Латвийское плечо
Занда КАЛНИНЯ-ЛУКАШЕВИЦА: «Мы планируем как можно быстрее ратифицировать Договор об ассоциации между Украиной и ЕС»Председатель Комиссии Саэйма Латвийсткой Республики по европейским делам, член группы по межпарламентским связям с Украиной Занда Калниня-Лукашевица в течение двух дней провела множество встреч с руководством Верховной Рады, министерств иностранных дел и регионального развития. Несмотря на такой загруженный график, она нашла время, чтобы дать интервью «Дню» и одному из украинских телевизионных каналов. Этого дня (интервью записывалось 2 июня – Авт.) в Facebook широко обсуждалась фотография с изображением сине-желтого сердечка над знаком Rīga при въезде в столицу Латвии. Ранее это оно было закрашено в сине-белый цвет. Поэтому разговор с госпожой Занда начался с этой темы.
«В ЛАТВИИ НЕ ТОЛЬКО ПОЛИТИКИ, НО И ПРОСТЫЕ ЛЮДИ ПОДДЕРЖИВАЮТ УКРАИНУ И ОЧЕНЬ ПЕРЕЖИВАЮТ ЗА ВАС»
– Скорее всего, это частная инициатива. Я бы даже назвала ее прекрасной инициативой. Я тоже видела эту фотографию и очень рада ей. Но, действительно в Латвии не только политики, но и простые люди поддерживают Украину и очень переживают за вас. Еще в январе, когда в Украине была очень сложная ситуация, в центре Риги организовали пикеты в поддержку Украины.
– Согласны ли вы, как депутат, с оценкой вашего президента Андриса Берзиньша, который в интервью "Утренней панораме" на LTV заявил, что реакция Латвии на украинские события была адекватной? И страна успешно решает задачи по обеспечению собственной безопасности, в том числе за счет «определенной экономической поддержки США».
– Во-первых, я как глава комитета по иностранным делам, была очень активно вовлечена в события в Украине. Когда мы получили сведения о первых жертвах на Майдане, я сама всю ночь следила в Twitter за событиями в Украине. Утром состоялось чрезвычайное собрание нашего комитета и мы сразу приняли резолюцию в поддержку Украины. А когда произошла российская агрессия против Украины, мы в течение буквально ночи подготовили проект заявления о неприемлемости агрессии России, которое потом быстро принял парламент.
Наш сейм всегда утверждает национальную позицию по всем вопросам, которые касаются Евросоюза. Например, когда наш министр иностранных дел едет на заседание министров иностранных дел ЕС, то всегда перед этим он приходит к нам в комитет, представляет свою позицию. И после дискуссии мы ее утверждаем. Это означает, что наш комитет все время принимает участие в выработке латвийской реакции на некоторые решения ЕС. Например, относительно того, какой должна быть реакция ЕС, какие санкции нужно применять.
«ПОСЛЕ РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ЕС ЧЕТКО СКАЗАЛ, ЧТО ДЛЯ УКРАИНЫ ОТКРЫТА ЕВРОПЕЙСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА»
– И какие рекомендации ваш комитет давал министру, который на днях принимал решение в заседании Совета министров иностранных дел ЕС?
– Во-первых, мы всегда стараемся видеть полную картину. Мы все время подчеркиваем, что после ратификации Соглашения об ассоциации очень важно, чтобы Евросоюз четко сказал, что для Украины открыта европейская перспектива. Это наша позиция, и на ней мы будем настаивать, когда в следующем году будем председательствовать в ЕС.
Во-вторых, мы считаем, что Евросоюз должен быть готов до введения третьего уровня санкций против России. Причем это должны быть прямые экономические санкции или санкции против финансового рынка. Раньше мы также заявляли, что должно быть эмбарго на поставку вооружений.
Если говорить о том, что может конкретно сделать сама Латвия, то мы планируем как можно быстрее ратифицировать Договор об ассоциации. Я думаю, что это может произойти в июле. У латвийского парламента есть летний перерыв, но все знают, что мы планируем чрезвычайное заседание, чтобы ратифицировать этот договор. И наш комитет готов принять решение, как только этот документ попадет нам на рассмотрение.
