Косовский катализатор ЕС
Объявление Косово независимости вернуло стабильность на Западных Балканах было вынесено на повестку дня Европы. Если Европейский Союз не предпримет решительных действий, ситуация в регионе может резко ухудшиться, что будет иметь тяжелые социальные и экономические последствия, а также последствия с точки зрения безопасности. ЕС необходим комплексный региональный подход, направленный на преодоление существующих препятствий для вступления в Союз каждой из стран региона.
Западные Балканы — термин, вошедший в оборот в 1999 году, — включают Албанию, Боснию и Герцеговину, Хорватию, Македонию, Черногорию, Сербию и Косово, с приблизительной общей численностью населения в 22 миллиона человек. Экономическое развитие региона говорит о хороших перспективах: почти все экономики демонстрируют высокие темпы роста, чему способствует увеличение промышленного производства и экспорта. Внутренние инвестиции также устойчиво растут, поскольку предприниматели, похоже, считают, что сохраняющиеся политические проблемы и проблемы с безопасностью — возможные негативные последствия объявления независимости Косово и нездорового положения в Боснии, — будут рано или поздно преодолены.
Большая работа уже была проведена для того, чтобы восстановить и улучшить региональные отношения. Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы с 1999 года успешно стимулировал региональное сотрудничество, впервые после распада Югославии. Были достигнуты положительные результаты в области энергетики, транспортной инфраструктуры (автомобильных и железных дорог и водных путей) и борьбы с преступностью. Пакт стабильности сегодня распространился на местное управление в виде расположенного в Сараево Регионального совета сотрудничества, готового к выработке региональных и многосторонних стандартов для его членов.
Возрожденное недавно Центрально-европейское соглашение о свободной торговле должно стать основным региональным механизмом для торговли и бизнеса и будет следовать как правилам ВТО, так и обязательствам сторон в отношении ЕС. Точно так же Процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе является одной из сравнительно новых региональных организаций, содействующих подготовке стран-кандидатов и потенциальных кандидатов к вступлению в ЕС и представляющих первый настоящий политический форум регионального масштаба, в котором участвуют как члены ЕС, так и кандидаты на вступление.
Но в этих организациях нельзя видеть замену гораздо более комплексному процессу вступления, который может начать только сам ЕС. Однако, несмотря на благоприятные перспективы и сравнительно небольшие размеры региона, ЕС не торопится сделать первые шаги.
Конечно, темпы приближения стран-кандидатов к вступлению в Союз зависят от темпов проводимых ими реформ. И Европа при поддержке со стороны США приложила много усилий для того, чтобы остановить бойню 90-х годов и впоследствии заново отстроить балканские государства.
Но пока что ЕС не предпринял шагов по подготовке Западных Балкан к вступлению, в соответствии с обещанием его лидеров на встрече в Салониках в 2003 году принять государства Западных Балкан только тогда, когда они будут соответствовать стандартам ЕС.
Это обещание не было милостыней; вступление Балкан пойдет на пользу ЕС. Надо отметить, что продолжительный внутренний кризис в ЕС относительно проекта конституции отвлек внимание от подготовки к вступлению новых стран и нанес вред репутации ЕС на Балканах. Будем надеяться, что новый «Договор о реформах» поможет успокоить критиков и проложить путь к новому, более здоровому этапу интеграции.
Если нет, то надо будет спросить, что случилось с европейским духом 70 х и 80 х годов,когда для таких стран, как Греция, Португалия и Испания, только что избавившихся от диктатуры и гражданского неповиновения, были открыты двери Европейского сообщества демократических государств. Политические решения, принятые в то время, были гораздо более рискованными, чем сегодня на Балканах, и успех Греции и Иберии демонстрирует мудрость принятых в то время смелых решений.
А что же сегодня? Недавно вступившие в ЕС Румыния и Болгария расположены на Балканах и являются примерами стран со специфическими потребностями. Тогда как ЕС сначала слишком спокойно отнесся к переговорам об их членстве, впоследствии было решено продолжить мониторинг обеих стран и после вступления в ЕС для того, чтобы гарантировать установление в них эффективных систем управления и правосудия, что является одним из обязательств, вытекающих из членства в ЕС.
ЕС должен извлечь уроки из этого опыта и разработать стратегию вступления государств Западных Балкан, развитие которых сдерживает сложный постконфликтный переходный процесс. Их специфические нужды должны быть учтены в новом подходе ЕС, давая им надежду и одновременно смягчая последствия объявления независимости Косово.
Ускорение процесса интеграции отвечает интересам Европы в такой же мере, как и интересам региона. Возобновление процесса вступления способствовало бы консолидации ЕС как территориально, так и политически, одновременно усилив его роль в соседних регионах, — странах Средиземноморья, Ближнего Востока и Черноморского бассейна.
Вольфганг ПЕТРИЧ — посол Австрии в ООН в Женеве, бывший специальный посланник ЕС в Косово, главный представитель ЕС на мирных переговорах по Косово в Рамбуйе и Париже и высокий представитель международного сообщества в Боснии и Герцеговине.
Выпуск газеты №:
№30, (2008)Section
День Планеты