Либерализация без перспективы
Брюссель пока не предвидит «будущего развития отношений» с Киевом
В Европейском Союзе предлагают Украине как европейской стране развивать отношения без четкой перспективы членства в евросообществе. С другой стороны Брюссель предлагает Киеву начать диалог о либерализации визового режима. Такими можно назвать коротко итоги заседания Совета Европейского Союза на уровне министров иностранных дел в Брюсселе.
В Европейском Союзе, похоже, поддерживают идею французского президента Николя Саркози назвать новое соглашение между Украиной—ЕС соглашением об ассоциации. Однако, это соглашение не предусматривает четкой перспективы членства Украины в ЕС. Об этом заявила европейский комиссар по вопросам внешней политики и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер. «Было важно придти к общему решению в отношении пакета... по соглашению об ассоциации и в отношении более глубоких обязательств с нашей стороны по углубленному соглашению, которое не предвидит будущего развития отношений с Украиной», — сказала она по окончании заседания Совета ЕС. Вместо перспективы в преамбуле нового соглашения члены ЕС пришли к совместной позиции в отношении признания Украины европейской страной.
Бенита Ферреро-Вальднер также сообщила, что Европейский Союз готов начать диалог с Украиной в отношении либерализации визового режима. «Важно, что будет возможность открыть диалог», — сказала она. По ее словам, данный диалог будет весить параллельно с новым углубленным соглашением с Украиной, и не будет при этом являться его частью. «Это дело средней и долгосрочной перспективы. Мы должны решить проблемы миграции, и в тоже время найти решение для украинцев», — сказала она, подчеркнув еще раз, что вопрос либерализации визового режима является делом средней и долгосрочной перспективы.
Кроме того, еврокомиссар особо обратила внимание на внутриполитическую ситуацию в Украине. «Мы чувствуем, что Украина должна сделать многое для стабилизации внутренней политики», — сказала она, отметив, что между президентом и премьером есть серьезные противоречия. «Мы бы хотели видеть это по-другому», — уточнила Б. Ферреро- Вальднер. По ее словам, этот вопрос также будет обсуждаться на предстоящем саммите Украина— ЕС во Франции 9 сентября.
Разумеется, что главное слово в этом вопросе скажут лидеры стран Европейского Союза. Именно тогда будет точно утверждено название нового документа, а также определено, что следует подразумевать под этим названием.
КОММЕНТАРИЙ
Александр СУШКО , директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины
— У нас было три спорных вопроса. Первый — название соглашения или, скорее, тип соглашения. Поскольку название определяется типом. Второй — перспектива членства и третий — начало диалога о безвизовом режиме. И компромисс заключается в том, что на данном этапе мы получаем согласие по двум вопросам, не получая согласия по вопросу перспективы членства. Это достаточно приемлемый для Украины сценарий, исходя из того, что на сегодняшний день, действительно, Евросоюз не готов пообещать перспективу членства любой стране. До ратификации Лиссабонского соглашения даже нет оснований надеяться на то, что это могло бы случиться. Т.е. на данном этапе надо максимально использовать формат ассоциации как промежуточный этап между партнерством, которое у нас было согласно предыдущему соглашению, и подготовкой к членству. Это промежуточная ступенька, которую мы будем трактовать именно так. Конечно, Европейский Союз в своих официальных позициях будет настаивать на том, что они нам ничего не обещали в плане членства. Хотя ассоциативные отношения, причем отношения политической ассоциации, в определенном смысле являются беспрецедентными. Потому что сейчас Евросоюз имеет, действительно, пять типов ассоциативных отношений. Я думаю, что на этот раз мы видим появление шестого, специфического типа ассоциативных отношений с европейской страной с открытым вопросом относительно будущего членства. В данном случае речь идет не о возражении, а о том, что этот вопрос остается открытым. В этом смысле наше соглашение об ассоциации больше всего типологически напоминает соглашения о европейских экономических зонах (European Economical Area), которые были подписаны с такими странами, как Норвегия. Т.е. со странами, которые не входят в Европейский Союз, но при этом интегрированы во многие политические и почти во все экономические компоненты. Конечно, это не дает нам такого уровня интеграции, но открывает соответствующий путь, который опирается на прецеденты, и то содержание, которое будет записано в соглашении. Потому что, в отличие от ассоциаций средиземноморского или латиноамериканского типа, этот тип ассоциации, который прописан в согласованной части соглашения, предполагает очень крепкий политический компонент в отличие от названных выше типов соглашений. Поэтому типологически это соглашение в наибольшей мере будет похоже именно на ассоциацию европейского типа. Хотя, в отличие от ассоциации балканского типа, тут не будет прописана прямая перспектива членства. Что касается визового режима, то это, действительно, хорошая новость, потому что у меня не было уверенности, что европейцы в этом году официально начнут этот диалог. Другое дело, в каком формате им положено утвердить рамочный документ для начала визового диалога с Украиной. И здесь очень важно, чтобы этот документ не был слабее документов, которые предоставлены странам Западных Балкан.
Что касается внимания Брюсселя к внутриполитической ситуации в Украине. Это всегда ключевой фактор. Любое продвижение направления зависит от способности правительства выполнять задекларированные обязательства и планы реформ правительства. Это очевидно. Вместе с тем, необходимо разработать новый инструмент, который должен прийти на смену Плану действий. И этот инструмент должен быть очень специфическим. Ведь План действий заканчивается в начале следующего года, а новое соглашение на этот момент не будет подписано и не вступит в действие. Поэтому где-то в течение трех лет образуется своеобразный вакуум. С одной стороны, существует ныне действующий инструмент Европейской политики соседства. А с другой — завершается План действий и не вступает в действие новое соглашение. Следовательно, тут перед переговорными делегациями стоит серьезная задача, чтобы разработать документ, который мог бы не просто заменить План действий, а учесть все те недостатки, которые были при реализации Плана действий, и в том числе относительно внутренней способности правительства и парламента выполнять соответствующие функции. Этот инструмент должен обеспечить связь— переход от Соглашения о партнерстве и сотрудничестве к Соглашению об ассоциации. Но он будет действовать в тот момент, когда соглашение об ассоциации не вступит в силу. Я думаю, что это вопрос очень серьезный и переговоры об этом начнутся также уже осенью. Они неформально уже начались, но пока на неофициальном уровне.
Выпуск газеты №:
№129, (2008)Section
День Планеты