– В Facebook пишут, что Румыния сегодня фактически после ратификации молдавским парламентом своего договора об ассоциации уже ратифицировала соглашение с Украиной, Грузией и Молдовой. Почему у вас такая задержка, еще не пришли документы с Брюсселя?
– Возможно, это связано с техническими деталями, переводом. Нам очень приятно, что это сделали в Румынии. Но мы тоже готовы. У нас есть большинство в парламенте. Возможно, удастся ратифицировать этот договор единогласно.
«ЕСЛИ РОССИЯ НЕ ОСУЩЕСТВИТ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ДЕЭСКАЛАЦИИ СИТУАЦИИ, ТОГДА ЕС ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ К ТРЕТЬЕМУ УРОВНЮ САНКЦИЙ»
– Хотелось услышать вашу оценку действий ЕС по введению санкций против России, которая же никак не идет на деэскалацию ситуации на востоке Украины. Адекватно ли действует Германия и Франция, чтобы вынудить Путина прекратить поставки вооружений в Украину и призвать боевиков сложить оружие?
– До той самой минуты пока здесь будет хоть один боевик и пока будут проблемы в восточном регионе Украины, мы будем право считать, что нужно делать еще больше и действовать еще быстрее. То, что происходит сейчас, не нормально. Но мы должны видеть, что госпожа Меркель и ее коллеги в ЕС пытаются найти путь к мирному урегулированию. Я надеюсь, что на сегодняшних переговорах министров иностранных дел Украины, Франции, Германии и России в Берлине, возможно, и не будет найдено решений по мирному урегулированию в один день. С одной стороны, мы должны вести переговоры и стараться шаг за шагом разрешать ситуацию. Но если Россия не осуществит необходимые мероприятия для деэскалации ситуации, тогда ЕС должен быть готов к третьему уровню санкций.
– Разве видно по последним заявлениям Путина готовность России прислушаться к призывам Запада?
– Во-первых, уже было принято два уровня санкций. Продолжаются переговоры, есть диалог, который недостаточен. Но вопрос можно поставить по-другому. Было бы лучше сегодня, если бы Франция и Германия начала войну с Россией и помогло бы это Украине? Сейчас очень трудная беспрецедентная ситуация. Фактически это ситуация войны на европейской территории. Конечно, это ненормальная ситуация, которой мы не можем терпеть ни одну минуту. Все-таки я хочу полагаться на наших лидеров, которые делают и будут делать все возможное, чтобы решить эту ситуацию.
«МЫ КАК ВАШИ ДРУЗЬЯ НАСТАИВАЕМ В ЕС, ЧТО «МИСТРАЛИ» НЕ ДОЛЖНЫ ПОПАСТЬ В РУКИ РОССИИ»
– Известно, что такой рычаг как третий уровень санкции уже вряд ли сработает, поскольку среди 28 членов ЕС есть полдюжины стран, которые выступают против санкций. Более того, некоторые эксперты говорят, что может случиться так, что через бездействие ЕС Украина может быть расчленена… Как этого не допустить?
– Во-первых, ни в коем случае Европа не разрешит разделить Украину. Относительно этого среди всех 28 стран ЕС существует абсолютное единогласие. Никто не сомневается в том, что Украина должна быть единой. Во-вторых, да, я согласна, нелегко принять решение о введении прямых экономических санкций. Вы можете увидеть, что есть такие страны как Латвия, Литва, Эстония, Польша, Швеция, которые очень стараются вести переговоры в ЕС о введении третьего уровня санкций. Конечно, есть проблема, что Франция все еще планирует поставить России «Мистрали». Это ненормально. Это не должно произойти. Названные мною страны также стараются помочь Украине. Мы, как ваши друзья, настаиваем в ЕС, что «Мистрали» не должны попасть в руки России.
В-третьих, мы можем предложить Украине помощь в виде нашего опыта, предоставить экспертов в тех сферах, где ваша страна нуждается в реформах. Эксперты в сфере регионального развития готовы помочь в процессе децентрализации и реформы местного самоуправления. Нам понадобилось 10 лет, чтобы осуществить реформу местного самоуправления, начатую в 1990-м году. И в 2009-м году мы осуществили переход из 536 административных единиц к 119.
Мы готовы рассказать не только о позитивном опыте, но и о своих ошибках, чтобы вы смогли осуществить такую реформу не в течение 10 лет, а скажем за два или три года.
Наши эксперты могут помочь вам в реформировании правоохранительных органов и армии. И еще одной сферой сотрудничества может стать борьба с коррупцией. Очень правильно, что ваши люди ставят ультиматум вашему правительству в этом вопросе. Мы знаем, что такое борьба с коррупцией. Мы создали Бюро по борьбе с коррупцией, которое считается одним из сильнейших по борьбе с коррупцией в ЕС.
Латвия сравнительно небольшое государство, у нас нет газа, нефти и золота, но зато у нас есть люди, которые имеют опыт, и это мы готовы передать Украине.
У меня с собой есть список негосударственных организаций, аналитических центров, которые хотят сотрудничать с Украиной.
– И вы увидели с украинской стороны заинтересованность?
– Да, интерес, действительно есть. Я провела здесь очень интересные встречи и узнала мнение ваших аналитиков, передали им эти контакты. Мы увидели интерес к сотрудничеству и в негосударственном секторе. Очень важно для будущего Украины создать возможности для того, чтобы люди могли принять участие в принятии законов. Люди должны быть уверены в том, что они имеют доступ до информации и находятся в процессе.
«СЕЙЧАС УКРАИНЦЫ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ У ЛАТВИИ, НЕ ОТНОСЯТ СЕБЯ К ОДНОЙ ГРУППЕ СО ВСЕМИ РУССКОЯЗЫЧНЫМИ, ОСОБЕННО С ТЕМИ, КТО ЛЮБИТ ПУТИНА»
– На совещании послов и постоянных представителей России в МИД РФ Путин заявил, что будет энергично отстаивать права русских за рубежом, использовать для этого весь арсенал имеющихся средств, включая право на самооборону. Как у вас восприняли эти слова российского лидера?
– Конечно, нас это тоже волнует. Об этом нет двух мнений. Во-вторых, я считаю, что в ЕС права меньшинств очень защищены. Евросоюз – это лучшее место, где обеспечены права меньшинств. Будь-то украинцы, поляки или даже цыгане, они могут себя спокойно чувствовать в ЕС.
– Если соблюдают законы…
– Да, это само собой разумеется. Об этом не может быть вопросов. К слову, ситуация в Латвии изменилась из-за ситуации в Украине. У нас около третьей части населения составляют так называемое русскоязычное население. До кризиса в Украине это была одна группа. И сейчас оказалось, что там не только поляки или русские, а большая диаспора украинцев. И конечно, сейчас украинцы, которые живут у Латвии, не относят себя к одной группе со всеми русскоязычными, особенно с теми, кто любит Путина.
– Как вы думаете, кто будет новым шефом европейской дипломатии?
– Не знаю. Думаю, что в ЕС никто на данный момент не знает. Только что Совет Европейского Союза принял решение выдвинуть представителя консерваторов Жана-Клода Юнкера выдвинуть на должность председателя Европейской Комиссии. И когда будет принято решение об этой кандидатуре, тогда начнется процесс формирования состава этой комиссии. Верховный представитель ЕС по вопросам иностранных дел и политики безопасности это один из комиссаров. На данный момент Европейский Союз концентрировал свое внимание на председателе Еврокомиссии.
Мы слышали о многих претендентах, готовых занять пост шефа европейской дипломатии, но сейчас мнения большинства европейских государств на счет этой должности не прозвучало. В том числе нет позиции латвийской стороны.
– Но среди названных кандидатур: министров иностранных дел Италии, Польши и Швеции, кого бы поддержала ваша страна?
– Латвия симпатизирует тем, кто ближе нашей философии и политике. И если есть возможность выбрать польского или шведского коллегу или других кандидатур, которые проявили свою позицию в вопросах Украины, то мы «за». Конечно, сейчас это будет играть большую, если не самую важную роль при выборе на эту должность.
Автор
Мыкола СирукSection
День Планеты