После вручения верительных грамот королеве Маргрет II у меня была светская беседа с ней и ее мужем. Датчан устраивает деятельность королевы, и они ее никогда не критикуют. И королевская семья старается себя вести таким образом, чтобы к ним не было никаких претензий. Они очень демократичны.

Обе жены обоих принцев, Иоахима и Фредерика, не датчане. Одна из них из Австралии, другая — из Франции, некоролевских кровей. Это очень демократично, и это, видимо, помогает членам королевской семьи пользоваться и укреплять чувства любви, которые существуют к ним. Это действительно возможность для датчан гордиться тем, что у них есть такая старинная традиция.

Я не думаю, что датчане нуждались бы в больших деньгах на поддержание этого института, если бы не было монархии. Там свои веками наработанные схемы, каким образом они все это делают. Кроме того, у датчан нет никаких вопросов по поводу финансирования королевской семьи.

Как и в Великобритании, в Дании за плату можно посетить несколько королевских дворцов. И таким образом датчане также зарабатывают на этом. Выходя на какие-то протокольные мероприятия, королева, жены принцев надевают драгоценности, которые принадлежат государству. Кстати, в одном постоянно действующем музее в королевском дворце Розенберг можно посмотреть на быт королевский, например, ХVII-ХVIII века, и в то же время одна из частей — это музей королевских драгоценностей. И когда королеве нужны какие-то драгоценности, она берет их из этого хранилища и надевает.

Что касается дискуссии об устарелости или современности монархий. Каждая нация должна сама решать, что ей нужно. Если какой-то народ считает, что такой институт является традицией, которая хранит их самобытность, то, конечно, он имеет право на существование такой системы. Безусловно, это только народу решать, что им нужно и как действовать, в каком направлении двигаться.

Поскольку датчане настроены очень положительно к этому институту, то я считаю, что Дания и другие страны, которые сохраняют монархический уклад, имеют полное право на дальнейшее его существование. Это индивидуально. А любые попытки сказать, что это архаизм, что это не нужно, это субъективный взгляд. Ведь всегда народ решает свою судьбу. И в данном случае датчане считают таким образом.

Что касается Украины и возможного возвращения, скажем, гетманата, то над этим нужно хорошо подумать, все взвесить. Хотя наш народ больше настроен на демократические нормы, однако, откровенно говоря, больше демократии, чем в Дании, трудно найти. В Дании даже такой институт, как монархия, может спокойно уживаться с любой демократической системой и возглавлять одно из самых демократических обществ на нашей планете.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать